Цель:
- познакомить с понятием «антонимы»;
- способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы;
- содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
- способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (пословицы)
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Ход урока
1.Организация начала урока.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Ребята, а вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться в путешествие и посетить сказочный лес, а как называется лес, вы узнаете чуть позже.
- Для нашего путешествия нам понадобится учебник - путеводитель, 2 тетради – дневник наблюдения, и, конечно же, наши знания.
- Чтобы отправится в путь, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим посадку и сделаем разминку для рук.
2.Чистописание.
-Отправляемся путешествовать на ковре-самолете (во время минутки чистописания звучит мелодия «В гостях у сказки»)
-Наш ковер-самолет берёт курс на пролив Чистописания.
-Откройте свои тетради-дневники наблюдения и красиво запишите дату нашего путешествия. Работаем над соединением букв строчных а и о(ал,ол,ан,он)
-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо на полях.
3. Постановка темы урока.
Маршрут полета «Чистописание» мы успешно преодолели. Наш ковер приближается к таинственному лесу. Чтобы узнать название леса, прочитаем запись:
Добрый – злой, трусливый – смелый, толстый – тонкий, черный – белый, смех – рыданья, здравствуйте и до свиданья!
- Что можно сказать о словах в парах? (противоположны по значению)
-Как же называется наш лес? Какая тема урока? (Антонимы)
4.Постановка цели урока: (используется приём «Да-нет»)
1. Я знаю, что значит понятие «антонимы» | да | нет |
2. Я умению распознавать и правильно употреблять в речи антонимы | да | нет |
3. Я знаю, какими частями речи могут быть антонимы | да | нет |
Поставим, используя таблицу, задачи нашего урока-путешествия.
Теперь можно посетить лес «Антонимы»
5. Мозговой штурм( работа в группах с понятием «антонимы»))
Встречает нас Баба Яга и предлагает справиться с таким испытанием, поработав в группах:
1группа Антонимы - это слова, которые по смыслу –
+ антонимы сесть- ____, забрать-____, надеть-_________
часть речи__________________
2 группа Антонимы - это слова, которые по смыслу –
маленький-____,длинный-_____,высокий-______
часть речи__________________
3группа Антонимы - это слова, которые по смыслу –
враг-______, война-_____, горе-______
часть речи__________________
У доски каждая группа делает вывод.
6.Работа в ТПО
-Откройте содержание нашего учебника – путеводителя и прочитаем правило.
7.Зарядка для глаз:
закройте глаза – откройте ( 2раза),
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
далеко - близко ( 3 раза).,
налево - направо (3 раза)
- Кто был внимателен, какие антонимы я вам назвала?
8.Отработка изученного материала
-Знакомство с лесом « Антонимы» продолжается.
1) И на нашем пути встречается Леший. Он запутал тропинки. Они состоят из пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь.
-Работать будем в парах.
- Кто напомнит правила работы в паре? (работа в паре, пословицы разрезаны)
Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны
1) В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой потеряешь.
2) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.
3) Ученье – свет, а неученье – тьма.
4) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Самопроверка (учебник)
-Теперь проверим, что у вас получилось.
-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
-Запишите понравившуюся пословицы про учебу, выделив зеленой пастой пары антонимов из пословиц.
-Определите и запишите часть речи у выделенных слов.
Проверь себя
- Давайте, проверим, что у нас получилось?(в учебнике)
-Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок – поставит себе плюс, а если есть ошибки – плюс –минус, кто не смог справиться – минус.
-Кто может сказать, какой частью речи могут быть антонимы?(любой)
-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.
2)-На нашем пути встала Пещера Знаний, а сторожит ее Змей Горыныч.
(экран-подобрать антонимы)+запись
Физкультминутка
Каждый день по утрам (наклоны вправо и влево) делаем зарядку. Очень нравится нам (наклоны вперед) делать по порядку. Весело шагать (ходьба на месте). Руки поднимать (поднимать руки вверх и опускать). Приседать и вставать (несколько приседаний). Прыгать и скакать (несколько прыжков).
3) -Что же нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт необычный водопад слов.
Подготовил его Водяной.(Карусель)- дети переходят по кругу, называя антонимы.
Вверх- …, веселый- …, стоит- …, громко- ….,день- …, лентяй- …, холод- …, стой-…, горький-…,белый- …, .да-….,плохо-….
4)Самостоятельная работа(дифференцированное задание)+консультанты
Кощей Бессмертный
1.Река______, а ручей________. Дерево _______, а куст_______. Земля______,аснег_______. Сахар______, а лимон______.
2.Река широкая, а ручей________. Дерево высокое, а куст_______. Земля черная, а снег_______. Сахар сладкий, а лимон______.
Печ.тетрадь с.64 №107
Выводы:
-Наше путешествие подходит к концу, и нам пора возвращаться.
-Скажите, как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)
Рефлексия
- Продолжите предложение: Я теперь знаю…,
Я понял(а)…
Я могу …
Запишите дом.зад.с.77 №124
Взлет и курс домой. Спасибо за урок!