kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока в доступной для детей форме рассказывает о главном правиле взаимоотношений людей в обществе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило этики"»

УРОК ОРКСЭ В 4 «А» КЛАСС

Тема: Золотое правило этики.

Цель: Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения, создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас; воспитывать толерантность, любовь к ближнему.

Задачи:

развивать этические чувства как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей; формировать умение высказывать суждения;

учить осуществлять поиск и обработку информации; Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок.

Формы и методы изложения нового учебного материала:

  1. Подводящий диалог.

  2. Решение проблемных вопросов.

  3. Работа в группах по выведению золотого правила этики:

    • работа с текстовым материалом.

    • работа с иллюстративным материалом, дискуссия;
























Ход урока

I. Орг. начало урока

II. Мотивация к изучению новой темы.

(на доске карточки)

1. Подберите существительные к прилагательному золотое. (Золотые руки, золотое сердце, золотое кольцо, золотая голова, золотой характер, золотые слова)

2. Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски)

- Что получилось? (Словосочетания)

- Предложите признак деления на группы.

- Я предлагаю распределить на 2 группы. (Словосочетания в прямом и переносном значении)

- Что значит золотое кольцо? (Кольцо сделано из металла – золота)

-Что значит золотая голова? (Умная голова)

- Что значит золотые руки? (Умелые руки)

- А как вы понимаете золотой характер? (Уступчивый, добрый)

- А ещё есть выражение «золотое правило». Как вы думаете, что оно может выражать, обозначать?

- Слово золотое в каком значении употреблено?

- как вы думаете, почему оно золотое? (главное правило человеческого общения)

III. Сообщение темы

  • Как вы думаете, как может звучать золотое правило о взаимоотношении людей? Где оно записано?

  • Если это правило, то, как и где его применять?)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о главном правиле человеческих отношений, о христианской этике.

IV. Работа по теме урока

1.Что такое этика и этикет?

- Как вы понимаете эти слова? Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета».

Этика — философское учение о нравственности, о нравственном поведении человека, о морали ;это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этикет - перечень правил, установленный порядок поведения где-либо.


-На какой вопрос отвечает этика: (выберите правильные варианты ответа)

  1. Как сделать жизнь людей лучше?

  2. Как получить удовольствие от жизни?

  3. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  4. Как правильно жить, чтобы спасти душу? религиозная этика

  5. Что такое «добро» и «зло»?

Запишите цифры правильных ответов по порядку. ОТВЕТ: 1,3,4,5

- какие из пунктов следует отнести к светской этике, а какие к религиозной?

- Мне бы хотелось разъяснить понятие выражения «нравственное поведение».

- какое поведение мы называем нравственным?

Нравственное поведение – это следование тем правилам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям. О людях, выполняющих эти правила, говорят - «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный человек».


2 . Какие «неписанные нравственные правила» мы с вами соблюдаем?

(Уступать места пожилым в общественном транспорте, уважительно относиться к старшим, помочь попавшему в беду человеку…)


- Скажите, трудно соблюдать эти правила?

- У вас, детей, нравственная культура только формируется. Я предлагаю вам получить нравственный урок.


– Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” .


В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль”


В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди.


«Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрый: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»


- Уподобимся мудрым философам и постараемся составить правило, которое сделало бы жизнь людей радостнее, счастливее, т.е. сформулировать золотое правило этики, золотое правило взаимоотношений людей друг с другом

3. Работа с понятием «неосуждение».

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный, любящий, честный

- Как вы думаете, зачем мы играли в такую игру? Каждый из вас сейчас увидел себя.

— Что у вас получилось? Скажите каждый о себе.

- Мы больше никак не будем комментировать эту ситуацию. Мы не будем сейчас судить кто хороший, а кто плохой. Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

- Но к сожалению в нашей жизни часто случаются совершенно противоположные ситуации


Ситуация 1.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!».

Из другого окна о том же прохожем подумали:

(Предположения и рассуждения детей. Учитель не критикует, не отвергает

мнения учащихся. Далее появляется продолжение текста.)


«Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки».

Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм.


- почему у людей возникали такие разные мысли о прохожем?

- каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов. Получается, что каждый из людей, которые видели прохожего пытались его осудить, приписать ему то, в чем сами грешны.

- что такое «грех»? (Грех в церковном понимании - это рана, которую наносит человек своей душе. Грех проявиться о может не только в деле , но и в слове ,и в чувствах.)


- бывают ли безгрешные люди?

Права народная присказка: «у кого что болит – тот о том и говорит!».Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

- стр 47 учебника «Это интересно»


Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

— Как вы понимаете слова Христа?

— Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего?

Объясните выражения:

  • «Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей

  • «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки

  • Лицемер – это человек, который осуждает других, не

замечая собственных ошибок, говорит неправду

  • Быть милосердным – это значит уметь прощать других


В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Монахи с непониманием смотрели на Моисея стали кричать о том, что корзина дырявая. Недоумевающим монахам старец ответил: как вы думаете что?


это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

-Так как же избежать осуждения человека? Что такое неосуждение ? стр 47 абзац «Неосуждение»

- какое еще православное правило вы прочитали? ( Люби грешника и ненавидь грех).

- как помочь грешнику избавиться от греха? (Только добрыми делами по отношению к другим людям.)

- Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке?

- Стр. 47 абзац сверху (Осуждение других людей…)


Разбор ситуаций


Ситуации раздать детям по группам, ситуации обсудить, высказать своё мнение.


А)«Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».


Б)«Ребята шли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжей части стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились, и стали думать, как поступить. А как бы поступили вы?»


В)«Ребята пошли в кинотеатр. И тут увидали, что мальчик мучает кошку. Кошка уже и не кричала и не сопротивлялась, а мальчик продолжал привязывать к её хвосту консервные банки. Один из ребят, Игорь, стал громко смеяться. А как бы поступили вы?»


Ситуация 2.


- рассмотрите картину «Суд царя Соломона» . Как вы думаете, о чём рассказывает эта картина?

Притча

Мудрый царь Соломон”.

Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.


– Которая же из них была матерью ? Почему вы так считаете?


- почему же тогда она так легко согласилась отдать своего ребёнка другой?

- в чём смысл притчи? (умей жертвовать собой ради любви к другому человеку).

- в рамках нашего урока мы не можем разобрать все ситуации нашей жизни. Но запомнить ещё несколько правил мы можем (слайд)


  • Попробуй не наступить, а уступить.

  • Не захватить, а отдать.

  • Не кулак показать, а протянуть ладонь.

  • Не спрятать, а поделиться.

  • Не кричать, а выслушать.

  • Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

IV. Рефлексия . Мудрый совет.

1. дать мудрый совет, исходя из темы урока

(-Никого не обзывайте, не оскорбляйте и я сам никого не буду оскорблять.

-Я буду всем помогать и тогда и мне все помогут.

- Я буду со всеми дружить, никого не буду обижать и всем со мной будет хорошо.


-Что мы должны были узнать в конце нашего урока? ( как звучит золотое правило этики?

- кто попробует сказать это золотое правило?

«В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

V. Итог

- Где это правило написано?

- Чему учит золотое правило нравственности?

- Когда приходит на помощь это правило? ( Когда не знаешь, как себя вести)

- Оцените работу групп, свою работу на уроке.

- Как применять золотое правило нравственности в жизни?

-Попытаюсь встать на место того человека, и поступлю по отношению к нему так, как хотел бы, чтоб он поступил ко мне.

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило этики"

Автор: Идрисова Елена Ивановна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "182304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425488904"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "192078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396103"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока ОРКСЭ на тему: Милосердие"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokaorksenatiemumilosierdiie"
    ["file_id"] => string(6) "304398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457710561"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока, презентация по ОРКСЭ "Справедливость""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokapriezientatsiiapoorksespraviedlivost"
    ["file_id"] => string(6) "303789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457605519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства