kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Западная Сибирь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Западно-Сибирская равнина. Особенности природы.

Урок изучения нового материала для 8-го класса

Иванова З.Н.учитель географии МБОУ «Убеевская СОШ»

Задачи урока

Образовательные

1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.

2. Сравнить природные особенности двух равнин: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.

3. Познакомить с главной особенностью природы Западно-Сибирской равнины — сильной заболоченностью.

Развивающие

1. Развивать умение работать с картами атласа и учебника.

2. Развивать умение выделять главное, анализировать.

3. Развивать память.

Воспитательные

Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.

Номенклатура

Западно-Сибирская равнина, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Урал, Алтай, Казахский мелкосопочник, Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Омь, Томь, Енисей, Обская губа, Ямал, Гыданский полуостров, Тюменский Север, Уренгой, Ямбург, Медвежье, Мессояха.

Опорные знания

1. Физико-географическое положение крупного природного региона.

2. Связь геологического строения с рельефом местности.

3. Климат и климатообразующие факторы.

4. Природные зоны и их особенности.

Планируемые результаты урока

1. Выявить главные особенности природы Западно-Сибирской равнины.

2. Научиться сравнивать природные районы (на примере сходств и различий Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин).

Оборудование:

учебник (Е.М. Домогацких. География: природа России. — М.: Русское слово, 2010), учебный атлас по географии России для 8-го класса, настенная карта, контурная карта (или фрагмент контурной карты) на Западную Сибирь.

План урока

1. Вводное слово учителя с определением темы урока.

2. Распределение работы в группах по основным компонентам природы (раздача индивидуальных и групповых заданий). Определение мотивации по выполнению работы (заполнение контурной карты).

3. Выступления учащихся по темам (презентации).

4. Первичное закрепление знаний (заполнение пропусков в «письме другу», подводящем итоги познавательной деятельности на уроке).

5. Работа с контурной картой.

6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово

Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали.

Затенив мировое пространство

Монотонной печалью Земли.

(Константин Бальмонт)

Учитель: Итак, что же сегодня мы будем изучать?

Обучающиеся: Особенности природы Западно-Сибирской равнины.

Учитель: Кроме того, сравним изучаемую равнину с равниной Восточно-Европейской.

Учитель: В конце урока вы сдаете заполненную контурную карту и «письмо».

2. Распределение работы в группах.

Класс делится для работы в парах.

На каждый рабочий стол дается задание.

Учитель: Выполняя полученные инструкции, вы составите характеристику одного из компонентов природы Западно-Сибирской равнины.

На выполнение дается 5 минут, по истечении которых мы заслушаем все ответы и заполним контурные карты.

После выполнения заданий ученики выступают с отчетами о выполненной работе — по одному от каждой пары.

Из этих коротких выступлений складывается полное представление о природе Западно-Сибирской равнины, дается ее сравнение с Восточно-Европейской равниной.

Карточки от 1.1 до 1.4 посвящены географическому положению и размерам Западно-Сибирской равнины.

Карточки 2.1 и 2.2 посвящены рельефу, геологическому строению и полезным ископаемым Западно-Сибирской равнины.

Ответы на карточки 3.1 и 3.2 должны охарактеризовать климат равнины и его влияние на природную среду.

Благодаря ответам по карточкам 4.1 и 5.1—5.3 дети узнают реки и природные зоны Западно-Сибирской равнины.

3. Выступления учащихся по темам (презентации)

По истечении 5 минут заслушиваются все ответы учащихся.

4. Первичное закрепление знаний (индивидуальная работа)

Учащиеся будто бы из Западной Сибири пишут короткое «письмо другу». В письме они должны рассказать об особенностях этого района.

Письмо пишется в произвольной форме и ученики украшают текст специфическими терминами из словарика. Учащимся послабее целесообразно дать набор географических названий и терминов, которые в письме должны быть упомянуты. Слабым учащимся предлагается шаблон письма, в который они только вписывают пропущенные слова.

Словарик

Займища — заболоченные низины. Здесь сочная трава — отличный корм для крупного рогатого скота.

Колки — отдельные рощи деревьев, чаще берез, в лесостепи.

Лесоболотная зона — лесная зона, которая сильно заболочена из-за плоского рельефа и близкого залегания грунтовых вод.

Номенклатура

Западно-Сибирская равнина, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Урал, Алтай, Казахский мелкосопочник, Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Омь, Томь, Енисей, Обская губа, Ямал, Гыданский полуостров, Тюменский Север, Уренгой, Ямбург, Медвежье, Мессояха.

5. Работа с картой

Нанесение на контурную карту объектов, перечисленных в списке номенклатуры. При заполнении карты учащиеся базируются на информации из сообщений одноклассников.

http://geo.web.ru/druza/Image-Map/Ru_W_kont_0.jpg

6. Домашнее задание

- Презентация «Западная Сибирь. Охрана окружающей среды»»

- Параграф 42.          

Государственная награда СССР — медаль  «За освоение недр и развитие  нефтегазового комплекса Западной Сибири»

Медаль учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 28 июля 1978 г. Медалью награждались рабочие, служащие,  инженеры за самоотверженную работу по выявлению,  разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений, добыче и промышленной переработке нефти и газа,  строительству производственных и жилищно-гражданских объектов, транспортных магистралей,  по энергоснабжению, транспортному и иному обслуживанию  производства нефтегазового комплекса.  Также награждались работники научно-исследовательских  и проектно-конструкторских организаций, учреждений  и организаций непроизводственной сферы, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов,  находящихся на территории нефтегазового комплекса,  внесшие своим добросовестным трудом вклад в его развитие

Западно - Сибирская равнина. Географическое положение

Карточка 1.1

Откройте учебник на с.         и по рис.      «Физико-географическое районирование России» определите, какие крупные природные районы граничат с Западной Сибирью.

Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Западно- Сибирская равнина на западе соприкасается с ________________________, на севере омывается водами ________________________________ океана, на востоке по великой реке _______________ граничит с _________________ Сибирью. На юго- востоке равнину ограничивают _____________________________ горы. Практически вся Западно – Сибирская равнина лежит в пределах одной страны – _________________ ;  лишь на юге она заходит на территорию ____________________________.

Западно - Сибирская равнина. Географическое положение

Карточка 1.2

Откройте атлас на с. ___ и, начиная с Уральских гор, определите все географические объекты, граничащие с ЗападноСибирской равниной.

Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Западно-Сибирская равнина на западе граничит с ________________________, омывается водами ________________________________ моря, река _______________ отделяет Западно-Сибирскую равнину от ________________________ плоскогорья. На юге граница проходит вдоль_________________ Саяна и ____________ гор, а также _____________________ мелкосопочника. В пределах Западно-Сибирской низменности находятся крупные города: ___________________________________________________________________________.

Западно - Сибирская равнина. Географическое положение

Карточка 1.3

Откройте учебник на с.         и, используя текст учебника, определите:

какую площадь занимает Западно- Сибирская равнина;

какова её протяжённость с севера на юг;

какова протяжённость с запада  на восток по 60° с.ш. (длина 1° на этой широте составляет 55 км).

Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Западно-Сибирская равнина занимает огромное пространство – около ___________ млн. кв. км.

По площади она занимает 3 – место среди равнин мира после______________ низменности в Южной Америке и  _________________  равнины, большая часть которой находится на территории России. С севера на юг Западно- Сибирская равнина  протянулась на  ______ тыс. км., а с запада на восток на ________ тыс. км.

Западно - Сибирская равнина. Географическое положение

Карточка 1.4

Откройте атлас на с.         и, используя данные физической карты России, составьте таблицу:

Положение равнины

Восточно -Европейская

Западно- Сибирская равнина

В полушарии

На материке

Омывается водами океанов

В широтах (указать градусы «от……. ш. до ……. ш.»)

На долготах (указать градусы «от…  д. до …. д.»)

Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Западно-Сибирская равнина так же, как и Восточно-Европейская равнина, расположена на материке ________________ в ________________ полушарии. Обе равнины омываются водами ___________________ океана, но водами _________________ океана омывается лишь  одна из них –_____________________. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины расположены почти в одних и тех же широтах. Однако крайние северные точки Западно-Сибирской равнины  находятся ... нее, чем самые северные точки Восточно-Европейской равнины. Относительно друг друга __________________ равнина расположена восточнее. На природу Западно-Сибирской равнины  ______________________ океан оказывае меньшее влияние.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Западная Сибирь"»

Западно-Сибирская равнина. Особенности природы.

Урок изучения нового материала для 8-го класса

Иванова З.Н.учитель географии МБОУ «Убеевская СОШ»

Задачи урока


Образовательные

1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.

2. Сравнить природные особенности двух равнин: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.

3. Познакомить с главной особенностью природы Западно-Сибирской равнины — сильной заболоченностью.

Развивающие

1. Развивать умение работать с картами атласа и учебника.

2. Развивать умение выделять главное, анализировать.

3. Развивать память.

Воспитательные

Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.


Номенклатура

Западно-Сибирская равнина, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Урал, Алтай, Казахский мелкосопочник, Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Омь, Томь, Енисей, Обская губа, Ямал, Гыданский полуостров, Тюменский Север, Уренгой, Ямбург, Медвежье, Мессояха.


Опорные знания

1. Физико-географическое положение крупного природного региона.

2. Связь геологического строения с рельефом местности.

3. Климат и климатообразующие факторы.

4. Природные зоны и их особенности.


Планируемые результаты урока

1. Выявить главные особенности природы Западно-Сибирской равнины.

2. Научиться сравнивать природные районы (на примере сходств и различий Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин).


Оборудование:

учебник (Е.М. Домогацких. География: природа России. — М.: Русское слово, 2010), учебный атлас по географии России для 8-го класса, настенная карта, контурная карта (или фрагмент контурной карты) на Западную Сибирь.


План урока

1. Вводное слово учителя с определением темы урока.

2. Распределение работы в группах по основным компонентам природы (раздача индивидуальных и групповых заданий). Определение мотивации по выполнению работы (заполнение контурной карты).

3. Выступления учащихся по темам (презентации).

4. Первичное закрепление знаний (заполнение пропусков в «письме другу», подводящем итоги познавательной деятельности на уроке).

5. Работа с контурной картой.

6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА


1. Вводное слово


Я читаю два фрагмента стихотворений и обращаюсь к ученикам:

- В конце урока вы скажете, какое из двух стихотворений больше подходит для описания природы Западно-Сибирской равнины.


Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали.

Затенив мировое пространство

Монотонной печалью Земли...


(Константин Бальмонт)


...Но, как путь из варяг в греки,

Стлали за волоком волок,

К Полюсу под огненный полог

Текущие разливами реки.

И с таежных дебрей и тундровых полей

Собирала мерзлая земля ясак —

Золото, мамонтову кость, соболей.

Необъятная. Пало на долю твою —

Рас и пустынь вскорчевать целину.

Европу и Азию спаять в одну

Евразию — народовластия семью.

Вставай же, вставай.

Как мамонт, воскресший алою льдиной,

К незакатному солнцу на зов лебединый —

Ледовитым океаном взлелеянный край!


(Михаил Зенкевич)


Учитель: Итак, что же сегодня мы будем изучать?

Обучающиеся: Особенности природы Западно-Сибирской равнины.

Учитель: Кроме того, сравним изучаемую равнину с равниной Восточно-Европейской.

Учитель: В конце урока вы сдаете заполненную контурную карту и «письмо».


2. Распределение работы в группах.

Класс делится для работы в парах.

На каждый рабочий стол дается задание.

Учитель: Выполняя полученные инструкции, вы составите характеристику одного из компонентов природы Западно-Сибирской равнины.

На выполнение дается 5 минут, по истечении которых мы заслушаем все ответы и заполним контурные карты.

После выполнения заданий ученики выступают с отчетами о выполненной работе — по одному от каждой пары.

Из этих коротких выступлений складывается полное представление о природе Западно-Сибирской равнины, дается ее сравнение с Восточно-Европейской равниной.

Карточки от 1.1 до 1.4 посвящены географическому положению и размерам Западно-Сибирской равнины.

Карточки 2.1 и 2.2 посвящены рельефу, геологическому строению и полезным ископаемым Западно-Сибирской равнины.

Ответы на карточки 3.1 и 3.2 должны охарактеризовать климат равнины и его влияние на природную среду.

Благодаря ответам по карточкам 4.1 и 5.1—5.3 дети узнают реки и природные зоны Западно-Сибирской равнины.


3. Выступления учащихся по темам (презентации)

По истечении 5 минут заслушиваются все ответы учащихся.


4. Первичное закрепление знаний (индивидуальная работа)

Учащиеся будто бы из Западной Сибири пишут короткое «письмо другу». В письме они должны рассказать об особенностях этого района.

Письмо пишется в произвольной форме и ученики украшают текст специфическими терминами из словарика. Учащимся послабее целесообразно дать набор географических названий и терминов, которые в письме должны быть упомянуты. Слабым учащимся предлагается шаблон письма, в который они только вписывают пропущенные слова.


Словарик

Займища — заболоченные низины. Здесь сочная трава — отличный корм для крупного рогатого скота.

Колки — отдельные рощи деревьев, чаще берез, в лесостепи.

Лесоболотная зона — лесная зона, которая сильно заболочена из-за плоского рельефа и близкого залегания грунтовых вод.


Номенклатура

Западно-Сибирская равнина, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Урал, Алтай, Казахский мелкосопочник, Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Омь, Томь, Енисей, Обская губа, Ямал, Гыданский полуостров, Тюменский Север, Уренгой, Ямбург, Медвежье, Мессояха.



5. Работа с картой

Нанесение на контурную карту объектов, перечисленных в списке номенклатуры. При заполнении карты учащиеся базируются на информации из сообщений одноклассников.

http://geo.web.ru/druza/Image-Map/Ru_W_kont_0.jpg


6. Домашнее задание

- Презентация «Западная Сибирь. Охрана окружающей среды»»

- Параграф 42.




















Государственная награда СССР — медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»


Медаль учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1978 г. Медалью награждались рабочие, служащие, инженеры за самоотверженную работу по выявлению, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений, добыче и промышленной переработке нефти и газа, строительству производственных и жилищно-гражданских объектов, транспортных магистралей, по энергоснабжению, транспортному и иному обслуживанию производства нефтегазового комплекса. Также награждались работники научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, учреждений и организаций непроизводственной сферы, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, находящихся на территории нефтегазового комплекса, внесшие своим добросовестным трудом вклад в его развитие





Западно - Сибирская равнина. Географическое положение

Карточка 1.1

Откройте учебник на с. и по рис. «Физико-географическое районирование России» определите, какие крупные природные районы граничат с Западной Сибирью.

Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:


Западно- Сибирская равнина на западе соприкасается с ________________________, на севере омывается водами ________________________________ океана, на востоке по великой реке _______________ граничит с _________________ Сибирью. На юго- востоке равнину ограничивают _____________________________ горы. Практически вся Западно – Сибирская равнина лежит в пределах одной страны – _________________ ; лишь на юге она заходит на территорию ____________________________.




Западно - Сибирская равнина. Географическое положение

Карточка 1.2

Откройте атлас на с. ___ и, начиная с Уральских гор, определите все географические объекты, граничащие с ЗападноСибирской равниной.

Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:


Западно-Сибирская равнина на западе граничит с ________________________, омывается водами ________________________________ моря, река _______________ отделяет Западно-Сибирскую равнину от ________________________ плоскогорья. На юге граница проходит вдоль_________________ Саяна и ____________ гор, а также _____________________ мелкосопочника. В пределах Западно-Сибирской низменности находятся крупные города: ___________________________________________________________________________ .







Западно - Сибирская равнина. Географическое положение

Карточка 1.3

Откройте учебник на с. и, используя текст учебника, определите:

– какую площадь занимает Западно- Сибирская равнина;

– какова её протяжённость с севера на юг;

– какова протяжённость с запада на восток по 60° с.ш. (длина 1° на этой широте составляет 55 км).

Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:


Западно-Сибирская равнина занимает огромное пространство – около ___________ млн. кв. км.

По площади она занимает 3 – место среди равнин мира после______________ низменности в Южной Америке и _________________ равнины, большая часть которой находится на территории России. С севера на юг Западно- Сибирская равнина протянулась на ______ тыс. км., а с запада на восток на ________ тыс. км.



Западно - Сибирская равнина. Географическое положение

Карточка 1.4

Откройте атлас на с. и, используя данные физической карты России, составьте таблицу:


Положение равнины

Восточно -Европейская

Западно- Сибирская равнина

В полушарии



На материке



Омывается водами океанов



В широтах (указать градусы «от……. ш. до …….. ш.»)



На долготах (указать градусы «от… д. до … . д.»)




Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Западно-Сибирская равнина так же, как и Восточно-Европейская равнина, расположена на материке ________________ в ________________ полушарии. Обе равнины омываются водами ___________________ океана, но водами _________________ океана омывается лишь одна из них –_____________________. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины расположены почти в одних и тех же широтах. Однако крайние северные точки Западно-Сибирской равнины находятся .................. нее, чем самые северные точки Восточно-Европейской равнины. Относительно друг друга __________________ равнина расположена восточнее. На природу Западно-Сибирской равнины ______________________ океан оказывае меньшее влияние.



Западно - Сибирская равнина. Рельф, геологическое строение, полезные ископаемые

Карточка 2.1

Откройте учебник на с. и, пользуясь текстом учебника, определите:

– какой рельеф преобладает в Западной- Сибири;

– какую форму имеет Западно- Сибирская равнина;

По атласу (с. ____) сравните характер рельефа Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины.

Заполните таблицу:

Характеристика

Восточно -Европейская

Западно- Сибирская равнина

Тип поверхности

Холмистая, с чередованием низменностей и возвышенностей


Преобладающие высоты




Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Рельеф Западно-Сибирской равнины ______________, преобладающие высоты _____ метров, это ________, чем на Восточно-Европейской равнине. Наибольшая высота Западно-Сибирской равнины в пределах Сибирских Увалов – ______ метров. В плане (профиль) Западно-Сибирская равнина имеет форму, напоминающую __________.




Западно - Сибирская равнина. Рельф, геологическое строение, полезные ископаемые

Карточка 2.2

Сравните геологическое строение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Откройте учебник на с. ____ и по рис. _______ «Комплексный профиль через территорию России по 60 ° с.ш.» сравните геологическое строение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Составьте ответ, пользуясь текстом учебника на с. ________.

Вы будете устно с места по этой карточке. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

В основании Западно-Сибирской равнины лежит ______________ платформа. Породы__________________________ фундамента перекрыты мощным чехлом пород ___________________ происхождения. Прогибание Западно-Сибирской равнины продолжается в _______________ и ___________ частях. Но незначительный подъём проявляется в рельефе на __________________ увалах.

В своей геологической истории северная часть равнины подверглась неоднократному наступлению_________________ и ____________________. Главные полезные ископаемые Западно-Сибирской равнины – ___________ и _______________________. На севере равнины преобладают месторождения ______________________, в центральной части – месторождения __________.





Западно - Сибирская равнина. Климат

Карточка 3.1

Откройте учебник на с. ____ и по рис. _______ «Комплексный профиль через территорию России по 60 ° с.ш.» сравните климат Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Заполните таблицу:

Компоненты климата

Восточно –Европейская равнина

Западно- Сибирская равнина

Средние температуры января

Средние температуры января

Среднее годовое количество осадков




Используя данные таблицы, а также текст учебника на с. ______, подготовьте краткую характеристику климата Западной Сибири.

Вы будете устно с места по этой карточке. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Климат Западно-Сибирской равнины _____________. По сравнению с климатом Восточно-Европейской равнины он более ___________________. Из-за удалённости от _____________________ океана возрастает ______________________ климата. Усиливается влияние ________________________________ океана. ______________ рельеф Западно-Сибирской равнины благоприятствует свободному обмену воздушными массами северных и южных районов. А также большое влияние на формирование климата оказывает _________________ максимум (зимний центр ________________ давления). Поэтому средние температуры января на Западно-Сибирской равнине ____________, чем на Восточно- Европейской равнине.

Западно - Сибирская равнина. Климат

Карточка 3.2

Откройте учебник на с. ____ и по рис. _______ «Годовое количество осадков» сравните, где осадков выпадает больше – на Восточно-Европейской равнине или на Западно-Сибирской.

Далее откройте учебник на с. ____ и по рис. _____ «Годовые величины испарения и испаряемости» сравните величины испаряемости. Сделайте вывод, где наблюдается избыточное увлажнение.Почему Западно-Сибирская равнина заболочена? Для ответа на этот вопрос испоьлуйте текст учебника на с. ______.

Вы будете устно отвечать по этой карточке. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Главная природная особенность Западно-Сибирской равнины её сильная заболоченность. Это кажется странным: ведь из-за удалённости от ________________ океана осадков здесь выпадает ________ше, чем на Восточно- Европейской равнине. Но испаряемость на Западно-Сибирской равнине несколько _________, коэффициент увлажнения на большей части территории __________ (больше, меньше, равно) единицы. Сильнее всего заболочена ________________ равнина, расположенная в ___________ части Западно-Сибирской равнины. На эту особенность повлияли три обстоятельства: _____________ рельеф, _______________ увлажнение, слабое ____________ почв. Это свойство почв вызвано широким распространением ____________________.




Западно - Сибирская равнина. Внутренние воды

Карточка 4.1

Откройте атлас на с. ____ и определите, бассейн какой реки занимает большую часть Западно-Сибирской равнины. Какие у этой реки есть крупные притоки? Какая ещё крупная река протекает на её восточной границе?

Вы будете устно отвечать по этой карточке. Используя сведения из учебника на с. ___ заполните пропуски в тексте:


Западно-Сибирская равнина богата поверхностными и подземными водами. Крупнейшая река Западной-Сибири –__________ . При впадении в __________________ океан образует ____________ губу. Крупнейший приток данной реки ___________ – тоже, сам по себе, крупная река. Он берёт начало за пределами России в ___________________. Известны также реки, давшие названия крупным городам Западной Сибири. Это Омь – приток __________, и Томь – приток _____________.

По территории Западно-Сибирской равнины, вдоль её восточного края протекает река ______________, несущая свои воды в ______________ залив. Все реки Западной Сибири относятся к бассейну ____________________________ океана.

По преобладающему направлению течения этих рек ( с ________ на ______________) можно сделать вывод об общем наклоне Западно- Сибирской равнины на ______________, в сторону ____________________________ океана.

Длительные половодья являются одним из факторов сильной заболоченности территории Западно-Сибирской равнины. Болота Западно-Сибирской равнины содержат огромное количество пресной воды.







Западно - Сибирская равнина. Природные зоны.

Карточка 5.1

Сравните природную зону тундры и лесотундры Западно-Сибирской равнины и Восточно-Европейской равнины.

Для этого используйте текст учебника на с. _______.

Вы будете устно отвечать по этой карточке. Для этого заполните пропуски в тексте:


Физико-географическое положение и рельеф Западно-Сибирской равнины определяют характерные особенности природных зон. Природные зоны протягиваются в ____________ направлении. По сравнению с Восточно-Европейской равниной границы природных зон несколько смещены к ___________. Во всех природных зонах значительные площади заняты __________________. Зона тундры занимает ____________шую площадь, чем на Восточно-Европейской равнине. Большое влияние на природу тундры оказывает море, особенно _____________ губа. Лесотундра тянется полосой шириной от _______ до __________ километров.



Западно - Сибирская равнина. Природные зоны.

Карточка 5.2

Сравните природную зону лесов Западно-Сибирской равнины и Восточно-Европейской равнины.

Для этого используйте текст учебника на с. _______.

Вы будете устно отвечать по этой карточке. Для этого заполните пропуски в тексте:


По сравнению с Восточно-Европейской равниной лесная зона Западно-Сибирской равнины имеет характерную особенность: она сильно ________________. Более ___% территории равнины занимает природная зона _________________. Характерные породы деревьев – ___________, _________ и ____________. Они произрастают на _________ и ___________ почвах. На севере природной зоны довольно часто встречается очень ценная порода – _________________________. На песках и щебнистых грунтах распространены ________________ леса. На территории Западно-Сибирской равнины по сравнению с Восточно-Европейской равниной нет _________________________ лесов. Что, конечно, определяется более ________________________ климатом Западной Сибири.



Западно - Сибирская равнина. Природные зоны.

Карточка 5.3

Сравните природную зону лесостепи и степи Западно-Сибирской равнины и Восточно-Европейской. Для этого используйте текст учебника на с. _______.

Вы будете устно отвечать по этой карточке. Для этого заполните пропуски в тексте:


Природные зоны лесостепи и степи формируются в условиях _______________ рельефа. Почвы слабо дренированы. Близкое залегание грунтовых вод обусловило господство ________________ почв и значительное распространение ______________, чего мы не наблюдаем в лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины. В степной зоне двух равнин есть сходство. На равнинах характерной почвой степи является __________. На Западно-Сибирской равнине эти почвы имеют _____________ (большую, меньшую) мощность, чем на Восточно-Европейской равнине. Но зато они содержат больше _____________. Значительная часть степной зоны используется человеком для _____________________.

Фишбоун




Особенности природы Западной Сибири


Причины

Факты


















Выводы























































































































КРОССВОРД «ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ»




  1. Стихийное бедствие на юге Западной Сибири летом.

  2. Линейно вытянутые возвышенности среди болот Западной Сибири.

  3. Пушное богатство Западной Сибири.

  4. Крупная река в Западной Сибири.

  5. Он «покорил» Сибирь.

  6. Главное полезной ископаемое Западной Сибири.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Западная Сибирь"

Автор: Иванова Зинаида Николаевна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технологическая  карта урока  по географии. Тема: Восточная  Сибирь. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-vostochnaia-sibir"
    ["file_id"] => string(6) "178759"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424878566"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по географии на тему: "Природные районы Восточной Сибири" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-na-tiemu-prirodnyie-raiony-vostochnoi-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "172798"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423862773"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Северный Казахстан в эпоху железа" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sieviernyi-kazakhstan-v-epokhu-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "215282"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432637693"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-atmosfiernyie-fronty-tsiklony-i-antitsiklony"
    ["file_id"] => string(6) "119815"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413535116"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока окружающего мира  на тему: «Наши подземные богатства» "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-nashi-podziemnyie-boghatstva"
    ["file_id"] => string(6) "174452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125754"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства