Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой Ж"»
Урок обучения грамоте с использованием ИКТ "Звук [ж]. Буквы Ж, ж"
Разделы:Начальная школа
Цель познакомить с новым согласным звуком и буквами.
Задачи:
дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.
Оборудование:
карточки: “согласные”, “гласные”;
предметные картинки – солнышки для рефлексии,
карточка с буквами Ж, ж;
портрет жука для домашнего задания,
карточки со скороговорками.
Техника:
компьютер,
медиапроектор,
экран,
колонки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
- Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто “и-и-и-и…”.
- Какое у вас настроение?
2. Введение в тему урока(презентация 1)
- Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.
Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (СЛАЙД №3)
- Он живёт в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну конечно, это (Ёжик).
- Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далек (жираф).
-Длинноногий, длинношеий Длинноклювый, телом серый, По болотам ходит-бродит, Там лягушек ищет, ловит (журавль)
- Как можно назвать всех одним словом?
-Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ж])
-А это кто? (СЛАЙД№4)
3. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?
- Как бы вы назвали наш урок?
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
4. Характеристика звука [ж].
- Как узнать какой звук? (СЛАЙД №5)Составление плана.
РАБОТА В ПАРАХ:
- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)
- Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?
- Какой это звук? (согласный)
- Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)
- Как произносится звук? (звонко)
- Послушаем, как произносится звук в словах. Игра “Поймай звук”.
ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.
Пиджак, рубашка, майка
Шарф, жилет, шапка
Шорты, бриджи, штаны
Брюки, носки, джинсы
- Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом?
Расскажите, что узнали про звук [ж]?
- Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД №6).
Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём.
Физминутка.
На лужайке, по ромашкам Жук летал в цветной рубашке: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо на ветру качаюсь, Низко, низко наклоняюсь.
5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.
- Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)
Эта буква широка и похожа на жука. И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)
- У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их (дети расходятся по классу, ищутбуквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).
- Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)
- Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)
Когда слова начинаются с большой буквы Ж?
Проверим ваши знания. Поиграем в игру “Большая -маленькая”.
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.
- Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы и узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД №8).
- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.
Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада. (Буклет садоводу-огороднику ,приложение 1)
7. Итог урока
- Как назывался наш урок? Почему?
8. Рефлексия
-Продолжите предложения (СЛАЙД №9)
- Подарите жуку солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж]. Рисунок 1.
А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].
9. Домашнее задание
- На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.