Проверка домашнего задания. - Ребята, а вы любите играть? О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? - Сейчас проведём игру «Угадай животное». Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из вас быстрее отгадает, о каком звере идёт речь? (На слайде по мере ответа детей выходят картинки медведя, лисы, зайца) - Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во - вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и можно ложиться спать. Жир – это запас пищи на всю зиму. - Медведь. - Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. - А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасёт от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полёвок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. - Лиса. - Молодцы! А сейчас следующее задание: Рассели животных по домикам. А чтобы расселить животных нужно подумать, на какие группы их можно разделить. | - Да. - Мы говорили о том, как звери готовятся к зиме. - Медведь. - Заяц. - Лиса. - Слайд на доске. Расселим животных в домики. |
Актуализация знаний. - Ребята, отгадайте загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: Одна седая, А за нею - молодая, Третья ярко расцветает, А четвёртая рыдает. - Что это такое? - Сколько времен года вы знаете? Какие? - Послушайте еще одну загадку: Тройка – тройка прилетела Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром. - Что это? - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Ребята, кто из вас любит смотреть мультфильмы? - А с этими героями мультфильма вы знакомы? - Да, Мартышка была очень любопытная, много хотела знать. Назовите ее друзей. - Но дети, посмотрите на этот рисунок, что-то они невеселые… - Как вы думаете, что с ними случилось? - А может, прочитав это письмо, мы поймем, над чем задумались наши герои? «От мартышки, ученикам 1-а класса» «Дорогие ребята, мой друг Попугай узнал, что к вам пришла зима. А кто такая зима?» И тут, ребята, она пишет, что обещает позвонить и послушать ответ. А еще есть подарок, но его мы откроем только к концу урока. - Как вы думаете, почему они не знают, что такая зима? | | - Это времена года? - Есть четыре времени года. Зима, весна, лето, осень. - Зима. - Мы будем говорить о зиме. |
Открытие нового, обобщение жизненных наблюдений. - Откройте учебник с. 32-33. - Что же изменилось с приходом зимы? - Сравните рисунок в верхнем левом углу страницы и центральный рисунок. - Что общего в этих рисунках? - Чем рисунки отличаются? - Что изменилось в природе с приходом зимы? - Какие краски исчезли, а какие появились? - Какие звуки исчезли, а какие появились? - Какие запахи исчезли, а какие появились? - В загадке говорилось о тройке. А о какой тройке говорилось в загадке? В зимнем царстве сколько месяцев? А какие, отгадайте. Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт Мы встречаем Новый год! Декабрь – «студень», «ветрозим», «полночь года», месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадёт, Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? Январь – «просинец», «перезимье,перелом зимы», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина. С дом стоят сугробы снега, То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон, День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это Февраль – «лютень», «снежень», «бокогрей», месяц снегопадов, злых вьюг и метелей, месяц первого тёплого солнца. Вьюги да метели под февраль прилетели. | - Исчезли желтые, красные, зеленые краски, появились белые краски. - Не слышно пения птиц, жужжания насекомых, зато мы слышим, как скрипит снег под ногами. - Исчезли запахи цветов, прелой травы, но зимний воздух очень свежий и чистый. - В зимнем царстве три месяца. - Декабрь. - Январь. - Февраль. |
Знакомство с зимними природными явлениями. - Зимой мы можем с вами наблюдать интересные природные явления. - снегопад (обильное выпадение снега) - метель (перенос снега ветром) - изморозь (рыхлый, снежный слой кристаллов льда; нарастает на ветвях деревьев в тихую морозную погоду, при тумане) -гололёд (тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания) -оттепель (тёплая погода с таянием снега, льда) | |
Опыт со льдом. - Рассмотрите еще раз рисунок. Обратите внимание на то, как одеты дети. - Как нужно одеваться зимой? - Как дети ведут себя во время зимней прогулки? - Какие правила техники безопасности во время зимних забав нужно соблюдать? - А где ты катаешься на лыжах, коньках, санках? - Что нужно знать, чтобы не случилась беда? - Что это? В огне не горит и в воде не тонет? - Что такое лед? - Какой первый лед? - Действительно ли первый лед опасен для жизни? - Проведем опыт. - Какой можно сделать вывод? | - Это лед. - Это замершая вода. - Первый лед очень тонкий. - Тонкий лед опасен для жизни. |