вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности.
| – Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь: «С маленькой удачи начинается большой успех!» Слайд 2: дети читают хором: – Чтобы вы хотели пожелать сегодня на уроке своему соседу по парте.
–Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А открытием, которое сегодня сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока. | Слушают учителя, психологический настрой Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Все у нас получится! Учащиеся высказывают пожелания своему соседу. – Удачи при решении задач. – Хорошей работы на уроке. И т.д. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний | 1. Самостоятельная работа (6 + 2) · 4 = (13 – 8) · 7 = 68 – 60 + 12 = 36 : 6 + 4 = (18 – 17) · 10 = 2. Повторение геометрических понятий. Какие геометрические фигуры вы знаете? 1) Самостоятельная работа №1 (карточка) – Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно. Слайд 4: Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде. Слайд 5: Геометрические фигуры 2) У каких геометрических фигур нельзя определить периметр? Слайд 6: 3) Какие фигуры изображены на слайде? Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. Слайд 7: Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? 4) Вспомним алгоритм нахождения периметра. 5) Задача на нахождение периметра прямоугольника. Слайд 8: Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 3см. Найдите периметр и площадь этой фигуры. | Ответы: 32 35 20 10 10 4 6 Ответы детей. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Круг, луч, точка.
Работа в парах. (карточка) Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны. Решают задачу на нахождение периметра. Чертят в тетради прямоугольник. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Создание проблемной ситуации | Задача на нахождение площади. Слайд 9: – Проблема: Как найти площадь? | Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Формулирование проблемы (темы и цели урока) | – Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Почему мы не выполнили второе задание? – Какой возникает вопрос? Слайд 10: тема урока «Площадь прямоугольника» – Назовите цель урока. познакомимся с… сформируем умения… развиваем… воспитываем… Слайд 11: 1. Как можно сравнить эти фигуры? Вывод: Они имеют одинаковые площади. Слайд 12: 2. Что можно сказать про площадь треугольника? Вывод: площадь треугольника меньше площади квадрата.
Слайд 13: 3. Можно ли на «глаз» или наложением определить, площадь какой фигуры больше? Слайд 14: – Можем ли мы сравнить эти фигуры наложением? (нет) – Как измерить и сравнить фигуры? (Выбирается мерка и устанавливается, сколько раз эта мерка содержится в измеряемой величине) Слайд 15: – Сейчас каждая группа получит лист с изображенным на нем прямоугольником и разные мерки (Мерки сделаны из цветной самоклеющейся бумаги. Учащиеся должны в прямоугольник вклеить столько мерок, сколько в него поместится) – Что измеряли? (Ответы–предположения) – Почему, имея разные прямоугольники, мы получили одинаковый результат? (Использовали разные мерки) – Какое правило себе напомнили? (Сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками) | Формулируют учебную проблему. – Мы не знаем, как найти площадь – Как найти площадь прямоугольника? Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем Работа в паре Площадь больше Работа в группе | Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Выдвижение гипотез | – Предположите, как можно найти площадь прямоугольника? Слайд 16: – Работаем с одинаковыми мерками! Считаем вместе! Слайд 17: Что такое площадь? | Дети высказывают свои предположения – Разбить прямоугольник на квадратные сантиметры, подсчитать их количество и узнать площади. Разбивают прямоугольник на квадратные сантиметры. Подсчитывают квадратные сантиметры. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование. Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные :инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Открытие нового знания | Слайд 18: –Какова площадь данного прямоугольника? – Для выполнения задания потребовалось много времени. Предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее. Сосчитайте число квадратов, расположенных в первом ряду по длине прямоугольника. – Сосчитайте количество таких рядов. – Как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры? S – площадь прямоугольника Слайд 19: Формула площади Слайд 20: В качестве общепринятых единиц измерения площадей используют квадраты со сторонами 1 см, 1 дм, 1 м. Эти измерения называют соответственно: квадратный сантиметр – 1 см² квадратный дециметр – 1 дм² квадратный метр – 1 м² | – Их количество равно длине прямоугольника. – Их количество равно ширине прямоугольника. – Для нахождения площади прямоугольника надо длину умножить на ширину. Дети делают вывод, о нахождении площади прямоугольник Составление алгоритма в группе | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Формулирование нового знания . | Слайд 21: Прочитайте правило нахождения площади прямоугольника. – Обозначим площадь буквой S, длину – буквой a, ширину – буквой b. Записать правило в виде формулы. | Знакомство с правилом: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину». Делают вывод: S = a•b Составление алгоритма в группе | |
8. Физминутка | «Мы – чертёжники». – Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа – окружность, правой рукой– прямой угол, а левой– острый! Чертите аккуратно! Левой ногой – квадрат, а правой прямоугольник. | | |
9. Применение нового знания | Площадь какой фигуры мы учились находить? Как найти площадь прямоугольника? Слайды 22,23: Анализирует результаты выполнения учащимися задания Определите площади прямоугольных полей
| Выполняют задание самостоятельно Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
10. Повторение и закрепление полученного ранее. | 1. Давайте решим задачу в учебнике на стр.57 №4 | Решают задачу | Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: самоопределение. |
9. Домашнее задание | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Начертите две разные фигуры, но только так, чтобы площадь у них была одинаковой. Подумать, какую формулу можно применить для нахождения площади. | Знакомятся с заданием, слушают инструкцию | |
10. Рефлексия деятельности. | Какое открытие вы сделали на уроке? – Назовите цель нашего урока. – Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным? – Где в реальной жизни может возникнуть необходимость вычислить площадь прямоугольника? | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |