Цель: обобщить и систематизировать знания о зимующих птицах.
Задачи:
образовательная: обобщить и закрепить представления детей о зиме и зимующих в наших краях птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и роли птиц в природе;
развивающая: развивать память, мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;
воспитательная: воспитывать культуру поведения в природе, внимательное и бережное отношение к птицам. доброжелательность в процессе коллективной деятельности.
Методы и приемы:
- Беседа;
- Работа с наглядностью;
- Практическая деятельность.
- Игра
- Творческая работа
Тип занятия: закрепление знаний
Материалы и оборудование:
Демонстрация материала - картины с изображением зимующих и перелетных птиц, шапочки птиц, кормушки, корм для птиц (пшено), ноутбук, видеоролик «Зимующие птицы», телеграмма, Сова.
Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы учителя, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинаем мы урок!
Будем дружно отвечать,
Знанья вместе добывать!
Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.
2. Беседа о времени года (ответы на вопросы).
Загадка: Снег на полях,
Лед на реках,
Иней сверкает.
Когда это бывает? (зимой)
- Какое сейчас время года? (зима) (Слайд2)
- Назовите зимние месяцы. ( декабрь, январь, февраль)
- Назовите приметы зимы. (На улице холодно. Мороз. Кругом лежит снег).:
- Вот и вступила в свои права зимушка – зима,
Завьюжила, закружила, все дорожки замела.
Зима- красавица щедра на искристые снежинки, обильные метели. Но не хлебосольна: не может дать ни сочных овощей, не сладких фруктов, ни грибов, ни ягод.
Спрятались насекомые, снег заметает семена трав и деревьев. Все живое об этом знает и каждый готовится к зиме : кто запасы делает, кто засыпает на всю зиму.
- Дети, а вам нравится зима? Правильно, зимой весело: можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика…
3.Беседа о зимующих птицах:
- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц). (Слайд 3)
- По каким признакам вы это определили? (Тело покрыто перьями, есть два крыла, умеют летать, есть клюв, две лапки, хвост).
- Птицы улетают в теплые края, и прилетают только весной. Как называются такие птицы? (Перелетные)
- Назовите перелётных птиц. (жаворонок, скворец, журавли, лебеди)
- Почему они улетели на юг? (п.ч. зимой им холодно).
- Но есть пернатые, которые не улетают, а селятся поближе к человеку.
- Как называются такие птицы? ( Зимующие)
- Среди этих птиц есть птицы- соседи, это те птицы, которые переселяются от леса ближе к жилью человека. Это: синицы, дятлы, вороны, воробьи, галки, сороки, поползни.
Птицы - гости - те, которые прилетают к нам зимовать. Это: клесты и снегири.
У нас в гостях филин,он прилетел чтобы загадать загадки о птицах.
4.Узнай птицу (загадки о птицах)
- Сейчас разгадывая загадки, вспомним птиц, которые остаются с нами зимовать.
1.Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей! Я бывалый…. /воробей/ (Слайд 4)
2.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая/Сорока/ (Слайд 5)
3.Вкруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. /Дятел/ (Слайд6)
4.Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут её…. /Ворона/ (Слайд 7)
5.Известно с давних времён,
Что эта птица - почтальон. /Голубь/ (Слайд 8)
6. А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет: /синица/ (Слайд 9)
7. Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять./ снегирь/ (Слайд 10)
- А сейчас мы с вами отправимся в гости к нашим друзьям - зимующим птицам. Представьте, что вы идете по зимней улице. Светит яркое солнце, а наши друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза.
6. Физминутка
Вот на ветках, посмотри /4 хлопка по бокам и коленям/
В красных майках снегири /4 наклона головы в стороны/
Распушили перышки, /махи кистями рук/
Греются на солнышке, /хлопки по бокам/
Головой вертят, /повороты головы/
Улететь хотят. Кыш! Кыш! /дети разбегаются по группе
7.Видеоролик «Зимующие птицы»
- Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири (Слайд 11), что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
-Да, зимой очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны.
-Птицам зимой страшен не только голод и холод, но порой и дети.
8.Посмотрим выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик – чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
9.Телеграмма
К нам сегодня пришла интересная телеграмма. А доставила нам её Совушка- сова.
Телеграмма:
«Sos! Sos! Спасите! На помощь!»
Под толстым слоем снега нам нелегко добывать корм, а голодному и замерзнуть недолго. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Вот и рассчитывают мы на доброту, сострадание человека. Помогите нам!
(Ваши соседи - зимующие птицы)
9.«Кто что любит кушать» (Слайд 12)
-Надо сказать, что не все птицы едят одинаковую пищу.
Давайте вспомним, что любят кушать:
воробьи (хлебные крошки, пшено семечки)
синицы: сало, семечки
снегири: рябину
голуби: семечки, хлебные крошки
вороны: едят все
.
10. Практическая деятельность (выполнение проектов по группам)
Дети в группах изображают голоса птиц:
Воробьи –чик-чирик
Снегири – пинь, пинь.
Сороки – тр-тр-тр (трещат)
Загадка:
В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. Что это? (Кормушка). (Слайд 13)
11.Видеоролик «Птичья столовая» - В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.
12.Творческая работа. Ребята у вас на партах готовые кормушки. Вам нужно их обклеить цветочками, листиками.
Молодцы!
А теперь насыпим корм в кормушки.
Молодцы! Завтра на перемене возьмём кормушки вынесем на улицу и повешаем их на дерево.
За то что вы так хорошо сегодня поработали на уроке я вам всем подарю книги о птицах.
13. Итог занятия. Рефлексия.
. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о зимующих птицах? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.
- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
Работа со смайликами.
-Если вы поняли тему – то смайлик улыбается, если поняли частично- то смайлик грустит, если ничего не поняли –то смайлик плачет.