Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Голубая планета Земля"»
Тема: Голубая планета Земля.
С. 52-53
Цель: Знать название нашей планеты. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать представление о Земле как планете. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле.
Характеристика деятельности учащихся:
Знать название нашей планеты. Уметь объяснять, почему нашу планету называют «голубой»; определять и называть планеты Солнечной системы, которые являются соседями планеты Земля; пользоваться справочником; сравнивать планеты Солнечной системы по размеру.
Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.
Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствовать рада я вас, Как в классе светло от сияющих глаз! Давайте урок поскорее начнём, Чтобы исследовать мир, в котором живём!
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица Знают все и млад и стар, Что она большущий шар. (Планета Земля)
Слайд 1.
– Посмотрите, как красива наша планета! Вы знаете, сколько разных знаний надо было накопить человеку, чтобы он мог увидеть всю планету целиком со стороны. Послушайте, как описывал нашу планету первый космонавт:
“Отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая крошка морей”.
Моя планета - моя Земля!
Родимые просторы
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И Север есть у нас, и юг –
Сады цветут на юге!
На севере снега вокруг,
Там холода и вьюги!
Народы там – одна семья
Все – дочери и сыновья
Своей Земли прекрасной!
Слайд 2.
Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Города есть, но нет людей.
Реки, моря есть, но нет воды.
Пустыни есть, но нет песка. (Карта)
– Скажите, какие изобретения человека помогают нам увидеть нашу планету? (глобус и карта)
Слайд 3 .
– Для чего нужны глобус и карта?
– Сегодня мы будем с вами готовиться к путешествию. Удобно ли путешествовать с глобусом? А с картой?
– О чём они нам, как путешественникам, смогут рассказать?
–Помогут в путешествии нам наши знания.
Открытие новых знаний.
Вокруг солнца вращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. Самая красивая и самая интересная из всех планет – это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса. Слайд 4.
- На что похожа наша Земля? (Примерные ответы детей: на шар.)
- Наша планета Земля – огромный шар, который летает в космосе вокруг солнца и одновременно вращается вокруг себя. Облетела Земля вокруг Солнца – прошел год. Повернулась вокруг себя – прошли сутки, то есть день и ночь.
– Что такое глобус? (ответы детей)
Глобус – это модель земли в уменьшенном виде. Что мы можем узнать о нашей планете, посмотрев на ее модель?
- Какого цвета видим больше всего? (Синего) Почему?
- Что обозначают зеленый, желтый, коричневый, белый цвета?
Не зря нашу планету называют «голубой»: ее большую часть занимает вода – моря, океаны, реки, озера, ручейки.
На нашей Земле океанов – четыре.
Индийский – самый соленый в мире,
Океан Атлантический – славен сельдями,
Ледовитый – все время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий.
- Обратите внимание – на глобусе четко очерчены контуры больших и малых островов – это суша. На свете много островов.
Так много, что не счесть,
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть.
Показ на глобусе.
- Все люди любят и берегут свою планету, о ней придумано много песен, стихов. Послушайте одно из таких стихотворений. Слайд 5.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Слайд 6.
Попробуйте найти на глобусе нашу страну.
Физкультминутка.
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.) Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.) А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.) Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.) Что это за шар?
Первые представления о Земле.
В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане. Слайд 7.
Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане… Слайд 8.
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
- И добирались они до края Земли?
Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.
Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Слайд 9. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.
- Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?
В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.
Поиск новых знаний.
Работа с учебником. Стр. 52 – 53, 54.
Итог урока.
Под одною голубою Общей крышей мы живем. Дом под крышей голубой И просторный, и большой. Дом кружится возле Солнца, Чтобы было нам тепло, Чтобы каждое оконце, Осветить оно могло. Чтобы жили мы на свете, Не пугаясь, не грозя, Как хорошие соседи Или добрые друзья.
Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нету. Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду её никому не дадим.