Конспект урока на тему : «Как учёные узнают о прошлом Земли.»
Конспект урока на тему : «Как учёные узнают о прошлом Земли.»
Цели:
Обучающие:
- сформировать представление о науке палеонтологии, установить взаимосвязь межу вымершими животными и животными которые обитают на планете Земля.
- познакомить учащихся с тем как палеонтологи проводят раскопки;
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в коллективе, вести диалог в паре и умение слушать ответы друг друга.
Развивающие:
- способность анализировать, обобщать;
- способствовать развитию речи учащихся, умение логически мыслить и рассуждать;
Оборудование: презентация; конверты с картрточками – названиями животных; учебник по учебник по окружающему миру – 4 класс.стр.38-44.
Методы : индивидуальная работа с детьми, показ и объяснение, частично-поисковый метод.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пройдет ребята впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку «5»!
У вас все получится!
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений
Мы с вами изучали адрес. А что такое адрес? (Адрес - это место жительство какого-либо человека, место расположение учреждение или предприятия)
Каждый предмет в пространстве имеет свой адрес. Так давайте же назовем адрес нашей Земли. ( Наша Земля находится в Солнечной системе, в галактике Млечный путь )
Если посмотреть на нашу планету из космоса, что мы можем увидеть.
Материки и океаны.
- А как назывался первый материк? (Пангея)
-А как сейчас называются материки? (Антарктида, Австралия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Евразия)
Итак, мы с вами повторили то, что изучали на предыдущих уроках. А сейчас я вам предлагаю узнать новое о нашей планете.
3.Сообщение темы урока
На доске у меня зашифрована тема нашего урока. Давайте ее прочитаем?
(на доске разбросаны слова с помощью перестановки слов дети узнают тему)
Тема нашего сегодняшнего урока «Как ученые узнают о прошлом Земли».
Предположим, что мы сегодня должны изучить?
Чему мы будем учиться?
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в далекое прошлое. Вы готовы? И так отправляемся в путь.
Закройте глаза и представьте, что вы очутились в ледниковом периоде.
Климат как и около миллиона лет назад очень суровый, холодно, как сейчас в Антарктиде. Здесь образовался огромный ледник. Подобно гигантскому бульдозеру он сдвигал все на своем пути. Вот здесь мы остановимся и представим давно вымерших животных. Каких из них вы можете назвать? Откройте глаза.
Посмотрите на рисунки животных ( на презентации появляются картинки с животными)
Сейчас я предлагаю поработать в парах. На столах у вас находятся конверты с карточками - названиями животных. Вы ребята, должны выбрать тех животных которые вымерли более сотни тысяч лет назад.
Вы готовы узнать о этих животных? (Рассказы детей о животных.)
Эогиппусы
Эогиппусы жили на Земле примерно 50 млн. лет назад. Это были небольшие (не больше домашней кошки) существа, по внешнему виду напоминавшие лошадь. Именно за сходство с лошадью животные и получили свое научное название. Слово «эогиппус» складывается из двух греческих: «эос» в переводе на русский язык означает «заря», а «гиппос» – «лошадь». Высота эогиппусов не превышала 50 см, а высота достигала 25 см.
Животные имели сильные длинные ноги и могли довольно быстро бегать. Удерживаться на топкой поверхности болот им помогали широко расставленные пальцы. На передних конечностях они имели по пяти пальцев, четыре из которых были заключены,в прочные копыта, а пятый палец был развит слабо и располагался выше остальных. На задних конечностях находилось по три пальца, все они были защищены копытцами.
Трилобиты
Это очень древние животные, дальние родственники раков. Они жили 350 миллионов лет назад. Они похожи на больших мокриц. Тело овальной формы состояло из сегментов, сверху покрытых панцирем. Трилобиты были большие и маленькие ( от 80см до 10 м) совсем слепые и с глазами, сидящими на длинных стебельках, спереди пара усиков. Они ползли по морскому дну, а в случае опасности свертывались в клубочек под защиту твердых звеньев своего спинного панциря или прятались в ил.
Белемниты
Эти животные вымерли более 70 миллионов лет назад. Они являются предками кальмаров и подобно им были хорошими пловцами. Тело их вытянуто и напоминает торпеду. На голове располагались два больших глаза. От головы вперед вытягивались щупальца с присосками – два длинных и восемь более коротких. Этими щупальцами белемнит нападал на добычу. Между щупальцами у белемнита имелся специальный орган для быстрого плавания – воронка. Она уходила как бы внутрь животного. Через воронку внутрь тела белемнита попадала вода. Когда же животному надо было плыть, он сжимал мускулатуру тела и выталкивал из себя воду. Вода вылетала сильной струёй, а животное получало ответный толчок и, подобно ракете, быстро двигалось вперед.
Мамонты
Мамонты были похожи на современного слона, но отличались тем, что его длинные бивни изгибались круче, а тело было покрыто густой и длинной красно- бурой шерстью. Такая теплая шкура была им необходима в суровый ледниковый период. Уши у мамонтов маленькие. Листья и ветви растений служили им пищей. С помощью бивней мамонт разгребал снег и поедал прошлогоднюю растительность.
Шерстистый носорог.
Шерстистый носорог жил тоже в ледниковый период. Он был довольно крупным животным длиной до 3,5 метров и высотой полтора метра. Покрытым густой жесткой шерстью, которая спасала его от холода. На голове у шерстистого носорога было два рога, передний, уплощённый с боков и изогнутый, достигал в длину более метра. Рог состоял из пучка скелетных волос. Питался в основном ветвями, листвой деревьев и кустарников. Зимой недостачу корма помогал перенести жировой горб над плечами.
Дронты
Они были довольно крупными птицам, размером примерно с индейку и массой чуть более 20 килограмм. Ноги у них были короткие и сильные, крылья маленькие, а хвост состоял всего из нескольких перьев торчавших пучком. Главным средством защиты служил мощный клюв. Дронт не умели быстро бегать и плавать. Питались птицы семенами и листьями растений.
Эогиппусы
Эогиппусы жили на Земле примерно 50 млн. лет назад. Это были небольшие (не больше домашней кошки) существа, по внешнему виду напоминавшие лошадь. Именно за сходство с лошадью животные и получили свое научное название. Слово «эогиппус» складывается из двух греческих: «эос» в переводе на русский язык означает «заря», а «гиппос» – «лошадь».
Высота эогиппусов не превышала 50 см, а высота достигала 25 см.
Животные имели сильные длинные ноги и могли довольно быстро бегать. Удерживаться на топкой поверхности болот им помогали широко расставленные пальцы. На передних конечностях они имели по пяти пальцев, четыре из которых были заключены,в прочные копыта, а пятый палец был развит слабо и располагался выше остальных. На задних конечностях находилось по три пальца, все они были защищены копытцами.
В челюстях эогиппуса развивались 44 крепких зуба, позволявшие легко перетирать жесткую растительную пищу. Все тело животного было покрыто короткой жесткой шерстью, имевшей полосатую или пятнистую окраску. Это был своего рода камуфляж, дававший возможность эогиппусам прятаться в траве от врагов.
Ребята, а как вы думаете, где ученые находят информацию о давно вымерших животных и растениях?
Восстановить картины пошлого помогает - сама Земля. Она как огромная книга несет в себе огромную информацию, которая сохраняется в слое песка и глины. Чем глубже слои - страницы, тем они древнее. Каждая страница несет свою информацию в виде отпечатков древних растений, раковин, чешуй рыб, насекомых, костей, и скелетов животных.
А кто знает, как называется наука о древних организмах? (Палеонтология)
Давайте найдем точное определение этому понятию в словаре.
Как и многие другие слова, так и это слово является заимствовано с другого языка. В переводе с греческого «палео» - существо, «логия» - наука об вымерших организмах.
(дети находят и записывают определения )
Палеонтоло?гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.
А что же такое ископаемые останки?
Ископаемыеостанки – этоостатки и следы жизнедеятельности организмов, сохранившиеся в осадочных породах.
А как называют ученых, которые изучают эту науку? (палеонтологами)
Ефремов Иван Антонович - русский писатель, ученый-палеонтолог. Доктор биологических наук,основатель тафономии — палеонтологической науки, изучающей закономерности процессов естественного захоронения организмов.
Кювье Жорж Леопольд - французский зоолог, один из реформаторов палеонтологии и систематики животных. Ввел понятие типа в зоологии.
Палеонтолог по одной кости или зубу может определить, кому они принадлежали, потому что хорошо знают, как устроены разные животные. Ученые составляют скелеты животного по оставшимся отдельным косточкам и определяют, как выглядело ископаемое животное, а по отпечаткам веточек и листьев ископаемых растений определяют их внешний вид.
Я вам предлагаю прочитать учебник на странице 40 и узнать как же ученые узнают о прошлом нашей Земли.
Но перед этим я вам предлагаю посмотреть на значок и объяснить, что он обозначает? (дополнительная информация) (дети читают)
О чем идет речь в тексте?
Что палеонтологи делают с находкой?
Хорошо читали молодцы.
(А сейчас давайте посмотрим фильм, как ученые ведут раскопки)
Рефлексия
- Понравилось ли вам наше путешествие ? Чем?
-Что нового для себя открыли?
Домашнее задание: прочитать урок 8, Нарисовать древнее животное, и написать о нем 5 предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : «Как учёные узнают о прошлом Земли.»»
Конспект урока по окружающему миру
по программе начальная инновационная школа
(авторы учебника В.А. Самкова , Н.И.Романова)
4 класс
тема:
«Как учёные узнают о прошлом Земли.»
Выполнила учитель начальных классов
Филяева Ольга Анатольевна
Смоленск
2016
Цели:
Обучающие:
- сформировать представление о науке палеонтологии, установить взаимосвязь межу вымершими животными и животными которые обитают на планете Земля.
- познакомить учащихся с тем как палеонтологи проводят раскопки;
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в коллективе, вести диалог в паре и умение слушать ответы друг друга .
Развивающие:
- способность анализировать, обобщать;
- способствовать развитию речи учащихся, умение логически мыслить и рассуждать;
Оборудование: презентация; конверты с картрточками – названиями животных; учебник по учебник по окружающему миру – 4 класс.стр.38-44.
Методы : индивидуальная работа с детьми, показ и объяснение, частично-поисковый метод.
План:
Организационный момент - 1 мин
Актуализация знаний и фиксация затруднений – 8 мин
Сообщение темы урока – 5 мин
Работа над новым материалом - 12 мин
Первичное закрепление полученных знаний – 10 мин.
Рефлексии учебной деятельности – 1 мин
Задание на дом – 1 мин.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пройдет ребята впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку «5»!
У вас все получится!
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений
Мы с вами изучали адрес. А что такое адрес? (Адрес - это место жительство какого-либо человека, место расположение учреждение или предприятия)
Каждый предмет в пространстве имеет свой адрес. Так давайте же назовем адрес нашей Земли. ( Наша Земля находится в Солнечной системе, в галактике Млечный путь )
Если посмотреть на нашу планету из космоса , что мы можем увидеть.
Материки и океаны.
- А как назывался первый материк? (Пангея)
-А как сейчас называются материки? (Антарктида, Австралия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Евразия)
Итак, мы с вами повторили то, что изучали на предыдущих уроках. А сейчас я вам предлагаю узнать новое о нашей планете.
3.Сообщение темы урока
На доске у меня зашифрована тема нашего урока. Давайте ее прочитаем?
(на доске разбросаны слова с помощью перестановки слов дети узнают тему)
Тема нашего сегодняшнего урока «Как ученые узнают о прошлом Земли».
Предположим, что мы сегодня должны изучить?
Чему мы будем учиться?
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в далекое прошлое. Вы готовы? И так отправляемся в путь.
Закройте глаза и представьте, что вы очутились в ледниковом периоде .
Климат как и около миллиона лет назад очень суровый, холодно , как сейчас в Антарктиде. Здесь образовался огромный ледник. Подобно гигантскому бульдозеру он сдвигал все на своем пути. Вот здесь мы остановимся и представим давно вымерших животных. Каких из них вы можете назвать? Откройте глаза.
Посмотрите на рисунки животных ( на презентации появляются картинки с животными)
Сейчас я предлагаю поработать в парах. На столах у вас находятся конверты с карточками - названиями животных. Вы ребята, должны выбрать тех животных которые вымерли более сотни тысяч лет назад.
Вы готовы узнать о этих животных? (Рассказы детей о животных.)
Эогиппусы
Эогиппусы жили на Земле примерно 50 млн. лет назад. Это были небольшие (не больше домашней кошки) существа, по внешнему виду напоминавшие лошадь. Именно за сходство с лошадью животные и получили свое научное название. Слово «эогиппус» складывается из двух греческих: «эос» в переводе на русский язык означает «заря», а «гиппос» – «лошадь». Высота эогиппусов не превышала 50 см, а высота достигала 25 см.
Животные имели сильные длинные ноги и могли довольно быстро бегать. Удерживаться на топкой поверхности болот им помогали широко расставленные пальцы. На передних конечностях они имели по пяти пальцев, четыре из которых были заключены,в прочные копыта, а пятый палец был развит слабо и располагался выше остальных. На задних конечностях находилось по три пальца, все они были защищены копытцами.
В челюстях эогиппуса развивались 44 крепких зуба, позволявшие легко перетирать жесткую растительную пищу. Все тело животного было покрыто короткой жесткой шерстью, имевшей полосатую или пятнистую окраску. Это был своего рода камуфляж, дававший возможность эогиппусам прятаться в траве от врагов.
Трилобиты
Это очень древние животные, дальние родственники раков. Они жили 350 миллионов лет назад. Они похожи на больших мокриц. Тело овальной формы состояло из сегментов, сверху покрытых панцирем. Трилобиты были большие и маленькие ( от 80см до 10 м) совсем слепые и с глазами, сидящими на длинных стебельках, спереди пара усиков. Они ползли по морскому дну, а в случае опасности свертывались в клубочек под защиту твердых звеньев своего спинного панциря или прятались в ил.
Белемниты
Эти животные вымерли более 70 миллионов лет назад. Они являются предками кальмаров и подобно им были хорошими пловцами. Тело их вытянуто и напоминает торпеду. На голове располагались два больших глаза. От головы вперед вытягивались щупальца с присосками – два длинных и восемь более коротких. Этими щупальцами белемнит нападал на добычу. Между щупальцами у белемнита имелся специальный орган для быстрого плавания – воронка. Она уходила как бы внутрь животного. Через воронку внутрь тела белемнита попадала вода. Когда же животному надо было плыть, он сжимал мускулатуру тела и выталкивал из себя воду. Вода вылетала сильной струёй, а животное получало ответный толчок и, подобно ракете, быстро двигалось вперед.
Мамонты
Мамонты были похожи на современного слона, но отличались тем, что его длинные бивни изгибались круче, а тело было покрыто густой и длинной красно- бурой шерстью. Такая теплая шкура была им необходима в суровый ледниковый период. Уши у мамонтов маленькие. Листья и ветви растений служили им пищей. С помощью бивней мамонт разгребал снег и поедал прошлогоднюю растительность. Медленно пережевывал он жёсткую пищу. У мамонта было всего четыре зуба, зато каждый с человеческую голову. Нередко приемы пищи на болотах заканчивались трагически. Попадая в трясину, животное не в силах было выбраться и тонуло. Но известно, что в болоте тело долгое время не разлагается, а сохраняется целиком тысячелетиями в неизменном виде.
Шерстистый носорог.
Шерстистый носорог жил тоже в ледниковый период. Он был довольно крупным животным длиной до 3,5 метров и высотой полтора метра. Покрытым густой жесткой шерстью, которая спасала его от холода. На голове у шерстистого носорога было два рога, передний, уплощённый с боков и изогнутый, достигал в длину более метра. Рог состоял из пучка скелетных волос. Питался в основном ветвями, листвой деревьев и кустарников. Зимой недостачу корма помогал перенести жировой горб над плечами.
Дронты
Они были довольно крупными птицам, размером примерно с индейку и массой чуть более 20 килограмм. Ноги у них были короткие и сильные, крылья маленькие, а хвост состоял всего из нескольких перьев торчавших пучком. Главным средством защиты служил мощный клюв. Дронт не умели быстро бегать и плавать. Питались птицы семенами и листьями растений.
Эогиппусы
Эогиппусы жили на Земле примерно 50 млн. лет назад. Это были небольшие (не больше домашней кошки) существа, по внешнему виду напоминавшие лошадь. Именно за сходство с лошадью животные и получили свое научное название. Слово «эогиппус» складывается из двух греческих: «эос» в переводе на русский язык означает «заря», а «гиппос» – «лошадь».
Высота эогиппусов не превышала 50 см, а высота достигала 25 см.
Животные имели сильные длинные ноги и могли довольно быстро бегать. Удерживаться на топкой поверхности болот им помогали широко расставленные пальцы. На передних конечностях они имели по пяти пальцев, четыре из которых были заключены,в прочные копыта, а пятый палец был развит слабо и располагался выше остальных. На задних конечностях находилось по три пальца, все они были защищены копытцами.
В челюстях эогиппуса развивались 44 крепких зуба, позволявшие легко перетирать жесткую растительную пищу. Все тело животного было покрыто короткой жесткой шерстью, имевшей полосатую или пятнистую окраску. Это был своего рода камуфляж, дававший возможность эогиппусам прятаться в траве от врагов.
Ребята, а как вы думаете, где ученые находят информацию о давно вымерших животных и растениях?
Восстановить картины пошлого помогает - сама Земля. Она как огромная книга несет в себе огромную информацию, которая сохраняется в слое песка и глины. Чем глубже слои - страницы, тем они древнее. Каждая страница несет свою информацию в виде отпечатков древних растений, раковин, чешуй рыб, насекомых, костей, и скелетов животных.
А кто знает, как называется наука о древних организмах? (Палеонтология)
Давайте найдем точное определение этому понятию в словаре.
Как и многие другие слова, так и это слово является заимствовано с другого языка. В переводе с греческого «палео» - существо, «логия» - наука об вымерших организмах.
(дети находят и записывают определения )
Палеонтоло́гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.
А что же такое ископаемые останки?
Ископаемыеостанки – этоостатки и следы жизнедеятельности организмов, сохранившиеся в осадочных породах.
А как называют ученых, которые изучают эту науку? (палеонтологами)
Ефремов Иван Антонович - русский писатель, ученый-палеонтолог. Доктор биологических наук ,основатель тафономии — палеонтологической науки, изучающей закономерности процессов естественного захоронения организмов.
Кювье Жорж Леопольд - французский зоолог, один из реформаторов палеонтологии и систематики животных. Ввел понятие типа в зоологии.
Палеонтолог по одной кости или зубу может определить, кому они принадлежали, потому что хорошо знают, как устроены разные животные. Ученые составляют скелеты животного по оставшимся отдельным косточкам и определяют, как выглядело ископаемое животное, а по отпечаткам веточек и листьев ископаемых растений определяют их внешний вид.
Я вам предлагаю прочитать учебник на странице 40 и узнать как же ученые узнают о прошлом нашей Земли.
Но перед этим я вам предлагаю посмотреть на значок и объяснить, что он обозначает? (дополнительная информация) (дети читают)
О чем идет речь в тексте?
Что палеонтологи делают с находкой?
Хорошо читали молодцы.
(А сейчас давайте посмотрим фильм, как ученые ведут раскопки)
Рефлексия
- Понравилось ли вам наше путешествие ? Чем?
-Что нового для себя открыли?
Домашнее задание: прочитать урок 8, Нарисовать древнее животное, и написать о нем 5 предложений.