kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Растениеводство

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                     Урок  окружающего мира

                                  3 класс. УМК « Школа России »

Тема: « Растениеводство»

Прогнозируемые результаты:

  • Третьеклассники узнают, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану.

Учебные материалы: рисунки с изображениями культурных растений;  

                                      гербарий; образцы культурных растений для

                                      практической работы.

                                                   Ход  урока

  1. Актуализация знаний.

Ученики отвечают на вопросы теста по теме «Полезные ископаемые».

- Отгадайте кроссворд.

По горизонтали:

4. Полезное ископаемое, которое добывают шахтёры.( Уголь)

7. Место, где залегают полезные ископаемые. ( Месторождение)

8. Полезное ископаемое, из которого выплавляют металлы. (Руда)

9. Место добычи каменного угля. (Шахта)

10. Полезное ископаемое, которое состоит из кварца, слюды, и

      полевого шпата. ( Гранит)

По вертикали:

1. Профессия человека, отыскивающего места расположения полезных ископаемых. ( Геолог)

2. Открытое место добычи полезных ископаемых. ( Карьер)

3. Полезное ископаемое, состоящее из  раковин умерших морских

    животных. ( Известняк)

5. Материал, из которого делают посуду.( Глина)

6. Горючее полезное ископаемое, которое перерабатывают в

     бензин. ( Нефть)

10. Полезное ископаемое, с помощью которого отапливают

      помещения и готовят. ( Газ)

  1. Мотивация учебной деятельности

- Назовите отрасли экономики, которые вы знаете.

Сельское хозяйство включает в себя несколько  больших составляющих частей.( Земледелие и животноводство).

Учитель: - Ребята, а вы скажете, а что такое современное хозяйство?

Современное хозяйство состоит из трёх крупных частей, которые появились последовательно в ходе развития человечества: сельского хозяйства, промышленности ( индустрии) и сферы услуг.

А какова же география основных видов хозяйственной деятельности?

С появлением новых видов хозяйственной деятельности людей менялась и география их хозяйства. Сельское хозяйство связано с выращиванием  растений ( растениеводство) и разведением животных ( животноводство). Поэтому его размещение сильно зависит как от особенностей этих живых организмов, так и от природных условий : рельефа, климата, почв. В сельском хозяйстве занята самая большая часть работающего мирового населения- почти 50 %. Но доля сельского хозяйства в общем мировом производстве продукции – только около 10 %.

- Сегодня мы с вами поговорим, как вы думаете, о какой из важных отраслей сельского хозяйства? Да, вы правы, о растениеводстве

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Растениеводство»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край Калининский район

станица Старовеличковская



Краевой конкурс

методических сценариев уроков с реализацией

системно - деятельностного подхода

в начальной школе

Номинация

«Лучшая разработка методического сценария урока

по окружающему миру »

3 класс , УМК « Школа России »

Тема : « Растениеводство »

Работу выполнила

Вишневецкая Людмила Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ – СОШ № 4

8 (861) 63- 26-1-31

e-mail: [email protected]



ст. Старовеличковская, 2014 г.

Урок окружающего мира

3 класс. УМК « Школа России »

Тема: « Растениеводство»

Прогнозируемые результаты:

  • Третьеклассники узнают, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану.

Учебные материалы: рисунки с изображениями культурных растений;

гербарий; образцы культурных растений для

практической работы.



Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Ученики отвечают на вопросы теста по теме «Полезные ископаемые».

- Отгадайте кроссворд.



По горизонтали:

4. Полезное ископаемое, которое добывают шахтёры.( Уголь)

7. Место, где залегают полезные ископаемые. ( Месторождение)

8. Полезное ископаемое, из которого выплавляют металлы. (Руда)

9. Место добычи каменного угля. (Шахта)

10. Полезное ископаемое, которое состоит из кварца, слюды, и

полевого шпата. ( Гранит)



По вертикали:

1. Профессия человека , отыскивающего места расположения полезных ископаемых. ( Геолог)

2. Открытое место добычи полезных ископаемых. ( Карьер)

3. Полезное ископаемое, состоящее из раковин умерших морских

животных. ( Известняк)

5. Материал, из которого делают посуду.( Глина)

6. Горючее полезное ископаемое, которое перерабатывают в

бензин. ( Нефть)

10. Полезное ископаемое, с помощью которого отапливают

помещения и готовят. ( Газ)



  1. Мотивация учебной деятельности



- Назовите отрасли экономики, которые вы знаете.

Сельское хозяйство включает в себя несколько больших составляющих частей.( Земледелие и животноводство).

Учитель: - Ребята, а вы скажете, а что такое современное хозяйство?

Современное хозяйство состоит из трёх крупных частей, которые появились последовательно в ходе развития человечества: сельского хозяйства, промышленности ( индустрии) и сферы услуг.

А какова же география основных видов хозяйственной деятельности?

С появлением новых видов хозяйственной деятельности людей менялась и география их хозяйства. Сельское хозяйство связано с выращиванием растений ( растениеводство) и разведением животных ( животноводство). Поэтому его размещение сильно зависит как от особенностей этих живых организмов, так и от природных условий : рельефа, климата, почв. В сельском хозяйстве занята самая большая часть работающего мирового населения- почти 50 %. Но доля сельского хозяйства в общем мировом производстве продукции – только около 10 %.

- Сегодня мы с вами поговорим, как вы думаете, о какой из важных отраслей сельского хозяйства? Да, вы правы, о растениеводстве.


  1. Работа по теме урока


  1. Рассказ учителя.

В далекой древности человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства зависел от капризов природы (пожары, засуха…) И вот однажды женщины заметили, что там, где они перетирали зерна для муки, выросли колоски с зернами. Попробовали специально рассыпать зерна – получился урожай.

Так стало возможным выращивать собственный урожай, а не ходить по лесу. Так образовалась отрасль растениеводство.

Для чего люди выращивают растения?

На какие группы можно разделить все растения , необходимые человеку?

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми новыми культурными растениями и повторим то, что знаем об уже известных нам растениях.

Учитель чертит таблицу , которая заполняется в ходе урока.

Название группы растений

Названия растений






- Прочитайте в учебнике параграф «Растениеводство». Найдите выделенные жирным шрифтом названия групп растений. Занесём их в таблицу.

О каких группах растений шла речь во 2 классе? Вспомните, что вы о них знаете?

Дети рассказывают.

- Вами не были названы только кормовые культуры. О них мы не говорили на уроках во 2 классе. Что это за культуры? Само название подсказывает нам ответ.

Правильно, ими кормят. Только кого? Человек должен заботиться не только о себе, но и о тех животных, которых выращивает. Летом многие животные могут найти корм на лугах, пастбищах, в прудах. А чем их кормить зимой? Не все животные могут сами найти еду даже в тёплое время года. Поэтому человек занимает целые поля под кормовые культуры. Видели ли вы такие поля? Что на них выращивают?

Правильно, вы часто видели клевер. Обращали ли вы внимание на то, что клевер бывает разный? Познакомимся с несколькими видами клевера.

Клевер луговой считается ценным кормовым растением.

В народной пословице говорится «Молоко у коровы на языке».Что это значит?

Не будет у коровы хорошего питания, значит, не будет у человека молочных продуктов. Главным кормом для коровы являются травы. Пройдитесь по лугам и посмотрите, какие растения на них растут.

Учитель показывает детям гербарии и рисунки с изображениями травянистых растений.

- В долинах рек расположены заливные луга, на которых растут мятлик луговой и обыкновенный, тимофеевка, лисохвост, мышиный горошек, ежа сборная, чина и многое другое. Все эти травы любят большое количество влаги. При скашивании этих многолетних трав получают сено, которое является хорошим кормом для домашних животных. В нём содержится большое количество белков, витаминов и минеральных солей. Также эти травы улучшают почву, обогащают её.

Выращивание кормовых трав - специализированное направление современного сельского хозяйства. Но кроме кормовых трав выращивают кормовые корнеплоды. Что значит корнеплод? Для корма животных выращивают кормовую свёклу, репу, турнепс, морковь.

Учитель :предлагаю детям образцы культурных растений.

- Сравните эти растения. Вам надо составить описание каждого растения по плану, предложенному вам в учебнике на с. 51.

1. Как называется растение?

2. К какой группе относится ( дерево, кустарник, травянистое растение)?

3. Где его выращивают ( в поле, в огороде, в саду)?

4. Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?

5. Как человек использует это растение?

( Дети работают парами . Выслушиваются рассказы всех пар.)

( Результаты заносят в рабочую тетрадь.( с.29, № 2). Дети выполняют там же № 4 на с. 31).

  1. Работа по теме урока ( продолжение).

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений.

-В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

Люди каких профессий обслуживают отрасль растениеводство? Прочитайте об этом на с. 53 учебника.

- Как же человек сделал дикорастущие растения культурными?

Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, фрукты, ягоды. Рассмотрим простой пример: люди убрали картофель в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году. И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на прошлый опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

-Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство.

Подумаем, чем занимается эта отрасль.

Дети получают гербарные экземпляры и находят пшеницу, рожь, овес, ячмень, гречиху, лен, зерна кукурузы, подсолнечника, картофеля.

Работа проводится в группах.

Карточки-помогайки.

  1. Название группы растений по месту выращивания.

  2. Что получают из каждого растения.

  3. Чем отличаются зерна.

Обсуждение:

Эти растения выращивают на полях, значит это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи – длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна пшеницы и ржи отличаются формой, но похожи по цвету. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу, Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу.

- А что получают из проса и ячменя? (перловую крупу, а из проса – пшено)

- Что получают из подсолнечника?

-А изо льна? (Льняное масло)

Это очень интересная культура. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

- А картофель?

Выращиванием таких культур занимается полеводство.

3. Рассказ учащихся о заслугах Кубани и её знаменитых жителях.

После войны на Кубани были организованы соревнования (в 1946 г.) кто лучше, кто быстрее, кто больше. Победителям присваивались звания: «Лучший механизатор», «Бригада лучшего качества», «Звено высокой урожайности».

На полях трудились даже школьники. Самоотверженный труд принес свои плоды: уже в 1948 году на Кубани был получен стопудовый урожай с одного гектара. Сто пудов – это 1600 кг зерна.

Да, сегодня мы получаем в три раза больше, но тогда это было много.

Успех, которого добился Краснодарский край, - это заслуга не только рядовых тружеников Кубани работавших на полях, но и выдающихся ученых: академиков П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойта, М. И Хаджинова и др.

Что такое хороший сорт пшеницы? На этот вопрос в течение всей жизни искал ответ Петр Пантелеймонович Лукьяненко, создатель всемирно известных сортов, которого земляки-кубанцы называли «хлебный Батько».

(Рассказ о П. П. Лукьяненко)

Но не только хлебом славится Кубань. Более 50 лет работал над созданием новых сортов подсолнечника В. С. Пустовойт.

Академик М. И. Хаджинов всю жизнь занимался кукурузой. Ее тогда называли «королевой полей». Это была ценная кормовая культура.

Прочитайте часть статьи , посвящённую зерновым культурам, на с.52 в учебнике.

4.Мини- проекты учащихся о тружениках своей станицы.

Ученик: на моей улице , где я живу, жила замечательная женщина, добрый человек, великий труженик Чуйкина Екатерина Ивановна.

Работала она в овощеводческой бригаде колхоза «Октябрь» 49 лет. Все эти годы была звеньевой. Её коллеги носили гордое звание «Бригада лучшего качества», «Звено высокой урожайности». У неё много наград, медалей, орденов и грамот.

К сожалению, 5 лет назад Екатерина Ивановна умерла. Но память её великого труда осталась. Она работала на полях колхоза «Октябрь»- собирала помидоры, картофель, капусту, становилась неоднократным призёром ВДНХ в Москве. Ей присвоено почётное звание «Ветеран труда ».



Хить Андрей Алексеевич – агроном, хлебороб колхоза «Октябрь»

Ученик: Проводя свои исследования, я не могу не рассказать о замечательном человеке - Хить Андрее Алексеевиче. Он- главный агроном нашего колхоза. Им гордится вся станица, Кубань. Ведь под его умелым руководством , каждодневным трудом - жатва 2013- выиграла одно из почётных призовых мест а крае. И равных его опыту в станице Старовеличковской- нет! Так держать , Андрей Алексеевич! Мы вами гордимся! И хотим стать такими же целеустремлёнными, трудолюбивыми, как Вы





Много статей посвящено нашему герою. СМИ газет «Калининец», «Краевые новости», журналы пестрели фотографиями и победными статьями этого скромного человека.

Вывод в группах: ( подводят итог учащиеся)

Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Они умеют по внешнему виду растения определить, здоровое оно или больное, знают, как его лечить. Растениеводы знакомы с современной техникой. Но часть работ они выполняют вручную, а для этого нужны и сила, и ловкость, и терпение. Только тот, кто любит растения, землю, может быть хорошим растениеводом.

Овощеводство.

-Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

Овощи выращивают не только на полях, но и огородах, теплицах.

-Какие овощные культуры вы знаете?

-Такие овощи как лук, чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что в них содержатся фитонциды.

Рассказ учащихся об овощах.

Плодоводство.

Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты.

-Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете?

Показ иллюстраций с фруктовыми деревьями и рассказ о них.



Цветоводство.

О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно.

- Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие в теплицах, а третьи – в комнате.

Показ книг о цветах, рассказ о цветах.

4. Игра «Узнай растение»

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (Морковь, овощеводство)



На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива, плодоводство)



Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник, полеводство)



Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. ( Рожь, полеводство)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли три мешка. (Капуста, овощеводство)

Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь –

Всю руку обдерешь. (Крыжовник, плодоводство)

5. Словарный диктант «Хорошо ли я запомнил?»

-Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием зерновых культур. (Полеводство)

- Овощ с вытянутым оранжевым корнем. (Морковь)

-Второе название томата. (Помидор)

- Овощная культура, потребляющая большое количество воды, листья образуют кочан. (Капуста)

- Овощная культура, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте, имеет сочный зеленый продолговатый плод. (Огурец)

- Вьющееся растение, имеющее плоды в виде стручка и круглые семена. (Горох)

- Полевая культура, богатая крахмалом. (Картофель)

- Ягодная культура с плодами красного цвета. ( Земляника)

5. Рефлексия учебной деятельности

-Перечислите отрасли растениеводства.

- Какие отрасли развиты в нашем крае?

- Давайте посмотрим на таблицу, которая получилась к концу урока. О каких культурах мы с вами уже знали? О каких узнали что-то новое? С какими растениями познакомились?

На доске.

Название группы растений

Названия растений

Кормовые культуры

Клевер, люцерна, мятлик луговой, мятлик обыкновенный, тимофеевка, мышиный горошек, лисохвост, чина, ежа сборная

Зерновые культуры

Пшеница, ячмень, рожь, рис, кукуруза, сорго, просо

Прядильные культуры

Лён, хлопок

Учитель: на время закрывает таблицу.

- Давайте проверим, как вы запомнили материал урока. У вас в рабочих тетрадях аналогичная таблица( с.30, № 3). Впишите в неё названия растений данных трёх групп.

Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу, сверяя со вновь открытой таблицей, составленной учителем на уроке.

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя»

на с. 53-54 в учебнике.

- Обобщите всё, что вы узнали на уроке. Сравните свои выводы и выводы Мудрой Черепахи.

Дома дети выполняют задания на с. 54 учебника и № 5, 6 на с.31 в рабочей тетради.



Список использованной литературы



    1. «Окружающий мир», учебник 3 класс

УМК «Школа России», 2 часть

Авторы: А.А. Плешаков

Москва, «Просвещение»,2013 с. 51- 55

    1. Рабочая тетрадь « Окружающий мир »

3 класс УМК «Школа России»

Москва, «Просвещение»,2013 г.

    1. Сеть Интернет

    2. Фото учащихся класса

    3. Т.А. Соколова «Декоративное растениеводство»

    4. Д.Н. Прянишников «Избранные труды»

    5. Российская Академия Сельскохозяйственных наук Государственное научное учреждение Всероссийский научно- исследовательский институт риса

« Сертификация посевного материала как основа семеноводства»- автор Чуйкин Пётр Васильевич

Краснодар- 2004 г.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Растениеводство

Автор: Вишневецкая Людмила Васильевна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271675

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока трудового обучения на тему "Овощеводство""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-trudovogho-obuchieniia-na-tiemu-ovoshchievodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "250899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447159535"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по окружающему миру "Животноводство" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-zhivotnovodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "241745"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445294651"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по окружающему миру в 3 класс "Растениеводство""
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_3_klass_rastenievodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "576791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616723692"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока окружающего мира 3 класс культурные и дикорастущие растения по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-kul-turnyie-i-dikorastushchiie-rastieniia-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "144702"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418762096"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства