Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Русский алфавит"»
Тема: Русский алфавит
Педагогическая цель
Создать условия для закрепления знаний учащихся об изученных буквах, развития речи, памяти, логического мышления
Планируемые результаты (предметные)
Правильно называют буквы русского алфавита; знают алфавитный порядок слов; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения
Личностные результаты
Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;логические – классифицируют буквы на «ленте букв».
Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета
Основное содержание темы, понятия и термины
Русский алфавит, алфавитный порядок слов, «лента букв»
Образовательные ресурсы
«Лента букв». Предметные картинки
Сценарий урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Приветствие учащихся.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем и запоминаем,
Ни минуты не теряем. Все вы готовы к уроку.
Настроение у всех хорошее.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
3.Актуализация знаний о буквах.
-Что мы изучали на наших уроках обучения грамоте?
- А для чего нам это нужно? Конечно, самое главное- мы научились читать.
– Посмотрите на «ленту букв». Вы теперь знаете все буквы русского языка.
-А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?
-На какие группы делятся буквы русского языка?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Назовите парные согласные.
- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.
- Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки
Слушают учителя, рассматривают «ленту букв»,отвечают на вопросы
Принимают учебную задачу
Анализируют «ленту букв»: правильно называют все буквы.
II. Постановка учебной задачи
-Как вы думаете, всё ли мы узнали о буквах?
-Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.
-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и напечатать их внизу на листке.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Алфавит)
- Что такое алфавит? Зачем нужен алфавит? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
Работают в парах
III. Закрепление знаний и способов действий
Исследуем слово алфавит.
Послушаем звучание слова «алфавит». Произнесём слово хором, посчитаем ,сколько звуков в этом слове.
Построим звуковую модель слова.
-Что означает это слово и почему его так назвали?
-Обратимся к библиотекарю.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё …( алфавит)
-Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.
Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.
-Назовите первую букву, последнюю.
-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?
Работа в паре
Слушают.
1. Работа со стихотворением К. Льдова «Господин учитель Жук» (учебник, с. 78–79)
– Прочитайте стихотворение.
– О чем это стихотворение?
– Когда оно было написано: в наше время или очень давно? Как это определить? По каким словам?
– Поможет ли вам это стихотворение выучить алфавит?
Читают стихотворение.
– Стихотворение написано давно, так как сейчас в школах нерадивых учеников не наказывают розгами
Понимают смысл стихотворения. Находят ответы на вопросы в тексте. Высказывают свое мнение.
Физкультминутка
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления
5. Чтение стихотворения С. Маршака (учебник, с. 82)
– Прочитайте стихотворение.
– Почему автор называет буквы ключами?
- Зачем нужен алфавит?
Читают стихотворение. Отвечают на вопрос
Чтение текста №2
Правильно читают целыми словами. Высказывают свое мнение
6. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
– Прочитайте стихотворение с восхищением.
– Ответьте на вопросы в учебнике
Читают стихотворение. Отвечают на вопросы
Выразительно читают стихотворение. Объясняют название
IV. Рефлексивно-оценочный
-Что же новое вы узнали сегодня на уроке?
-Что такое алфавит?
-Зачем надо знать алфавит?
-Где используют алфавит?
-Кому понравился наш урок, нарисуйте солнышко.
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Текст 1. Почему алфавит так назвали?
Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
Текст 2 .Зачем нужен алфавит?
Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.
Алфавитный порядок –никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале .Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.
Вывод: знать алфавит необходимо не только школьникам, но и людям разных профессий, например, учителю, библиотекарю, работнику поликлиники, людям, составляющим различные справочники, словари и т. п.