2.Актуализация знаний | Повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала. | Сейчас я вам зачитаю четверостишие, а вы внимательно прослушаете его и подумаете о чём оно? Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны родней. Как вы думаете о чём оно? -Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. А что мы увидим вы узнаете отгадав ребус. Верно! Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? Верно! Сегодня мы с вами будим путешествовать по всей территории России изучая преобладание рельефа в разных частях нашей страны. Ребята скажите, правда ли говорят, что «Россия- страна великих равнин?» А почему? Молодцы! 1.А как вы думаете, для чего созданы глобус и карта? 2.Что обозначают на глобусе и карте? 3.Почему вы не путаете сушу и воду? 4.Поверхность Земли такая же ровная, как ее обозначают на карте? Молодцы! | Что Россия-это наша родина. Она очень великая страна, и в ней много своих прелестей. РЕЛЬЕФ «Рельеф России» Да, потому что преобладающими из крупных форм рельефа России являются равнины. 1. Глобус - это модель земли. Он имеет форму шара, как и сама Земля. Карта же - это изображение поверхности земли. Как и глобус, карта даёт представление о Земле и её географических объектах. 2.Глобус и карта предназначены для того, чтобы предоставлять нашему взору поверхность Земли с материками, океанами, меридианы, континенты, передают графическое восприятие земли. 3.Потому, что на карте и глобусе она обозначена разными цветами. Нет, это всего лишь наглядная модель поверхности земли. | Беседа Обсуждение Слайд 2,3,4 | Познавательные УУД: логические - анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Личностные УУД: -уважать друг друга, выражать личное отношение, слушать друг друга, быть внимательным. |
3.Изучения нового материала | Познакомить их с новым материалом, способствовать расширению знаний у детей | Ребята, как вы думаете что такое Рельеф? Сейчас мы с вами познакомимся более подробно с понятием «Рельеф России» Рельеф- это совокупность всех неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом. Происходит слово «рельеф» от латинского глагола «поднимаю». И обычно под рельефом понимают приподнятые части земной поверхности – горы и холмы, но к нему относятся также долины, впадины, низменности. Ребята, а какие формы рельефа вы знаете? А что такое равнины? Равнина-обширные ровные участки суши, на которых перепады относительных высот не превышают 200м. Различие равнин по высоте: Низменность, возвышенность, плоскогорье. Плоские и холмистые. И какие равнины России вы знаете? 1.Восточно-Европейская равнина простирается от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей - до Черного, Азовского и Каспийского. Является одной из крупнейших равнин земного шара. Поскольку большая часть равнины расположена в пределах России также известна как Русская равнина. На территории равнины расположены Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Россия, Украина, Финляндия, Польша, Румыния, Болгария. Восточно-Европейская равнина занимает по площади около 4 млн. км2. На территории Восточно-Европейской равнины находятся богатые месторождения полезных ископаемых. Особенно богат полезными ископаемыми Кольский полуостров, где имеются значительные запасы железных, медных, алюминиевых руд. В целом климат на большей части Восточно-Европейской равнины умеренно-континентальный. Наиболее крупные реки Восточно-Европейской равнины текут на юг. Это - Днепр, Днестр, Южный Буг, Дон, Волга, Кама, Вятка, Урал. На ней проживает более 50% населения страны. 2. Западно-Сиби́рская равни́на на севере Азии, занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. Площадь лишь немногим меньше 3 млн. км². Западно-Сибирская равнина - наиболее обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири. В её пределах располагаются Тюменская, Курганская, Омская, Новосибирская и Томская области, восточные районы Свердловской и Челябинской областей. В недрах Западно-Сибирской равнины заключены богатейшие промышленные месторождения нефти и природного газа. Климат континентальный, достаточно суровый. На территория равнины более 2000 рек. Наиболее крупные из них - Обь, Енисей, Иртыш. 3. Среднесибирское плоскогорье обширное плоскогорье в центральной части Северной Азии, в пределах Якутской Республики, Красноярского края и Иркутской области. Площадь около 1,5 млн. км2. Средняя высота плоскогорья 500-700 м. Большая часть территории плоскогорья, расположенная в бассейнах рек Нижней Тунгуски и Подкаменной Тунгуски, Ангары и верховьев Вилюя. Из полезных ископаемых наибольшее значение имеют никелевые и медные руды, железные руды, каменный уголь, графит, каменная соль, природный газ. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена с Вилюем, Хатанга, Анабар, Оленек. Климат резко континентальный, с холодной продолжительной зимой и тёплым летом. Оттенками зелёного и жёлтого цветом на картах показаны равнины и плоскогорья. Ребята, а что такое горы? Горы-положительная форма рельефа, изолированное резкое поднятие местности с выраженными склонами и подножием или вершина в горной стране. А какие горы бывают? Высокие,среднии,низкие. А какие названия гор вы знаете? Уральские горы,Кавказкие горы,Алтай,Саяны. 1.Уральские горы. Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора - НАРОДНАЯ. Высотой 1895 м. Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Кавказские горы. Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642м. Алтай, Саяны. АЛТАЙ, горная страна на территории Российской Федерации. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км. Наиболее высокие хребты собственно Алтая — Катунский, Сев.- и Юж. - Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наибольший 4506 м — г. Белуха) и несут современные ледники (о Для собственно Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2500 м со слабо расчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими название степей — Чуйская степь, Курайская и др. В Алтае распространены горностепные, горнолесные и высокогорные ландшафты. В северо-восточной части — Алтайский заповедник. Горы отмечены на карте оттенками коричневого цвета. Вот мы с вами познакомились с равнинами, горами и плоскогорьем. Ребята давайте посмотрим на экран, где представлена карта России. На карте внизу есть разноцветная полоска-это школа глубин и высот. За начальную высоту-0 метров—принят уровень Мирового океана. Глубины морей и океанов изображаются оттенками синего цвета. Как на карте меняется цвета? – От чего это зависит? Про какие формы рельефа вам было не известно? | Слушают учителя Горы, Равнины, Плоскогорье Слушают учителя (Восточно-европейская; Западно-сибирская, Средне-сибирское плоскогорье) Слушают учителя Слушают учителя Слушают учителя Высказывают своё мнение | Беседа Обсуждение Слайд 5,6,7,8,9 Работа с учебником Слайд 10,11,12,13 | Регулятивные УУД: -планировать и контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД : -планировать учебное сотрудничество с учителем, строить речевые высказывания, выражать свои мысли. Личностные УУД: -уважать и слушать друг друга. |
6.Рефлексия | Обобщение полученных знаний | А пока давайте подведём итоги сегодняшнего урока. -Над какой темой мы работали? -Что нового вы узнали из этой темы? -Какая наша Россия? Итак, какой рельеф преобладает на территории нашей страны? -Какое значение имеет рельеф для жизни людей как выдумаете? Оцените свою работу. •Кому урок понравился, было интересно поднимите правую руку. •Кому было, не интересно и не понравился урок, поднимите левую руку. Молодцы, сегодня многие активно работали. Спасибо за урок. | РЕЛЬЕФ РОССИИ Какие формы рельефа в России преобладают. Узнали про горы, равнины и плоскогорья. «Россия- страна великих равнин» Рельеф России весьма разнообразен: представлены широкие равнины, плоскогорья, высокие и средневысотные горы. Высказывают своё мнение Оценивают свою работу | Беседа Обсуждение | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные УУД: рефлексия; Личностные УУД: смыслообразование. |