1. Физико-географическое положение крупного природного региона.
2. Связь геологического строения с рельефом местности.
3. Климат и климатообразующие факторы.
4. Природные зоны и их особенности.
Планируемые результаты урока
1. Выявить главные особенности природы Западно-Сибирской равнины.
2. Научиться сравнивать природные районы (на примере сходств и различий Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин).
Оборудование:
учебник (Е.М. Домогацких. География: природа России. — М.: Русское слово, 2010), учебный атлас по географии России для 8-го класса, настенная карта, контурная карта (или фрагмент контурной карты) на Западную Сибирь.
План урока
1. Вводное слово учителя с определением темы урока.
2. Распределение работы в группах по основным компонентам природы (раздача индивидуальных и групповых заданий). Определение мотивации по выполнению работы (заполнение контурной карты).
3. Выступления учащихся по темам (презентации).
4. Первичное закрепление знаний (заполнение пропусков в «письме другу», подводящем итоги познавательной деятельности на уроке).
5. Работа с контурной картой.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Вводное слово
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали.
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью Земли.
(Константин Бальмонт)
Учитель: Итак, что же сегодня мы будем изучать?
Обучающиеся: Особенности природы Западно-Сибирской равнины.
Учитель: Кроме того, сравним изучаемую равнину с равниной Восточно-Европейской.
Учитель: В конце урока вы сдаете заполненную контурную карту и «письмо».
2. Распределение работы в группах.
Класс делится для работы в парах.
На каждый рабочий стол дается задание.
Учитель: Выполняя полученные инструкции, вы составите характеристику одного из компонентов природы Западно-Сибирской равнины.
На выполнение дается 5 минут, по истечении которых мы заслушаем все ответы и заполним контурные карты.
После выполнения заданий ученики выступают с отчетами о выполненной работе — по одному от каждой пары.
Из этих коротких выступлений складывается полное представление о природе Западно-Сибирской равнины, дается ее сравнение с Восточно-Европейской равниной.
Карточки от 1.1 до 1.4 посвящены географическому положению и размерам Западно-Сибирской равнины.
Карточки 2.1 и 2.2 посвящены рельефу, геологическому строению и полезным ископаемым Западно-Сибирской равнины.
Ответы на карточки 3.1 и 3.2 должны охарактеризовать климат равнины и его влияние на природную среду.
Благодаря ответам по карточкам 4.1 и 5.1—5.3 дети узнают реки и природные зоны Западно-Сибирской равнины.
3. Выступления учащихся по темам (презентации)
По истечении 5 минут заслушиваются все ответы учащихся.
Учащиеся будто бы из Западной Сибири пишут короткое «письмо другу». В письме они должны рассказать об особенностях этого района.
Письмо пишется в произвольной форме и ученики украшают текст специфическими терминами из словарика. Учащимся послабее целесообразно дать набор географических названий и терминов, которые в письме должны быть упомянуты. Слабым учащимся предлагается шаблон письма, в который они только вписывают пропущенные слова.
Словарик
Займища — заболоченные низины. Здесь сочная трава — отличный корм для крупного рогатого скота.
Колки — отдельные рощи деревьев, чаще берез, в лесостепи.
Лесоболотная зона — лесная зона, которая сильно заболочена из-за плоского рельефа и близкого залегания грунтовых вод.
Нанесение на контурную карту объектов, перечисленных в списке номенклатуры. При заполнении карты учащиеся базируются на информации из сообщений одноклассников.
http://geo.web.ru/druza/Image-Map/Ru_W_kont_0.jpg
6. Домашнее задание
- Презентация «Западная Сибирь. Охрана окружающей среды»»
- Параграф 42.
Государственная награда СССР — медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»
Медаль учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1978 г. Медалью награждались рабочие, служащие, инженеры за самоотверженную работу по выявлению, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений, добыче и промышленной переработке нефти и газа, строительству производственных и жилищно-гражданских объектов, транспортных магистралей, по энергоснабжению, транспортному и иному обслуживанию производства нефтегазового комплекса. Также награждались работники научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, учреждений и организаций непроизводственной сферы, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, находящихся на территории нефтегазового комплекса, внесшие своим добросовестным трудом вклад в его развитие
Западно - Сибирская равнина. Географическое положение
Карточка 1.1
Откройте учебник на с. и по рис. «Физико-географическое районирование России» определите, какие крупные природные районы граничат с Западной Сибирью.
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Западно- Сибирская равнина на западе соприкасается с ________________________, на севере омывается водами ________________________________ океана, на востоке по великой реке _______________ граничит с _________________ Сибирью. На юго- востоке равнину ограничивают _____________________________ горы. Практически вся Западно – Сибирская равнина лежит в пределах одной страны – _________________ ; лишь на юге она заходит на территорию ____________________________.
Западно - Сибирская равнина. Географическое положение
Карточка 1.2
Откройте атлас на с. ___ и, начиная с Уральских гор, определите все географические объекты, граничащие с Западно – Сибирской равниной.
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Западно-Сибирская равнина на западе граничит с ________________________, омывается водами ________________________________ моря, река _______________ отделяет Западно-Сибирскую равнину от ________________________ плоскогорья. На юге граница проходит вдоль_________________ Саяна и ____________ гор, а также _____________________ мелкосопочника. В пределах Западно-Сибирской низменности находятся крупные города: ___________________________________________________________________________.
Западно - Сибирская равнина. Географическое положение
Карточка 1.3
Откройте учебник на с. и, используя текст учебника, определите:
– какую площадь занимает Западно- Сибирская равнина;
– какова её протяжённость с севера на юг;
– какова протяжённость с запада на восток по 60° с.ш. (длина 1° на этой широте составляет 55 км).
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Западно-Сибирская равнина занимает огромное пространство – около ___________ млн. кв. км.
По площади она занимает 3 – место среди равнин мира после______________ низменности в Южной Америке и _________________ равнины, большая часть которой находится на территории России. С севера на юг Западно- Сибирская равнина протянулась на ______ тыс. км., а с запада на восток на ________ тыс. км.
Западно - Сибирская равнина. Географическое положение
Карточка 1.4
Откройте атлас на с. и, используя данные физической карты России, составьте таблицу:
Положение равнины
Восточно -Европейская
Западно- Сибирская равнина
В полушарии
На материке
Омывается водами океанов
В широтах (указать градусы «от……. ш. до ……. ш.»)
На долготах (указать градусы «от… д. до …. д.»)
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Западно-Сибирская равнина так же, как и Восточно-Европейская равнина, расположена на материке ________________ в ________________ полушарии. Обе равнины омываются водами ___________________ океана, но водами _________________ океана омывается лишь одна из них –_____________________. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины расположены почти в одних и тех же широтах. Однако крайние северные точки Западно-Сибирской равнины находятся ... нее, чем самые северные точки Восточно-Европейской равнины. Относительно друг друга __________________ равнина расположена восточнее. На природу Западно-Сибирской равнины ______________________ океан оказывае меньшее влияние.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Физико-географическое положение крупного природного региона.
2. Связь геологического строения с рельефом местности.
3. Климат и климатообразующие факторы.
4. Природные зоны и их особенности.
Планируемые результаты урока
1. Выявить главные особенности природы Западно-Сибирской равнины.
2. Научиться сравнивать природные районы (на примере сходств и различий Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин).
Оборудование:
учебник (Е.М. Домогацких. География: природа России. — М.: Русское слово, 2010), учебный атлас по географии России для 8-го класса, настенная карта, контурная карта (или фрагмент контурной карты) на Западную Сибирь.
План урока
1. Вводное слово учителя с определением темы урока.
2. Распределение работы в группах по основным компонентам природы (раздача индивидуальных и групповых заданий). Определение мотивации по выполнению работы (заполнение контурной карты).
3. Выступления учащихся по темам (презентации).
4. Первичное закрепление знаний (заполнение пропусков в «письме другу», подводящем итоги познавательной деятельности на уроке).
5. Работа с контурной картой.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Вводное слово
Я читаю два фрагмента стихотворений и обращаюсь к ученикам:
- В конце урока вы скажете, какое из двух стихотворений больше подходит для описания природы Западно-Сибирской равнины.
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали.
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью Земли...
(Константин Бальмонт)
...Но, как путь из варяг в греки,
Стлали за волоком волок,
К Полюсу под огненный полог
Текущие разливами реки.
И с таежных дебрей и тундровых полей
Собирала мерзлая земля ясак —
Золото, мамонтову кость, соболей.
Необъятная. Пало на долю твою —
Рас и пустынь вскорчевать целину.
Европу и Азию спаять в одну
Евразию — народовластия семью.
Вставай же, вставай.
Как мамонт, воскресший алою льдиной,
К незакатному солнцу на зов лебединый —
Ледовитым океаном взлелеянный край!
(Михаил Зенкевич)
Учитель: Итак, что же сегодня мы будем изучать?
Обучающиеся: Особенности природы Западно-Сибирской равнины.
Учитель: Кроме того, сравним изучаемую равнину с равниной Восточно-Европейской.
Учитель: В конце урока вы сдаете заполненную контурную карту и «письмо».
2. Распределение работы в группах.
Класс делится для работы в парах.
На каждый рабочий стол дается задание.
Учитель: Выполняя полученные инструкции, вы составите характеристику одного из компонентов природы Западно-Сибирской равнины.
На выполнение дается 5 минут, по истечении которых мы заслушаем все ответы и заполним контурные карты.
После выполнения заданий ученики выступают с отчетами о выполненной работе — по одному от каждой пары.
Из этих коротких выступлений складывается полное представление о природе Западно-Сибирской равнины, дается ее сравнение с Восточно-Европейской равниной.
Карточки от 1.1 до 1.4 посвящены географическому положению и размерам Западно-Сибирской равнины.
Карточки 2.1 и 2.2 посвящены рельефу, геологическому строению и полезным ископаемым Западно-Сибирской равнины.
Ответы на карточки 3.1 и 3.2 должны охарактеризовать климат равнины и его влияние на природную среду.
Благодаря ответам по карточкам 4.1 и 5.1—5.3 дети узнают реки и природные зоны Западно-Сибирской равнины.
3. Выступления учащихся по темам (презентации)
По истечении 5 минут заслушиваются все ответы учащихся.
Учащиеся будто бы из Западной Сибири пишут короткое «письмо другу». В письме они должны рассказать об особенностях этого района.
Письмо пишется в произвольной форме и ученики украшают текст специфическими терминами из словарика. Учащимся послабее целесообразно дать набор географических названий и терминов, которые в письме должны быть упомянуты. Слабым учащимся предлагается шаблон письма, в который они только вписывают пропущенные слова.
Словарик
Займища — заболоченные низины. Здесь сочная трава — отличный корм для крупного рогатого скота.
Колки — отдельные рощи деревьев, чаще берез, в лесостепи.
Лесоболотная зона — лесная зона, которая сильно заболочена из-за плоского рельефа и близкого залегания грунтовых вод.
Нанесение на контурную карту объектов, перечисленных в списке номенклатуры. При заполнении карты учащиеся базируются на информации из сообщений одноклассников.
http://geo.web.ru/druza/Image-Map/Ru_W_kont_0.jpg
6. Домашнее задание
- Презентация «Западная Сибирь. Охрана окружающей среды»»
- Параграф 42.
Государственная награда СССР — медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»
Медаль учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1978 г. Медалью награждались рабочие, служащие, инженеры за самоотверженную работу по выявлению, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений, добыче и промышленной переработке нефти и газа, строительству производственных и жилищно-гражданских объектов, транспортных магистралей, по энергоснабжению, транспортному и иному обслуживанию производства нефтегазового комплекса. Также награждались работники научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, учреждений и организаций непроизводственной сферы, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, находящихся на территории нефтегазового комплекса, внесшие своим добросовестным трудом вклад в его развитие
Западно - Сибирская равнина. Географическое положение
Карточка 1.1
Откройте учебник на с. и по рис. «Физико-географическое районирование России» определите, какие крупные природные районы граничат с Западной Сибирью.
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Западно- Сибирская равнина на западе соприкасается с ________________________, на севере омывается водами ________________________________ океана, на востоке по великой реке _______________ граничит с _________________ Сибирью. На юго- востоке равнину ограничивают _____________________________ горы. Практически вся Западно – Сибирская равнина лежит в пределах одной страны – _________________ ; лишь на юге она заходит на территорию ____________________________.
Западно - Сибирская равнина. Географическое положение
Карточка 1.2
Откройте атлас на с. ___ и, начиная с Уральских гор, определите все географические объекты, граничащие с Западно – Сибирской равниной.
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Западно-Сибирская равнина на западе граничит с ________________________, омывается водами ________________________________ моря, река _______________ отделяет Западно-Сибирскую равнину от ________________________ плоскогорья. На юге граница проходит вдоль_________________ Саяна и ____________ гор, а также _____________________ мелкосопочника. В пределах Западно-Сибирской низменности находятся крупные города: ___________________________________________________________________________ .
Западно - Сибирская равнина. Географическое положение
Карточка 1.3
Откройте учебник на с. и, используя текст учебника, определите:
– какую площадь занимает Западно- Сибирская равнина;
– какова её протяжённость с севера на юг;
– какова протяжённость с запада на восток по 60° с.ш. (длина 1° на этой широте составляет 55 км).
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Западно-Сибирская равнина занимает огромное пространство – около ___________ млн. кв. км.
По площади она занимает 3 – место среди равнин мира после______________ низменности в Южной Америке и _________________ равнины, большая часть которой находится на территории России. С севера на юг Западно- Сибирская равнина протянулась на ______ тыс. км., а с запада на восток на ________ тыс. км.
Западно - Сибирская равнина. Географическое положение
Карточка 1.4
Откройте атлас на с. и, используя данные физической карты России, составьте таблицу:
Положение равнины
Восточно -Европейская
Западно- Сибирская равнина
В полушарии
На материке
Омывается водами океанов
В широтах (указать градусы «от……. ш. до …….. ш.»)
На долготах (указать градусы «от… д. до … . д.»)
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Западно-Сибирская равнина так же, как и Восточно-Европейская равнина, расположена на материке ________________ в ________________ полушарии. Обе равнины омываются водами ___________________ океана, но водами _________________ океана омывается лишь одна из них –_____________________. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины расположены почти в одних и тех же широтах. Однако крайние северные точки Западно-Сибирской равнины находятся .................. нее, чем самые северные точки Восточно-Европейской равнины. Относительно друг друга __________________ равнина расположена восточнее. На природу Западно-Сибирской равнины ______________________ океан оказывае меньшее влияние.
Откройте учебник на с. и, пользуясь текстом учебника, определите:
– какой рельеф преобладает в Западной- Сибири;
– какую форму имеет Западно- Сибирская равнина;
По атласу (с. ____) сравните характер рельефа Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины.
Заполните таблицу:
Характеристика
Восточно -Европейская
Западно- Сибирская равнина
Тип поверхности
Холмистая, с чередованием низменностей и возвышенностей
Преобладающие высоты
Вы будете отвечать у карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Рельеф Западно-Сибирской равнины ______________, преобладающие высоты _____ метров, это ________, чем на Восточно-Европейской равнине. Наибольшая высота Западно-Сибирской равнины в пределах Сибирских Увалов – ______ метров. В плане (профиль) Западно-Сибирская равнина имеет форму, напоминающую __________.
Сравните геологическое строение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.
Откройте учебник на с. ____ и по рис. _______ «Комплексный профиль через территорию России по 60 ° с.ш.» сравните геологическое строение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Составьте ответ, пользуясь текстом учебника на с. ________.
Вы будете устно с места по этой карточке. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
В основании Западно-Сибирской равнины лежит ______________ платформа. Породы__________________________ фундамента перекрыты мощным чехлом пород ___________________ происхождения. Прогибание Западно-Сибирской равнины продолжается в _______________ и ___________ частях. Но незначительный подъём проявляется в рельефе на __________________ увалах.
В своей геологической истории северная часть равнины подверглась неоднократному наступлению_________________ и ____________________. Главные полезные ископаемые Западно-Сибирской равнины – ___________ и _______________________. На севере равнины преобладают месторождения ______________________, в центральной части – месторождения __________.
Западно - Сибирская равнина. Климат
Карточка 3.1
Откройте учебник на с. ____ и по рис. _______ «Комплексный профиль через территорию России по 60 ° с.ш.» сравните климат Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.
Заполните таблицу:
Компоненты климата
Восточно –Европейская равнина
Западно- Сибирская равнина
Средние температуры января
Средние температуры января
Среднее годовое количество осадков
Используя данные таблицы, а также текст учебника на с. ______, подготовьте краткую характеристику климата Западной Сибири.
Вы будете устно с места по этой карточке. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Климат Западно-Сибирской равнины _____________. По сравнению с климатом Восточно-Европейской равнины он более ___________________. Из-за удалённости от _____________________ океана возрастает ______________________ климата. Усиливается влияние ________________________________ океана. ______________ рельеф Западно-Сибирской равнины благоприятствует свободному обмену воздушными массами северных и южных районов. А также большое влияние на формирование климата оказывает _________________ максимум (зимний центр ________________ давления). Поэтому средние температуры января на Западно-Сибирской равнине ____________, чем на Восточно- Европейской равнине.
Западно - Сибирская равнина. Климат
Карточка 3.2
Откройте учебник на с. ____ и по рис. _______ «Годовое количество осадков» сравните, где осадков выпадает больше – на Восточно-Европейской равнине или на Западно-Сибирской.
Далее откройте учебник на с. ____ и по рис. _____ «Годовые величины испарения и испаряемости» сравните величины испаряемости. Сделайте вывод, где наблюдается избыточное увлажнение.Почему Западно-Сибирская равнина заболочена? Для ответа на этот вопрос испоьлуйте текст учебника на с. ______.
Вы будете устно отвечать по этой карточке. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Главная природная особенность Западно-Сибирской равнины её сильная заболоченность. Это кажется странным: ведь из-за удалённости от ________________ океана осадков здесь выпадает ________ше, чем на Восточно- Европейской равнине. Но испаряемость на Западно-Сибирской равнине несколько _________, коэффициент увлажнения на большей части территории __________ (больше, меньше, равно) единицы. Сильнее всего заболочена ________________ равнина, расположенная в ___________ части Западно-Сибирской равнины. На эту особенность повлияли три обстоятельства: _____________ рельеф, _______________ увлажнение, слабое ____________ почв. Это свойство почв вызвано широким распространением ____________________.
Западно - Сибирская равнина. Внутренние воды
Карточка 4.1
Откройте атлас на с. ____ и определите, бассейн какой реки занимает большую частьЗападно-Сибирской равнины. Какие у этой реки есть крупные притоки? Какая ещё крупная река протекает на её восточной границе?
Вы будете устно отвечать по этой карточке. Используя сведения из учебника на с. ___ заполните пропуски в тексте:
Западно-Сибирская равнина богата поверхностными и подземными водами. Крупнейшая река Западной-Сибири –__________ . При впадении в __________________ океан образует ____________ губу. Крупнейший приток данной реки ___________ – тоже, сам по себе, крупная река. Он берёт начало за пределами России в ___________________. Известны также реки, давшие названия крупным городам Западной Сибири. Это Омь – приток __________, и Томь – приток _____________.
По территории Западно-Сибирской равнины, вдоль её восточного края протекает река ______________, несущая свои воды в ______________ залив. Все реки Западной Сибири относятся к бассейну ____________________________ океана.
По преобладающему направлению течения этих рек ( с ________ на ______________) можно сделать вывод об общем наклоне Западно- Сибирской равнины на ______________, в сторону ____________________________ океана.
Длительные половодья являются одним из факторов сильной заболоченности территории Западно-Сибирской равнины. Болота Западно-Сибирской равнины содержат огромное количество пресной воды.
Западно - Сибирская равнина. Природные зоны.
Карточка 5.1
Сравните природную зону тундры и лесотундрыЗападно-Сибирской равнины и Восточно-Европейской равнины.
Для этого используйте текст учебника на с. _______.
Вы будете устно отвечать по этой карточке. Для этого заполните пропуски в тексте:
Физико-географическое положение и рельеф Западно-Сибирской равнины определяют характерные особенности природных зон. Природные зоны протягиваются в ____________ направлении. По сравнению с Восточно-Европейской равниной границы природных зон несколько смещены к ___________. Во всех природных зонах значительные площади заняты __________________. Зона тундры занимает ____________шую площадь, чем на Восточно-Европейской равнине. Большое влияние на природу тундры оказывает море, особенно _____________ губа. Лесотундра тянется полосой шириной от _______ до __________ километров.
Западно - Сибирская равнина. Природные зоны.
Карточка 5.2
Сравните природную зону лесовЗападно-Сибирской равнины и Восточно-Европейской равнины.
Для этого используйте текст учебника на с. _______.
Вы будете устно отвечать по этой карточке. Для этого заполните пропуски в тексте:
По сравнению с Восточно-Европейской равниной лесная зона Западно-Сибирской равнины имеет характерную особенность: она сильно ________________. Более ___% территории равнины занимает природная зона _________________. Характерные породы деревьев – ___________, _________ и ____________. Они произрастают на _________ и ___________ почвах. На севере природной зоны довольно часто встречается очень ценная порода – _________________________. На песках и щебнистых грунтах распространены ________________ леса. На территории Западно-Сибирской равнины по сравнению с Восточно-Европейской равниной нет _________________________ лесов. Что, конечно, определяется более ________________________ климатом Западной Сибири.
Западно - Сибирская равнина. Природные зоны.
Карточка 5.3
Сравните природную зону лесостепи и степиЗападно-Сибирской равнины и Восточно-Европейской. Для этого используйте текст учебника на с. _______.
Вы будете устно отвечать по этой карточке. Для этого заполните пропуски в тексте:
Природные зоны лесостепи и степи формируются в условиях _______________ рельефа. Почвы слабо дренированы. Близкое залегание грунтовых вод обусловило господство ________________ почв и значительное распространение ______________, чего мы не наблюдаем в лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины. В степной зоне двух равнин есть сходство. На равнинах характерной почвой степи является __________. На Западно-Сибирской равнине эти почвы имеют _____________ (большую, меньшую) мощность, чем на Восточно-Европейской равнине. Но зато они содержат больше _____________. Значительная часть степной зоны используется человеком для _____________________.
Фишбоун
Особенности природы Западной Сибири
Причины
Факты
Выводы
КРОССВОРД «ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ»
Стихийное бедствие на юге Западной Сибири летом.
Линейно вытянутые возвышенности среди болот Западной Сибири.