kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение, 2 класс, часть 1. - М. : Просвещение, 2016.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"»

Цель урока: создать условия для осознания детей, что семья - это самое ценное для человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Задачи: познакомить учащихся с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»; развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс» (сост. Л. Ф. Климанова и др.); выставка книг Л. Н. Толстого; презентация по теме урока; карточки (скороговорка для речевой разминки, задание для работы в парах).

Ход урока

I. Организационный момент

Психологический настрой:

Разрешите начать мне урок.

Я хочу, чтобы был он вам впрок.лайд 1)

Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у этого смайлика. А сейчас потрите ладошки так, чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте ему своё тепло, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

- Итак, начнём!

II. Речевая разминка

- Прочитайте предложение:

Проворонила ворона вороненка.

- Что это за предложение? (Скороговорка.) Прочитайте, выделяя звук р , звук в . Прочитайте орфографически, орфоэпически; шепотом, громко, нормальным голосом; быстрее, еще быстрее.

III. Проверка домашнего задания

Игра «Сложи название». (Записи на доске)

Щука Стрекоза Рак Лебедь Муравей

- Что объединяет всех этих животных? (Герои басен Крылова.)

- В какие группы их можно объединить?

- Кто автор этих басен? Что такое басня?

- Дома вы готовили выразительное чтение басни. Давайте поиграем в театр и обыграем диалог из басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

(2 группы ребят выразительно играют роли, оцениваем аплодисментами.)

- Чему учит нас эта басня?

IV. Постановка темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. Его портрет вы видите на слайде2, может быть, вы узнали его? (Предположения детей.) (Слайд 3)

- О биографии писателя нам готовы рассказать ребята:

- Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов.

- Толстой был графом, но все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. (Слайд 4)

-  Толстой очень любил детей. (Слайд 5) В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне Лев Николаевич устроил школу для крестьянских ребят, написал для них «Азбуку», сказки, рассказы и басни, которые учили добру.

- Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр. 109. Узнали вы сказку? («Три медведя»)

Физкультминутка

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой.

Мама чуть пониже ростом,

А сынок – малютка просто.

С погремушкой он ходил,

Динь-динь-динь-динь-динь-динь.

V. Актуализация знаний

- Сегодня мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (Слайд 6)

- Ребята, как вы думаете, о чём это произведение? (Предположения детей.)

- Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль.)

- Значит, читая басню, мы обязательно чему-то научимся, поэтому я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы и закончить высказывания (записи на доске):

Я почувствовал... Я задумался... Я понял...

VI. Первичное восприятие текста

1. Чтение названия басни на стр. 110, рассматривание иллюстрации.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (Предположения детей.)

2. Словарная работа. (Слайд 6)

- Узнаем значение некоторых слов:

Лохань – круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды.

Невестка – жена сына.

Слаживает – складывает, мастерит.

3.Чтение рассказа учителем.

4. Проверка первичного восприятия текста. Беседа:

- Какие чувства вы испытали?

- Назовите героев басни. (Дед, внук, мать, отец.)

- Какая тема их объединяет? (Семья.)

- Что такое семья? (Высказывания детей)

VII. Вторичное восприятие текста

1. Чтение по цепочке.

- Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста, внимательно следите за чтением и подумайте, на какие смысловые части можно ее разделить? (Чтение басни.)

2. Структурный анализ текста.

- На сколько частей можно разделить басню? (На две.)

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

- Что случилось во время обеда за печкой?

- А почему дедушка уронил и разбил чашку?

- Прочитайте, что сделала невестка, когда старик разбил чашку с едой?

- Правильно ли поступила невестка? Почему?

- Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.

- Зачем Миша делал лохань?

- Прочитайте, почему родители Миши заплакали?

- Как после этой истории стали относиться к дедушке?

3. Работа с иллюстрацией на стр. 110.

- Чем заняты герои рассказа?

- Какое у них настроение? Почему?

- Чему учит этот рассказ?

4. Работа в парах.

- Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сейчас вы будете работать в паре. Возьмите карточку №2, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания. Соберите пословицы, объясните их смысл.

Нет лучше дружка, так и дело идет прекрасно.

В семье согласно, тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает, чем родная матушка.

Слайд 7 - самопроверка

(Нет лучше дружка, чем родная матушка . В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.)

- Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Объясните ее смысл.

- Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

- Прочитайте третью пословицу. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Надо уважать своих родителей, любить их. Родители всегда помогут.)

- Какой темой объединены эти пословицы? (Все три пословицы о семье.)

- А какая из пословиц относится непосредственно к нашей басне?

Физкультминутка

Дружно маме помогаем -

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

И полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

5. Логический анализ текста.

- Можно ли назвать эту басню поучительной? Докажите. (Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям.)

- Ребята, давайте найдём в басне такие слова, в которых заключена мораль. (Последний абзац читаем хором.)

Вывод: Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут относиться к тебе.

6. Определение актуальности басни «Старый дед и внучек».

- Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

- Не только мы, ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилых людей.

VIII. Рефлексия, итог урока

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- Какую басню мы прочитали?

- Подумайте и продолжите своими словами предложения:

Я почувствовал...

Я задумался....

Я понял...

- Продолжите первое предложение.

- Продолжите второе предложение.

- Продолжите третье предложение.

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас. (Слайд 8)

Домашнее задание: Стр. 110 – 111, читать выразительно; составить рассказ о своей семье (или составить пересказ по картинкам стр. 109).

- А закончить наш урок я хочу такими словами:

Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях. И помните любовь - это огромная сила, которая может сделать невозможное. Я желаю огромной любви вам, ребята!














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Автор: Лаптева Светлана Николаевна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект урока литературного чтения  «Старость надо уважать» (по рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек») "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-starost-nado-uvazhat-po-rasskazu-l-n-tolstogho-staryi-died-i-vnuchiek"
    ["file_id"] => string(6) "186898"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426431104"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по литературе во втором и четвертом классе в малокомплектной школе "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-vo-vtorom-i-chietviertom-klassie-v-malokompliektnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "107476"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403265256"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему  "Рассказ "Волки"" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rasskaz-volki"
    ["file_id"] => string(6) "172833"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423888175"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему  "Д.Мамин- Сибиряк рассказ Волки"" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-d-mamin-sibiriak-rasskaz-volki"
    ["file_id"] => string(6) "172905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423897663"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по теме: Л. Н.толстой. Нравственный смысл рассказа "Старый дед и внучек""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-l-n-tolstoi-nravstviennyi-smysl-rasskaza-staryi-died-i-vnuchiek"
    ["file_id"] => string(6) "250648"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447095993"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства