kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории и культуры Башкортостана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории и культуре Башкортостана  . (5 класс)

Тема:   Народная медицина.

Цель урока:познакомить учащихся с  историей народной медициной башкир.

Задачи урока:

       Учебные:  

  научить применять народные методы лечения;

       Развивающие:

повышать познавательную активность учащихся, прививать интерес к предмету;

 развивать творческие способности учащихся, предлагая им роли в сюжетно -  ролевой игре;

Воспитательные:

 прививать навыки самостоятельной работы при изучении нового материала;воспитывать любовь и бережное отношение  к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории и культуры Башкортостана »



Урок по истории и культуре Башкортостана . (5 класс)

Тема: Народная медицина.

Цель урока:познакомить учащихся с историей народной медициной башкир.

Задачи урока:

Учебные:

научить применять народные методы лечения;

Развивающие:

повышать познавательную активность учащихся, прививать интерес к предмету;

развивать творческие способности учащихся, предлагая им роли в сюжетно - ролевой игре;

Воспитательные:

прививать навыки самостоятельной работы при изучении нового материала;воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы, нацеливание.

слайд «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа».

Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе? К травам, и получали исцеление!

На рубежеXXIвека при таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой рекламе по телевидению и средств массовой информации человек совсем забыл о том, что аптечка-то вокруг нас.

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку.

Ты прими хоть сто пилюль.

Всё равно здоровью нуль.

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и небосводы.

И ты практически здоров.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о разнообразии, пользе и применении народной медицины, а также мы обменяемся рецептами.

(слайд «Если ты болен – обратись к Природе»Г.Н.Ужегов)

В современном языке бытует выражение: «Если ты болен – обратись к врачу». А вот доктор Генрих Николаевич Ужегов сказал иначе «Если ты болен – обратись к Природе», поскольку человек и природа едины.Мы постараемся выяснить, верно, ли его утверждение.

Сегодня у нас в гостях:

Доктор исторических наук Сергей Сергеевич Коренной

Народный врачеватель, лекарь Надежда Александровна Захарова

Архивариус Игорь Александрович Цыплёнков

2.Основная часть. Работа по новой теме.

Слово учителя

УважаемыйСергей Сергеевич, не могли бы вы пояснить, как возникла народная медицина и что она собой представляет?

2.1 Народная медицина.(Сообщение ученика)

Доктор исторических наук.

Как известно, до XVIII века на территории Южного Урала лечебные учреждения отсутствовали. Однако сохранение здоровья человека занимало главное место в жизни башкир с древнейших времён. Старейшины, аксакалы рода хорошо понимали, что нездоровый мужчина не способен защищать род от вражеских набегов. Больная женщина также не в состоянии оставить здоровое потомство. Поэтому люди испокон веков пользовались услугами народных врачевателей. Народ знал целебные свойства различных трав, водных источников, минералов. Он хорошо усвоил лечебные возможности продуктов питания, получаемые от домашних животных, диких зверей и насекомых.

Поэтому люди очень умело пользовались дарами природы в народной медицине. Способы и приёмы лечения болезней и сохранения здоровья с использованием даров природы и внушений(заговоры, заклинания, молитвы), а также богатого опыта табибов называют народной медициной. Из народа выделялись умельцы –табибы.

Слайд: Табиб- народный врачеватель, знахарь ,лекарь.

Среди них были и костоправы, и травники, и лекари – маги, и повивальные бабки. Знания и большой опыт этих народных врачевателей передавался из поколения в поколение.Табибы хорошо знали о том, что многие болезни возникают в результате нарушения питания, переохлаждения, тяжёлой работы и нервных расстройств. Им были известны также наследственные и инфекционные болезни.

И чем бы ни занимались табибы, им всегда на помощь приходила природа.

Если кто- то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, нас природа ждёт.

2.2 Лечебные средства.

Сценка.

Действующие лица:

  • Автор - Диана Шевелёва

  • Алина- Алина Трофимова

  • Лопух - ИльнурНизамутдинов

  • Крапива – Ирина Назмеева

  • Подорожник – Александр Трофимов

Автор

Однажды случилась такая история. Пошла Алина после обеда к речке понежиться под солнышком на тёплом песочке, где ждали её подруги. Нужно было пройти узенькой тропкой через луг, покрытый разными полевыми цветами и травами. В одном месте тропинка проходила рядом с лопухом, который широко раскинул огромные листья и серые круглые колючки. Алина не заметила лопух и коснулась его. Тут же около десятка колючек вцепились в Алинино платье. Алина дёрнулась, от резкого движения Алина задела высокую крапиву, которая рядом росла, и почувствовала острую боль.

Рассердилась Алина и решила отомстить обидчикам. На лугу она увидела высохшую ветку ивы и - к ней. Но, как назло, длинный и жёсткий стебель подорожника хлестнул её по ногам. «Этого мне только не хватало» - подумала Алина и рассердилась ещё сильнее. Несколько раз хлестанула по стеблю и листьям подорожника, потом подошла к лопуху и крапиве и стала хлестать их, приговаривая:

Алина.

Вот вам, вот вам! Не цепляйтесь и не кусайтесь больше!

Автор

И пошла к речке.

Возвращаясь, домой Алина услышала голоса. Это заговорили растения

Лопух

Ну, что, друзья мои, крепко нам сегодня досталось от девчонки? Конечно, она ещё маленькая и ничего про нас не знает. Но всё же обидно ни за что ни про что получить палкой. Я ведь не виноват, что тропа проходит совсем рядом со мной. Куда мне деть свои большущие листья? А колючки мои совсем не царапаются. Подумаешь, прицепились к платью. Так уж я устроен, что в колючках спрятаны сладкие семена, и с помощью колючек я их оберегаю от птиц, которые с удовольствием эти семена склевали бы.

Крапива.

Недаром люди называют тебя лопухом или репейником – слишком ты прост и наивен. Растёшь без всякой пользы, где попало, только людям мешаешь. Вот я – крапива двудомная – самое полезное растение. Правда, боятся меня и взрослые и дети, потому, что могу обжечь, или, как говорят люди, – укусить. Большинство думает, что я злая и вредная, что только и мечтаю кого-то куснуть. И лишь немногие знают, что я очень добрая и помогаю людям.

Подорожник.

Ну, насчёт полезности, ты бы, крапива помолчала. Уж если кто и полезен, так это, несомненно, я – обыкновенный подорожник. Точнее - Подорожник Обыкновенный - как по научному называют меня люди. Недаром меня знают уже более 3000 лет как одно из самых древних на Земле лекарственных растений. Кто из вас может похвастать такой же известностью? То-то и оно. Меня собирали ещё древние китайцы, римляне и греки и в качестве лекарства применяли великие врачи Гиппократ и Авиценна …

Лопух.

Ты чего так расхвастался, подорожник? Меня, лопуха, тоже знают в разных концах света. В Японии, например, меня считают вполне огородной культурой и используют молодые листья для приготовления салатов и супов, а корни употребляют в пищу сырыми, варёными, печёными, жареными и кладут в суп вместо картофеля. И в Австрии меня знают, и в Китае тоже...

Крапива.

Ой-ой-ёй, разошлись оба! Я, крапива, не менее вас ценный пищевой продукт. Во мне знаете сколько витаминов С, К, В2, каротина, соли железа, калия, кальция, серы, сахара и белка? Это я по научному выражаюсь, вам лопухам не понять. Если проще сказать, то из моих молодых побегов и листьев варят вкусные щи и готовят салаты. Из моих майских побегов даже приготавливают настойку здоровья, которую люди пьют по чайной ложке натощак до еды и перед сном и становятся бодрыми и здоровыми. Надо только знать, как правильно приготовить эти блюда и настойки. Кроме того, свежим соком из моих листьев укрепляют волосы и заживляют раны, а если его пить, то можно изгонять камни из почек и жёлчного пузыря. Ещё я помогаю лечить туберкулёз, бронхиальную астму, аллергию... Легче перечислить болезни, при которых меня не употребляют. У меня всё идёт в дело: корни, стебли, сок и листья. Вот так-то, мальчики.

Лопух.

Ну, меня-то, крапива, ты ничем не удивила. Люди тоже используют мои корни, листья, молодые стебли, сок и даже семена. И почки лечат, и гастриты, и язвы желудка и двенадцатипёрстной кишки, и боли в суставах. Моими настоями и отварами чистят кровь, выводят гнойники, фурункулы и разные кожные болезни, укрепляют волосы, лечат сахарный диабет и пользуются в качестве противоядия при укусах насекомых и ядовитых змей. Думаю, что и от твоих противных крапивных укусов я сумел бы людям помочь. Так что не такой я простой лопух, как ты думаешь. Это подорожник…

Подорожник.

Что подорожник, ну, что подорожник? Знаете ли вы, что нас, подорожников 250 видов, и большинство годится для человеческого питания? Из молодых моих листочков варят супы, готовят салаты, винегреты, гарниры к мясным и рыбным блюдам, а семена употребляют как приправу. А сколько лечебных соков, отваров и настоев знатоки готовят из моих листьев и стеблей и потом лечат ими головную и зубную боль, болезни ушей и глаз, острые респираторные заболевания (ОРЗ) и бронхиты, дизентерию, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, заживляют раны при ушибах, порезах, ожогах, фурункулах и язвах и останавливают кровотечение. Когда-то порошок из моих сухих листьев применяли даже для лечения сибирской язвы. Я могу долго ещё перечислять свои великолепные качества, и ты, крапива, против меня - бесполезный сорняк.

Крапива.

Что-то и, правда, мы с вами сегодня расхвастались не в меру. Наверное, каждому захотелось высказаться от обиды на девочку, которая нас днём палкой побила. Друзья мои, лопух и подорожник, все мы очень людям полезны, жаль, что не многие знают об этом, особенно дети. Может когда они про нас больше узнают в школе, не будут нас забавы ради рвать и бить палками, а наоборот, начнут уважать и собирать в качестве лекарственных трав. А мы уж постараемся отдать людям все свои лечебные свойства и помочь им в трудную минуту.

Лопух.

Правильно говоришь, крапива. Ну, а я буду впредь внимательнее и девчонок постараюсь не цеплять колючками. А девчонку надо простить. Как думаешь, подорожник?

Подорожник.

Я Я думаю, надо учесть, что она всего лишь пятиклассница и мало что о нас знает. Давайте её простим ...





Рассказ учителя.

Именно эти лекарственные растения применялись в народной медицине башкир.Кроме них широко использовались

(слайды)

  • Можжевельник(артыш)

  • Девясил(андыҙ)

  • Душица (мәтрүшкә)

  • Зверобой (һары мәтрүшкә

  • Валерьяна (бесәй үләне)

Даже в пище они стремились использовать травы, которые богаты витаминами

  • Сарана (һарына)

  • Борщевик (балтырған)

  • Щавель (ҡуҙғалаҡ)

  • Кислица (ҡымыҙлыҡ)

  • Полевой, лесной, озёрный лук (йыуа)

  • Полевой чеснок (әсе йыуа)

Но в башкирской медицине также употреблялись средства животного происхождения

  • Кумыс

  • Корот

  • Мёд

  • Топлёное масло

  • Конское и гусиное сало

  • Мясо и сало барсука.

Не менее широкое распространение получило лечение с помощью пиявок. В практике лечения использовались

  • Сера

  • Медный купорос

  • Белая и красная глина

  • Мел

  • Ил.

2.3 Народное врачевание.

И сегодня своими знаниями, опытом поделятся народный врачеватель, лекарь Надежда Александровна

Предоставим ей слово.

Мы знаем, что движение – жизнь. Давайте подвигаемся(Физминутка)

(Сообщение ученицы)

В народной медицине башкиры умело применяли растительные припарки.Для этого использовались различные травы, листья деревьев, кустарников.Особенно ценились листья осины. Кроме того , в припарки добавляли душицу,чабрец, хвою можжевельника,которые высоко ценились в народной медицине башкир.

Например,если у вас или ваших родителейпоявились ноющие боли в суставах, костях запарьте в ведре муравьиную кучу и в полученный настой погружали больное место.

Причины многих болезней переохлаждение. Поэтому в целях теплового воздействия можно укутать больных в шкуру только что зарезанного домашнего животного.При заболеваниях органов дыхания в результате простуды нужно обязательно прогреть ноги.Парить ноги можно в бане или становиться на нагретый камень, песок,кирпич.

Очень популярны сейчас такие методы народного врачевания как массаж и баня.

В народной медицине башкир известно использование пещерного воздуха, в частности,пещеры Шульганташ.(слайд пещера Шульташ)Пещерным воздухом лечили одышку,приступы удушья, хронический насморк.Лечение продолжалось до 7 дней.

Теплом исходящим из горы Янгантау,(слайд горы Янгантау) лечили болезни костей,суставов,мыщц.Способ лечения был очень простой:для этого на склоне горы рыли углубление и туда помещали больного.

В народной медицине башкир широкое распространение получило лечение минералами. При боле в животе,сильном кашле,нарывах мы табибы рекомендуем серный порошок. Этот порошок обычно посыпают на кусочек хлеба и употребляют его утром и вечером перед едой. Кроме того, в стакан молока или катыка можно класть серный порошок и взбалтать.Затем эту смесь регулярно употреблять утром и вечером на голодный желудок. Долго не заживающие раны такжеможно лечить с помощью серного порошка.

В память о нашей встречи я бы хотел оставить памятки “Как правильно собирать лекарственные растения не нанося вред природе?”.

Ребята помогите мне раздать памятки. (Учащимся раздаются памятки из приложения)

  1. Лекарственные растения собираютв солнечную,сухую погоду:листья и стебели погоду – во время цветения. Цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

  2. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения .

  3. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

  4. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

  5. Нельзя растения выдёргивать, их можно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

  6. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

  7. Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например:ромашку, шалфей,валериану,тыся челистник, пустырник.

  8. В природе встречаются растения.которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать.Они ядовиты!

  9. Растительные яды в малых дозах используется как лекарство.

Книжная выставка

Ребята, про лекарственные растения вы узнаете ещё глубже прочитав книги, которые есть у нас в библиотеке

2.4 Лечебная магия.

Учитель .

Хочу представить ещё одного гостя архивариуса Игоря Александровича.(сообщение ученика)

Дорогие ребята, разбирая архивы, я натолкнулся на интересный документ. Вот о чем он рассказывал.

Среди народных врачевателей особое место занимали маги, т.е. колдуны,волшебники и так называемые народные врачеватели.Они пользовались особым почётом и большим авторитетом среди народа.Лечебная магия основана на внушении,поверьях и представлениях человека.Воздействие на психику человека было основ ным способом лечебной магии.

В народной медицине башкир получили широкое распростра нение такие виды лечебной магии, как заговор, ворожба,жертвоприношение,гадание на камушках,толкование сна,моление,богослужение,посещение святых мест.

Маги твёрдо верили в то, что болезни – это живое существо,которое в образе духа или демона способно вселяться в человека.Поэтому они использовали различные способы лечебной магии,чтобы избавить человека от духов, насылавших болезни.

Чтение молитвы,особых стихов Корана осуществлялось муллами. Они же иногда на столовую посуду,чаще на чайную,наносили отдельные изречения из Корана, затем больной должен был эту заговорённую надпись ополоснуть и выпить.

При порче лечили снятием порчи.Обряд проводился ночью,когда наступала глубокая тишина.Маг брал сырое яйцо, делал в нём отверствие и вкладывал внутрь яйца извлечённую из рубахи больного красную нить, мелкую монетку, железный гвоздик и коготь ласки. Яйцо обносили вокруг больного, при этом маг произносил заклинание:

Опсон,топсон,уходи,

Выходи иди туда,

Кто напустил, на того,

И унеси все тяготы вон!

После этого яйцо заворачивали в какую- либо старую одежду больного и выбрасивали, обычно в текущую воду,озеро или овраг.(Поблагодарить)

Учитель

Естественно,не всё в народной медицине можно принять в настоящее время.В народных способов лечения немало архаичного, представляющего лишь исторический интерес.В то же время многие средства и методы лечения не противоречат современной медицине.

3.Работа по учебникам.

А теперь предлагаю вам поработать с материалами учебника на 62 странице вы найдёте пословицы и поговорки о народной медицине башкир.

Задание:прочитать их и обьяснить значение.

4.Закрепление.





Тесты.

1.Народная медицина это:

а)способы и приёмы лечения болезней

б) сохранения здоровья с использованием даров природы и внушений,

в)опыт табибов;

2.Кого мы называем табибами:

а)костоправы;

б)травники;

в)лекари – маги;

г)повивальные бабки.

3.Лечебные средства башкир:

а)лекарственные травы;

б)средства животного происхождения;

в) пиявки.

4.Найди правильный перевод пословицы

В здоровом теле здоровый дух.

а)Паҡлыҡ һөйгән һау булыр;

б)Тир менән сир сыға;

в)Тәне һауһҙың йәне һау.

5.Лекарственное растение:
а)крапива;

б)валерьяна;

в)борщевик.

5.Домашнее задание:

Прочитать материал учебника стр.59-62

Узнать у своих бабушек,родителей какими средствами народной медицины пользуется ваша семья и поделиться рецептами.

И хочется закончить урок стихотварением Руслана Саяхова

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу-

Ты к себе скорей зови!



Приложение: «Кого не излечивают лекарства, излечит природа».













Памятка

Как правильно собирать лекарственные растения не нанося вред природе?”

1.Лекарственные растения собирают в солнечную,сухую погоду:листья и стебели погоду – во время цветения. Цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения .

3.Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

4.Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

5.Нельзя растения выдёргивать, их можно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

6.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

7.Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например:ромашку, шалфей,валериану,тыся челистник, пустырник.

8.В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать.Они ядовиты!

9.Растительные яды в малых дозах используется как лекарство.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока истории и культуры Башкортостана

Автор: Бакирова Флюра Зуфаровна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "конспект урока по культуре Башкортостана 3 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_po_kul_turie_bashkortostana_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "351300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477144660"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока по математике, посвященный  Дню Республики Башкортостан "Башкирский орнамент" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-posviashchiennyi-dniu-riespubliki-bashkortostan-bashkirskii-ornamient"
    ["file_id"] => string(6) "128783"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415559673"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект классного часа " Башкортостан - мой край родной""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_klassnogho_chasa_bashkortostan_moi_krai_rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "353232"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477755253"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект классного часа " Башкортостан - мой край родной""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_klassnogho_chasa_bashkortostan_moi_krai_rodnoi_1"
    ["file_id"] => string(6) "353233"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477755253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства