Учитель показывает фрагмент о пожаре из мультфильма «Кошкин дом».
Учитель. Что вы сейчас наблюдали на экране? О чём пойдёт речь на классном часе? Чему мы будем учиться?
Дети отвечают.
ІІІ. Беседа о добром огне.
Учитель. Ребята! Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии.
Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.
1 – й ученик.
А без доброго огня обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен. И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печёт.
2 – й ученик. В работе электросварщика используются полезные свойства огня.
Ты видел, как он
Управляет огнём?
Железная маска
Надета на нём.
Вот строится дом –
Посмотри поутру:
Он в стеганой куртке
Сидит на ветру.
Варил он опоры
Могучих мостов,
Варил он суда
Из огромных листов.
Железо с железом
Он может сварить!
Он добрый волшебник,
Что тут говорить?
ІV. Рассказ о злом огне.
Учитель. Но случается, огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
3 – й ученик.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
4 – й ученик.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок,
Вот, ломая прутья клетки
Хищный делает бросок.
5 – й ученик.
Да огонь бывает разный –
Бледно – жёлтый, ярко – красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
6 – й ученик.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь!
Гасить должны!
V. Физкультминутка.
VІ. Правила, которые нужно соблюдать, чтобы не произошёл пожар.
Учитель. Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлёкшись игрой, дети забывают потушить костёр, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Всем надо помнить, что в посёлке не разрешено разжигать костры и тем более оставлять их без присмотра. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов, на сараях. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.
1 – й ученик.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.
2 – й ученик.
Младшим братьям и сестрёнкам
Старшие говорят:
«Крепко помните, что спички –
Не игрушки для ребят!»
3 – й ученик.
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного,
А теперь Серёжу врач
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный до врача!
4 – й ученик.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Учитель. Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими, как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит тяжёлыми ожогами и увечьями. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед, вскипятить чай, выгладить бельё. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром, оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их и другие электрические приборы.
1 – й ученик.
Ленту гладила Анюта,
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
2 – й ученик.
Это дядя не жалеет, что в лесу
Окурок тлеет.
На такого дядю глядя
Мы, ребята, скажем речь:
«Как же Вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!»
3 – й ученик.
Кто от молнии спасает?
Это молниеотвод!
Он в грозу нас не подводит
В землю молнию уводит.
4 – й ученик.
При пожаре,
При пожаре
Знает каждый гражданин
При пожаре,
При пожаре
Набирают «Ноль – один!»
И вот машины красные
Спешат в места опасные!
Спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!
Учитель. Но иногда в жизни случается и так, как написано в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
(Показываю книгу и зачитываю стихотворение.) Вот таких героев в стране сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасали государственное имущество.
VІІ. Практическая работа.
Учитель. А сейчас мы с вами будем придумывать особые знаки для пожарной безопасности.
VІІІ. Конкурс «Отгадай загадку».
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой.
А залей его …. (водой.)
2. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (отнять.)
3.Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
Быстро всё (убрали.)
4.Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь.)
5.Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь.)
ІX. Викторина.
Учитель. Отгадайте, из каких произведений взяты следующие строчки.
Море пламенем горит, выбежал из моря кит.
«Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!»
(Показываю книгу К. И. Чуковский «Путаница»).
С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
(С. Я. Маршак «Кошкин дом».)
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
- Печку, Леночка, не тронь!
Жжётся, Леночка, огонь!
(С. Я. Маршак «Пожар».)
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом?
(С. В. Михалков «Дядя Стёпа».)
Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно и не могут найти
Парня, какого – то лет двадцати.
(С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».)
X. Рефлексия.
На стенде книги, в которых говорится об огне. Эти книги мы с вами уже читали. Скажите в рассказе (беру по очереди одну книгу за другой и задаю один и тот же вопрос). Огонь враг или друг? И почему?
XІ. Подведение итогов классного часа.
Учитель. Скажите: огонь – наш друг или враг? Что нельзя делать, чтобы огонь стал врагом?