Просмотр содержимого документа
«Урок конспект по теме"Зимующие птицы"»
Дата проведения: 07.02.2018 г.
Образовательная область: Коммуникация
Тема: Зимующие птицы
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.
Задачи:
образовательная: расширять представления детей о зимующих птицах, учить различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
Материалы и оборудование: Слайд "Птицы", слайд «Загадки про зимующих птиц», мнемотаблица, разрезные картинки; загадки о птицах, д/игры «У кого какой голос?», «Птицы в кормушке», "Птичья столовая"; круги "Эйлера" , кормушки.
3.А сегодня мы будем говорить о ком, узнаете отгадав загадку.
Из яйца я родилась
В перышках пушистая
Подросла и поднялась
В небе сине-чистое
Два крыла и клюв стучится
Угадали? Это..... (птица)
4.Беседа о птицах. Каких вы птиц знаете? (Ответы детей)
Птицы- это удивительные существа. Все тело у них покрыто перьями, дышат они легкими и выводят детенышей, откладывая яйца. У них есть клюв, но нет зубов. По величине птицы бывают разные. Есть птицы очень большие и крошечные. Самая большая птица- африканский страус. Высота страуса 2 метра 74 см.Самая маленькая, как бабочка или стрекоза- это колибри. Птица-муха-вес 1,6 г.,длина-5,7 см.Птицы бывают домашние, дикие, перелетные и зимующие, водоплавающие.
- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Почему они улетают? А какие эти птицы? Назовите перелетных птиц.(ласточка, лебедь, грачи, скворец...)
Но не все птицы улетают, есть и такие, которые не улетают, остаются с нами зимовать.
- Как называют этих птиц?- зимующие птицы
- Почему они остались?
5. Работа с кругами Эйлера .
Детям раздаю картинки с изображениями птиц.- Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому кругу вам нужно подойти.
перелетные
Домашние
Птицы
1.Домашние
2.Перелетные
3.Зимующие
водоплавающие
зимующие
4.Водоплавающие
- Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности, но чтобы было понятно, о какой птице вы рассказываете, сначала отгадайте загадки , опишите ее внешний вид, чем питается, где обитают?
6.Сначала дети отгадают загадки про птиц и начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки.
Абзал: Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев.
Елдар: Очень любит сырое мясо. Свои гнезда устраивают в дуплах мелких птиц, дятлов. Синички уничтожают столько насекомых, сколько весят сами.
Ерасыл: Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
Алим: Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды, рябины.
Айару: Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Гулназ: Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. У дятла самый длинный язык. Является лесным доктором.
Куаныш: Дятел–доктор лесного царства,
Дятел лечит без медикаментов.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Санжар: Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
Ильсияр: Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них также немного прока.
Но горда собой сорока.
Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна.
Мансур: Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.
Баубек: Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
7.А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.(игра с мячом)
-У человека дети, а у птиц.... (птенцы)
-У кошки шерсть, а у птиц....( перья)
-У собаки нос, а у птиц....(клюв)
-У человека руки, а птиц....(крылья)
-Заяц бегает, а птицы....(летают)
-Корова мычит, а птицы...
Включаю аудиозапись"Голоса птиц"
Пение каких птиц вы услышали?(Дети подражают голосам птиц)
-Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по - разному. Вот, например: Гуси гогочут
10.Групповая работа . Составление рассказов-описаний о птицах с помощью мнемотаблицы:
1.Название птиц
2. Где живет?
-в лесу, возле реки (дикая)
-рядом с человеком (домашняя)
3.Размер:
-большой;
-маленький
4.Цвет перьев
5.Длина и форма хвоста:
-длинный;
-средний;
-короткий;
-пышный.
6.Размер клюва:
-прямой;
-изогнутый.
7.Чем питается?
8.Значение в жизни человека, в природе.
Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
-Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
-Люди
-Правильно, птицам на помощь должны прийти люди
11.Игра «Птицы в кормушке»
-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы . (берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (садят птицу на кормушку).
«Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.»
12.Дидактическая игра "Птичья столовая"(на столе на блюдцах -семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)
Учитель: Что мы положим в кормушку? Уберите лишнее, что птицы есть не будут. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.
- Вот задание команде девочек.
- А вот задание команде мальчиков.
Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.
Сказка о невзрачном птенце, в который вырос и стал прекрасной птицей?(Гадкий утенок)
Какие бывают птицы? Назовите зимующих птиц.
15.Итог занятия:
Учитель: О каких птицах говорили? Молодцы, ребята! Вы много узнали о зимующих птицах, о кормушках, какой корм можно в нее положить. Вы настоящие друзья птиц!