мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
определить содержательные рамки урока: изучение свойств предметов.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Белочке очень понравилось работать с вами на уроке, и она рассказала о ваших успехах своему самому лучшему другу. Угадайте, кто это:
Я веселый, озорной,
Попляши-ка со мной.
Я деревянная игрушка.
А зовут меня…
Петрушке очень хочется посмотреть, как мы работаем. Разрешим ему побывать у нас на уроке? (Да.)
Изображение Петрушки появляется на доске.
Что мы должны показать Петрушки в нашей работе? (Как мы преодолеваем 2 шага учебной деятельности.)
Назовите шаги? (Понять чего я не знаю, самим найти способ.)
Учитель фиксирует на доске два шага учебной деятельности Д-1.
Что помогло вам угадать сегодняшнего гостя? (Его описание или свойства.)
Сегодня на уроке мы продолжим изучение свойств предметов.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
актуализировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, положение, назначение, количество), о свойствах, изучаемых в математике (форма, размер, положение, количество) и соответствующий эталон;
тренировать мыслительную операцию сравнения и обобщения.
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Давайте вспомним, с какими свойствами предметов мы познакомились на прошлом уроке. Что нам поможет это сделать? (Эталон, подсказка с прошлого урока.)
Учитель вывешивает на доске изображение эталона Д–2. Дети по одному выходят к доске, выбирают одно из свойств, изображенное на карточке, называют его и прикрепляют на эталон, например, магнитами, или на фланелеграф.
Назовите свойства, которые изучаются на уроке математики (Форма, размер, количество, положение.)
Сегодня на уроке мы будем работать с формой предметов. Я буду называть предмет, а вы указываете его форму:
мяч (шар);
коробка (параллелепипед);
книга (параллелепипед);
бревно (или ручка от лопаты) (цилиндр).
Поменяемся ролями. Я называю форму, а вы предмет, который имеет эту форму:
шар (апельсин, яблоко);
параллелепипед (пенал, аквариум).
Мы с вами сопоставляли предметы и их форму, а теперь попробуем сравнить предметы различной формы. Наш сегодняшний гость Петрушка был изготовлен из дерева талантливым мастером. Представьте, что вы тоже резчики по дереву и вам нужно изготовить предметы различной формы. Для этого вам нужно знать особенности каждого предмета. Возьмите в руки шар и цилиндр. Опишите, что общего у данных фигур. (Например: они округлые, есть плавные изгибы, изогнутая поверхность и т.д..)
А чем эти фигуры отличаются? (Например: шар весь округлый, а у цилиндра есть плоские или неискривленные части.)
Возьмите в руки куб и параллелепипед. Опишите, что общего у данных фигур (У них все части плоские, неискривленные.)
А чем они отличаются? (У куба все части одинаковые, а у параллелепипеда они отличаются.)
Вы оказались превосходными резчиками по дереву, и ваше описание помогло мастеру изготовить предметы. И теперь они станут актерами в Петрушкином театре теней. За вашу помощь они приглашают вас на представление. Посмотрим на игру первого актера — шара.
Учитель начинает заполнять эталон и помещает значок «шар» на доске.
Затем он работает с экраном, за которым расположен источник света (например, лампочка). У учителя зафиксированные на ниточке непрозрачные предметы, имеющие форму шара. Предметы располагаются за экраном таким образом, чтобы на экране тень от них имела форму круга.
Как называется форма этих теней? (Круг.)
Учитель помещает на доске карточку «Круг».
Аналогично дети наблюдают за игрой следующих «актеров» — куба, параллелепипеда и пирамиды. Соответственно эталон дополняется изображениями этих фигур и их теней. Общий вид записи на доске становится таким:
Поблагодарим актеров, сыгравших в нашем спектакле.
Учитель показывает объемные фигуры.
Посмотрите на фигуры правой группы. Чем круг отличается от остальных фигур? (Нет углов, плавные края.)
А чем квадрат отличается от прямоугольника? (Прямоугольник удлиненный, а у квадрата стороны одинаковые.)
Как одним словом назвать предметы левой и правой группы? (Фигуры.)
Учитель дополняет эталон и помещает между группами карточку со словом «ФИГУРЫ».
Чем они отличаются? (Цветом, формой.)
Верно. Каким значком можно заменить фигуру любой формы? (Варианты детей.)
А что в природе может менять свою форму и принимать различные очертания? Петрушка принес вам подсказку:
Это ОБ, это ЛА, это КО. Это … (Облако.)
Обозначим предмет различной формы при помощи облачка.
Ученик прикрепляет изображение облака к эталону.
Что мы уже успели сделать на уроке? (Мы повторили свойства, изученные на уроке, вспомнили геометрические фигуры, сравнили их по свойствам и т.п.)
Смогли мы выполнить все эти задания? (Да.)
Я вижу, что вы Петрушке показали, что вы уже знаете. Что теперь вы можете показать? (Как мы узнаем новое.)
Что для этого вы должны сделать? (Попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.)
Вот это задание: найдите еще одно математическое свойство, которым все фигуры в левой группе отличаются от всех фигур в правой группе?
Есть ли в этом задание что-то новое? (Пока не можем сказать, надо попробовать.)
Пробуйте.
Дети удивляются, предлагают свои варианты.
Кто не может назвать это свойство? (Дети, не выполнившие задание, поднимают руки.)
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем выполнить задание.)
Кто может назвать свойство? (Учащиеся делают предположения.)
Учитель проводит анализ предложенных вариантов. Ошибочные мнения отбрасываются. Фиксируется затруднение, что эти учащиеся не могут правильно выполнить предложенное задание.
Если среди предложенных вариантов есть правильный, учитель предлагает обосновать правильность мнения. Так как способа нет, фиксируется затруднение, учащийся не может обосновать свое мнение.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место затруднения, а так же причину затруднения: неизвестно отличительное свойство плоских и пространственных фигур.
Организация учебного процесса на этапе 3.
Стоп! Давайте разберемся! Какое задание вы выполняли? (Мы должны были назвать математическое свойство, которым отличаются все фигуры слева от всех фигур справа.)
Где возникло затруднение? (В выборе свойства.)
Почему же вы не смогли его подобрать? Разве в эталоне больше нет математических свойств? (Есть, но мы не знаем, какое свойство подходит.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Что мы должны сделать с вами на уроке? (Мы должны найти отличительное свойство фигур-актеров.)
Урок предлагаю назвать: «Свойства фигур».
Учитель открывает на доске тему урока.
Что нам поможет определить это свойство? Что мы повторяли в начале урока? (Эталон свойств, геометрические фигуры.)
Как нам поможет эталон? (С его помощью увидим, какие свойства одинаковые, а какие свойства не совпадают.)
Вспомните, как мы повторяли геометрические фигуры? (Мы смотрели представление в театре теней.)
Какое значение имеет экран? (На нем располагаются тени.)
Что с его помощью мы можем исследовать? (Мы исследуем расположение фигур на экране.)
Что мы должны в итоге назвать? (Отличительное свойство.)
Фиксируется в речи план проекта. Учитель может дать учащимся готовый план, исходя из уровня подготовки учащихся.
1) С помощью эталона свойств предмета, проанализируем каждое свойство.
2) С помощью экрана проанализируем особенности расположения фигур.
3) Назовем свойство.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
У детей на столах набор плоских и пространственных фигур.
Какие математические свойства указаны на нашем эталоне? (Форма, размер, количество, положение.)
Мы уже определили, что данные фигуры отличаются по форме. По количеству они отличаются? (Нет, в обеих группах по 4 предмета.)
А по положению? Давайте вспомним, где располагались тени? (На экране.)
Устроим маленький театр у себя на столе. Лист белой бумаги заменит вам экран. Расположите на нем фигуры круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Я тоже помещу свои фигуры на экран.
Учитель располагает фигуры на экране.
Что вы заметили? Где они все расположились? (Все разместились на экране.)
А теперь попробуйте разместить на своем экранчике фигуры из левого столбика: шар, куб, параллелепипед. Что вы видите? (Они не помещаются, выступают.)
Значит, чем отличаются фигуры правой и левой групп? (Фигуры правой группы помещаются на экране, а фигуры левой группы — нет.)
Молодцы! Вы верно определите их основное отличительное свойство: одни располагаются на экране или плоскости — их называют поэтому плоскими фигурами, а остальные — нет, это пространственные фигуры. Назовите теперь сами плоские фигуры. (Круг, квадрат, прямоугольник и треугольник.)
Это цилиндр. Где он располагается? (Не на экране.)
Поместите его в наш эталон.
Ученик помещает знак «цилиндр» в эталон.
Удалось преодолеть затруднение? (Да)
Физкультминутка.
Мы сегодня с вами работаем с фигурами. И в следующем задании нам их нужно будет посчитать. Давайте потренируемся в счете, используя игру: «Счет через 2», которой вас на прошлом уроке научила белочка. Нашему Петрушке эта игра тоже очень нравится. Разбейтесь парами и считайте до 10, как в считалочке. Наша задача — добиться дружного счета и одновременного выполнения движений.
6. Первичное закрепление.
Цель:
зафиксировать отличительное свойство плоских и пространственных фигур и названия форм плоских фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Петрушка так увлекся игрой, что совсем забыл все то, что узнал на уроке. Помогите ему вспомнить. Назовите основное свойство, по которому отличаются фигуры правой и левой группы. (Фигуры правой группы плоские, их можно расположить на экране, а фигуры левой группы – нет, это пространственные фигуры.)
2) – Пока мы с вами играли, Петрушка стал художником и приготовил для вас сложное задание № 2. Как нужно действовать, чтобы выполнить это задание верно и тем самым выдержать испытание, задуманное Петрушкой? (Прямоугольник закрасить зеленым цветом, квадрат – синим, треугольник — желтым, круг — красным).
Мы будем работать пока только с первой рамочкой. Сравните выполнение своего задания с образцом и обведите фигуры, которые неверно раскрашены.
Учитель открывает образец на доске (Д–4.)
Кто неверно раскрасил круг? (Дети поднимают руки.)
Каким цветом его надо было раскрасить? (Красным.)
Аналогично проходит работа с другими фигурами.
Если вы хотите исправить свои ошибки, то дома можете выполнить задание во второй рамочке.
Кто выполнил задание верно? (Дети поднимают руки.)
Поставьте возле задания № 2 знак «+», который будет обозначать верно выполненное задание.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к выделению свойств предметов;
2) тренировать способность к распознаванию форм плоских фигур.
Организация учебного процесса на этапе 8:
а) – У Петрушки сегодня было столько забот, что некоторые дела остались незавершенными. Помогите ему закончить выполнение задания № 3. Как вы думаете, почему соединены лимон и цыпленок? (Они оба желтые.)
Что же надо сделать в этом задании? (Соединить фигуры одинакового цвета.)
Выполните его за 1 минуту.
С чем соединили колокольчик, мячик, помидор? (С варежками, лягушкой, клубничкой.)
б) – Молодцы! А почему на втором рисунке Петрушка соединил красную и зеленую фигуры? (Они одинаковые по форме.)
Значит, что нужно сделать в этом задании? (Соединить фигуры одинаковой формы.)
Закончите его за 1 минуту.
Проверьте себя по образцу. Если задание выполнено верно, поставьте знак «+».
Учитель выставляет на доске образец Д–6 и показывает, как записать знак «+».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Заканчивается наш урок. Петрушке очень хочется узнать, чему вы научились сегодня. Он решил взять у вас интервью и подготовил несколько вопросов:
С какими фигурами вы работали сегодня на уроке? (Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида.)
Что у них общего?(Все они являются фигурами.)
Назовите их основное отличительное свойство. (Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг располагаются на экране, а шар, куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида не располагаются на экране.)
Учитель может дополнить ответ, используя термины «плоские» и «пространственные» фигуры.
Кто из вас может доказать, что вы действительно учились? (Ответы детей.)
Учащиеся соотносят свою работу на уроке с шагами учебной деятельности.
К
Домашнее задание:
☺1) исправить ошибки в №2;
2) выполнить №5 или №6 (одно по выбору);
3) пропись страница 3.
то из ваших одноклассников больше всех помогал вам сегодня на уроке?(Ответы детей.)