Интегрированный урок
изобразительного искусства и математики
Тема: «Русское чаепитие»
Цели урока:
Знакомство с национальными традициями и их особенностями.
Знакомство с предметами народного быта, и их историей.
Создание коллективной творческой работы.
Воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.
Выработка коммуникативных навыков, навык сплочения групп.
Методическое обеспечение урока:
Материально-техническая база:
-кабинет трудового обучения;
- чайник, самовар, чайная посуда, скатерти салфетки и др.;
- чай, сахар, блины и др.
Дидактическое обеспечение:
-компьютерная презентация;
-рабочая тетрадь;
-инструкционные карты.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Нетрадиционный.
Методы обучения: Словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.
Форма урока: Бригадная с разделением труда.
Ход урока:
Организационный момент
Мы за чаем не скучаем
Вместе песни сочиняем.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить.
Сообщение темы урока
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Совершенно верно, тема нашего урока «Русское чаепитие»
Чай пьют во всем мире. И пьют его больше, чем какой-либо другой напиток, если, конечно, не считать воду. Этот удивительный настой на листьях давно и прочно вошел в культуру человечества, а сам обычай его употребления во многих странах окружен древними традициями и ритуалами.
- Чем же отличается русское чаепитие от восточного или от английского чаепития? Давайте сравним картины. (слайд)
Беседа по сюжету картин. Приходим к выводу, что только в русском чаепитии присутствует самовар.
Сверху дыра,
снизу дыра,
А по середине -
огонь и вода.
(Самовар)
- А знаете ли вы, как и когда попал впервые чай в Россию?
Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом. Так чай завоевал свое первое признание. Спустя несколько десятилетий, состоялся еще один важный акт для русской чайной истории – это подписание договора с Китаем о поставке чая в Россию. Так потянулись, груженные “сушеной травой”, караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай первоначально стоил очень дорого.
Долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.
Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того «наупражнялись» в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.
Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки. На западе самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы - русской чайной машиной.
А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.
(слайд тульские самовары)
Делались самовары в разных городах России, но «самоварной столицей» по праву считалась Тула — тут создавались подлинные шедевры русского декоративно-прикладного искусства. Кроме экономичности, красоты и других достоинств в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют чайному столу.
Чаепитие вдохновляло знаменитых русские художников к написанию полотен. Вот некоторые из них.
(Слайд)
- Ребята, а вы знаете правела поведения за столом?
(Как правильно сидеть за столом.
- садиться за стол можно только с чистыми руками
- сидеть надо прямо, не раскачиваясь, не на краю стула, но и не приваливаясь к его спинке, не болтать ногами и не толкать соседей
- на стол можно положить только запястье, а не локти
- руки следует держать как можно ближе к туловищу, не расставляя их слишком широко в стороны
- сидя за столом только слегка наклоняют голову над тарелкой, а не низко сгибаются над ней
- разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом
Во время еды следует:
- есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно, чтобы не отставать от других
-ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них
- есть беззвучно, а не чавкать
- выбирать из порции, лежащих на общем блюде ту, которая лежит ближе, а не выбирать лучшую
- съедать всё, что лежит на тарелке, оставлять на ней пищу некрасиво, но не следует вытирать тарелку хлебом досуха
- соль набирать специальной ложечкой, а если её в солонке нет - кончиком своего ножа, а не руками
- сахарный песок насыпать в чай или другой напиток специальной ложкой из сахарницы, не погружая её в чашку, а размешивать своей ложечкой. Кусковой сахар берут себе пальцами.)
- А давайте попробуем сами накрыть стол к чаю.
Что нам понадобится для чаепития? (скатерть, самовар, чайник, молочник, сахарница и конечно чашки с блюдцами)
А расписывать посуду мы будем Городецкой росписью. (Вывесить на доску репродукции росписи)
Родиной этого искусства стал город Городец. Традиционный орнамент с пышными розами, пионами, конями и птицами. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными.
Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
- Но просто раскрасить готовый узор слишком просто для третьеклассников. И я вам усложнила задачу. Вы будите решать примеры и по ответу выбирать нужную краску.
Скатерть будут расписывать группа мальчиков: Банников, Охотников, Смирнов и Макаров.
Самовар – группа девочек: Иксанова, Чайкина, Куцакова, Байбурина
Чайник – Григорьева, Латыпова.
Молочник – Рахмангулов, Галлямов.
Сахарницу - Басырова, Радаева.
А остальные ребята индивидуально на своих местах будут расписывать блюдца и чашки. (Курбанов, Жукова, Николаев, Петров, Тимергалина)
Самостоятельная работа
Подведение итогов
- Давайте соберем всю посуду на столе.
- Замечательный стол получился!!!
- Но чего-то не хватает.
- Давайте сравним картины художников и нашу композицию, может так мы узнаем, чего не хватает у нас. (слайды)
Подсказка:
Маленькое, сдобное
колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
разделю ребятам всем.
(Бублик)
Включается музыка «Конфетки, бараночки» и всем присутствующим раздаются баранки и конфеты.
- Ребята, а что говорят друг другу за столом? (Приятного аппетита)
- На столе у вас лежат кружочки – личики, на них не хватает ротика. Подрисуйте ротик так, чтобы личико стало показывать ваше настроение к концу нашего урока.
А теперь снимите бумажку сзади кружочка и приклейте его возле нашего стола, там где бы вы хотели сидеть.
Чай бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
Мы делились тем, что знали,
Попытались всех увлечь.
НЕ прощаемся мы с вами,
Словом, всем до новых встреч!