Актуализация знаний и действий, необходимых для усвоения нового материала.
Учитель: на доске представлены 2 картинки. Что это?
Учащиеся: стул, утюг.
Учитель: верно. Давайте выделим звуки в этих словах. Какой первый звук в первом слове?
Учащиеся: звук [с].
Учитель: правильно, а какой это звук?
.
Учащиеся: согласный, твёрдый, глухой. Обозначим (аналогично выполняется слого-звуковой анализ остальных звуков в обоих словах).
Учитель: совершенно верно. Молодцы. Скажите, сколько гласных звуков в словах?
Учащиеся: по одному в каждом слове.
Учитель: ребята, скажите, какой это звук?
Учащиеся: [у].
Учитель: верно, какой буквой мы можем обозначить этот звук?
Учащиеся: буквой У.
Учитель: умеем ли мы обозначать звук [у] буквой у.
Учащиеся: да, но только строчную.
Учитель: правильно, а теперь сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Учащиеся: письмо заглавной буквы У.
Организация деятельности учащихся по усвоению учебного материала (Восприятие и осмысление нового учебного содержания).
Учитель: посмотрите, пожалуйста, на плакаты печатной и письменной буквой У. Давайте сравним их. В чём их схожесть? А чем они отличаются между собой? (учащиеся дают различные ответы, выделяют два отличия: письменная буква состоит из других элементов и пишется с наклоном).
Учитель: хорошо, а теперь давайте вспомним, в каких буквах русского языка есть такие же элементы.
Учащиеся: в заглавной букве А есть прямая на себя с закруглением внизу влево. В других изученных буквах другие элементы.
Учитель: абсолютно верно, молодцы. Обратите внимание на то, что у вас на партах есть набор элементов букв. Давайте сконструируем заглавную букву У из данных элементов (дети выбирают нужные элементы и конструируют букву, один ученик работает у доски).
Учитель показывает образец написания буквы на доске, комментирует написание. Учитель трижды пишет букву, обращает внимание на расстояние между буквами.
Учитель: а сейчас каждый из вас попробует написать заглавную букву У в воздухе. Для этого возьмите ручку, поставьте локоть на парту. Пишем вместе со мной букву У в воздухе под мой счет.
Учитель: теперь откроем прописи и начнём писать букву У. Сначала обведем буквы, написанные точками (дети обводят буквы в прописях). А теперь напишем три буквы в прописях. Обращаю ваше внимание на то, что все три буквы должны быть одинаковые, то есть одной и той ж формы и размера, а также расстояние между буквами должно быть равное ширине буквы (учащиеся пишут три буквы в прописях).
Учитель записывает на доске неправильно написанные буквы, т.е. буквы с графическими ошибками, которые допустили дети.
Учитель: а сейчас предлагаю вам проанализировать написанное на доске. Что здесь написано? Какие ошибки вы обнаружили? Почему эти ошибки возникли? Как их устранить? (ученики отвечают на поставленные вопросы).
Закрепление
Учитель: найдите из своих написанных букв самую красивую. Поставьте под ней точку. Теперь старайтесь написать такие же красивые буквы до конца строки, при этом не допускать ошибок (дети пишут заглавные буквы до конца строки).
Учитель: сейчас прочитайте, пожалуйста, слоги в ваших прописях (читают). Давайте подумаем, какими способами может соединяться буква У с другими буквами (дети отвечают, что заглавная буква У соединяется только с последующими буквами нижним соединением).
Учитель: абсолютно правильно. Сейчас нам необходимо прописать эти слоги в прописях, диктуя их себе (ученики пишут под свою диктовку слова).
Итог урока
Учитель: ребята, чему мы научились сегодня на уроке?
Что мы узнали о письме заглавной буквы У?
Из каких элементов она состоит?
Вам понравился наш урок?
Что было на уроке для вас легким? А что далось с трудом? Почему?