Конспект урока на тему: Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Конспект урока на тему: Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Разработка урока литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение, 2 класс, часть 1. - М. : Просвещение, 2016.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"»
Цель урока:создать условия для осознания детей, что семья - это самое ценное для человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.
Задачи: познакомить учащихся с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»; развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование:учебник «Литературное чтение. 2 класс» (сост. Л. Ф. Климанова и др.); выставка книг Л. Н. Толстого; презентация по теме урока; карточки (скороговорка для речевой разминки, задание для работы в парах).
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой:
Разрешите начать мне урок.
Я хочу, чтобы был он вам впрок. (Слайд 1)
Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у этого смайлика. А сейчас потрите ладошки так, чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте ему своё тепло, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
- Итак, начнём!
II. Речевая разминка
- Прочитайте предложение:
Проворонила ворона вороненка.
- Что это за предложение? (Скороговорка.) Прочитайте, выделяя звук р , звук в . Прочитайте орфографически, орфоэпически; шепотом, громко, нормальным голосом; быстрее, еще быстрее.
III. Проверка домашнего задания
Игра «Сложи название». (Записи на доске)
Щука Стрекоза Рак Лебедь Муравей
- Что объединяет всех этих животных? (Герои басен Крылова.)
- В какие группы их можно объединить?
- Кто автор этих басен? Что такое басня?
- Дома вы готовили выразительное чтение басни. Давайте поиграем в театр и обыграем диалог из басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
(2 группы ребят выразительно играют роли,оцениваем аплодисментами.)
- Чему учит нас эта басня?
IV. Постановка темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. Его портрет вы видите на слайде2, может быть, вы узнали его? (Предположения детей.) (Слайд 3)
- О биографии писателя нам готовы рассказать ребята:
- Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов.
- Толстой был графом, но все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. (Слайд 4)
- Толстой очень любил детей. (Слайд 5) В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне Лев Николаевич устроил школу для крестьянских ребят, написал для них «Азбуку», сказки, рассказы и басни, которые учили добру.
- Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр. 109. Узнали вы сказку? («Три медведя»)
Физкультминутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама чуть пониже ростом,
А сынок – малютка просто.
С погремушкой он ходил,
Динь-динь-динь-динь-динь-динь.
V. Актуализация знаний
- Сегодня мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (Слайд 6)
- Ребята, как вы думаете, о чём это произведение? (Предположения детей.)
- Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль.)
- Значит, читая басню, мы обязательно чему-то научимся, поэтому я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы и закончить высказывания (записи на доске):
Я почувствовал... Я задумался... Я понял...
VI. Первичное восприятие текста
1. Чтение названия басни на стр. 110, рассматривание иллюстрации.
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (Предположения детей.)
2. Словарная работа. (Слайд 6)
- Узнаем значение некоторых слов:
Лохань – круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды.
Невестка – жена сына.
Слаживает – складывает, мастерит.
3.Чтение рассказа учителем.
4. Проверка первичного восприятия текста. Беседа:
- Какие чувства вы испытали?
- Назовите героев басни. (Дед, внук, мать, отец.)
- Какая тема их объединяет? (Семья.)
- Что такое семья? (Высказывания детей)
VII.Вторичное восприятие текста
1. Чтение по цепочке.
- Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста, внимательно следите за чтением и подумайте, на какие смысловые части можно ее разделить? (Чтение басни.)
2. Структурный анализ текста.
- На сколько частей можно разделить басню? (На две.)
- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
- Что случилось во время обеда за печкой?
- А почему дедушка уронил и разбил чашку?
- Прочитайте, что сделала невестка, когда старик разбил чашку с едой?
- Правильно ли поступила невестка? Почему?
- Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.
- Зачем Миша делал лохань?
- Прочитайте, почему родители Миши заплакали?
-Как после этой истории стали относиться к дедушке?
3. Работа с иллюстрацией на стр. 110.
- Чем заняты герои рассказа?
- Какое у них настроение? Почему?
- Чему учит этот рассказ?
4. Работа в парах.
- Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сейчас вы будете работать в паре. Возьмите карточку №2, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания. Соберите пословицы, объясните их смысл.
Нет лучше дружка, так и дело идет прекрасно.
В семье согласно, тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает, чем родная матушка.
Слайд7 - самопроверка
(Нет лучше дружка, чем родная матушка . В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.)
- Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Объясните ее смысл.
- Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?
- Прочитайте третью пословицу. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Надо уважать своих родителей, любить их. Родители всегда помогут.)
- Какой темой объединены эти пословицы? (Все три пословицы о семье.)
- А какая из пословиц относится непосредственно к нашей басне?
Физкультминутка
Дружно маме помогаем -
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем
И полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
5. Логический анализ текста.
- Можно ли назвать эту басню поучительной? Докажите. (Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям.)
- Ребята, давайте найдём в басне такие слова, в которых заключена мораль. (Последний абзац читаем хором.)
Вывод:Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут относиться к тебе.
6. Определение актуальности басни «Старый дед и внучек».
- Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
- Не только мы, ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилых людей.
VIII.Рефлексия, итог урока
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
- Какую басню мы прочитали?
- Подумайте и продолжите своими словами предложения:
Я почувствовал...
Я задумался....
Я понял...
- Продолжите первое предложение.
- Продолжите второе предложение.
- Продолжите третье предложение.
-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас. (Слайд 8)
Домашнее задание: Стр. 110 – 111, читать выразительно; составить рассказ о своей семье (или составить пересказ по картинкам стр. 109).
- А закончить наш урок я хочу такими словами:
Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях. И помните любовь - это огромная сила, которая может сделать невозможное. Я желаю огромной любви вам, ребята!