Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: «Решение уравнений вида а - х = б».»
Тема: «Решение уравнений вида а - х = б».
Основные цели:
1) сформировать умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части;
2) актуализировать состав чисел 1-9, умение решать уравнение с неизвестным слагаемым, умение решать и составлять задачи «на целое с несколькими частями».
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) изображение 2 шагов учебной деятельности;
2) карточка с девизом урока:
Вперед к победе!
3) схемы для задания № 2 (этап 2):
4) эталон «Отрезок и его части» из урока № 1, часть 2, М-1:
5) задание № 2 (этап 2):
6) эталон решения уравнений с неизвестным слагаемым (из урока № 12, часть, М-1, Д-2(а));
7) эталон решения уравнений с неизвестным вычитаемым:
8) образец для проверки задания в парах № 3 на стр.24 (этап 6):
7) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) карточка с уравнениями для задания № 3 (этап 2):
3) карточка с заданием на пробное действие:
4) карточки А4 для групповой работы:
5) эталоны к уроку 13, часть 3, М-1.
6) карточка с заданием для самостоятельной работы (этап 7):
7 – х = 3
7) план решения простой задачи (из урока № 10, часть 3, М-1 Д-4);
8) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
2) определить содержательные рамки урока: решение уравнений.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Чему вы учились на прошлых уроках? (Мы изучали уравнения.)
Сегодня вы продолжите работать с уравнениями и узнаете о них новое.
Учитель открывает тему урока.
Какие шаги вы должны выполнить при открытии? (Понять, что мы еще не знаем, и самим постараться построить новый способ.)
Учитель открывает на доске шаги учебной деятельности (Д-1).
Прочитайте девиз урока.
Учитель открывает на доске девиз урока Д-2:
Вперед к победе!
Как этот девиз связан с работой на уроке? (Не всегда удается самим открыть новый способ, если это удается, то это наша победа.)
Я желаю вам прийти к победе!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать умение решать простые задачи на правило нахождения «части», понятие «уравнение», решение уравнений с неизвестным слагаемым;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация умения решать простые задачи, правило нахождения «части и целого».
Учитель открывает на доске схемы Д-3.
Рассмотрите схемы. Чем они похожи? (Схемы похожи тем, что это задачи на «части и целое», на них изображены одинаковые числа.)
Чем отличаются схемы? (Одинаковые числа в схемах являются разными компонентами.)
Составьте задачу к первой схеме.
Несколько учащихся озвучивают свои условия к схеме.
Решите задачу.
Учащиеся самостоятельно решают задачу на планшетках. Проверка проводится фронтально – учащиеся поднимают свои планшетки.
Каким арифметическим действием вы искали неизвестный компонент? Почему? (Действием сложения по правилу: чтобы узнать целое, надо «части» сложить.)
Чему равно целое?
Кто допустил ошибки? Исправьте их.
Составьте и решите задачу ко второй схеме.
Проверки проводиться аналогично.
Чему же равна неизвестная часть? (1)
Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.)
Учитель на доске фиксирует эталон «Отрезок и его части» из урока № 1, часть 2, М-1 (Д-4).
2) Актуализация состава чисел 1-9.
А сейчас, я вам предлагаю потренировать в умении считать.
Учитель открывает на доске задание 2 (Д-5). Учащиеся выполняют задание самостоятельно, ответы записывают на планшетки.
Выполните вычисления, начиная с 10. Ответы записывайте на планшетки.
После выполнения проводиться фронтальная проверка. В случае возникновения ошибок, учащиеся обращаются к составу чисел и исправляют свои ошибки.
Расставьте числа в порядке возрастания.
Один учащийся работает у доски.
Продолжите ряд на два числа.
3) Актуализация умений решать уравнения с неизвестным слагаемым.
Учитель раздает детям карточки с заданием № 3 (Р-2).
Какое задание я предлагаю вам выполнить? (Решить уравнение.)
Что такое «уравнение»? (Это равенство, в котором один компонент неизвестен.)
Какой компонент неизвестен в данном уравнении? (Неизвестно слагаемое (часть).)
Что вам поможет решить это уравнение? (Эталон.)
Учитель фиксирует на доске эталон решения уравнения с неизвестным слагаемым Д-6.
Решите это уравнение.
Один учащийся работает у доски с комментированием.
Что вы повторили? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, что называют уравнением, потренировались решать уравнения с неизвестным слагаемым.)
4) Пробное действие.
Достаньте карточку для пробного действия.
Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия Р-3.
- Что такое пробное задание?
Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.)
Что нового в этом уравнении? (Мы решали уравнения на действие сложения, а это уравнение на вычитание.)
Решите это уравнение.
Учащиеся выполняют пробное действие на карточках.
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
Учащиеся поднимаю руки.
Какой вывод вы можете сделать? (Мы не смогли решить это уравнение.)
У кого есть ответы.
Учитель фиксирует на доске полученные учащимися варианты ответов. Учитель выделяет правильный ответ.
Какой вывод вы можете сделать? (Мы не смогли решить уравнение правильно.)
Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его? (Мы обосновать не можем.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.)
Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Это уравнение на действие вычитание, где неизвестно вычитаемое (часть).)
Каким способом вы пытались воспользоваться? (Кто-то подбирал ответ, а кто-то использовал эталон для решения уравнений с неизвестным слагаемым.)
В чем же затруднение? (Способ подбора занимаем много времени, способ для решения уравнений с неизвестным слагаемым не подходит для обоснования.)
Почему же будут возникать подобные затруднения? (Нет подходящего способа.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ решения уравнений с неизвестным вычитаемым.)
Уточним тему урока. (Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.)
Что вы можете использовать для открытия нового способа решения уравнений с неизвестным вычитаемым. (Правило нахождения «целого и части».)
Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)
Вспомните, какой план вы составили для нахождения неизвестного слагаемого и сформулируйте, по какому плану вы будете действовать. (Определим компоненты действия, подберем правило, решим уравнение, проанализируем наши действия, сформулируем способ решения уравнений с неизвестным вычитаемым.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Сегодня вы будете работать в группах.
Ответственные от каждой группы получают листы (Р-4), на которых будет выполняться план. При применении правила, учащиеся могут воспользоваться волшебными нитями.
Посмотрим, какие результаты у вас получились.
На доске выставляются результаты работы групп.
Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать часть, нужно из целого вычесть известную часть.)
Чему равна неизвестная часть?
Какой способ у вас получился?
Проводится анализ предлагаемых группами эталонов. В итоге учитель подводит к общему:
Как проверить, полученные результаты?
Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 13 (Р-5).
Проводиться сравнение эталона. Учитель обращает внимание детей на определение понятия «уравнение», на предлагаемый эталон решения уравнения вида а – х = б.
Учитель фиксирует на доске «открытый» способ (Д-7).
Что вам позволяет «открытый» способ? (Решать уравнения с неизвестным вычитаемым.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Что теперь надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений на новый способ.)
№ 2 (б), стр. 22.
Откройте в учебнике № 2 (б) на стр. 22.
Учитель заранее выносит уравнение из этого задания на доску. Один учащийся работает у доски с комментированием.
Определяю неизвестный компонент. Выделяю «целое» и «части». Неизвестна часть. Применяю правило: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть. Нахожу неизвестную часть. Это мешок, в котором изображен желтый круг.
Уравнение с числами решает другой ученик с комментированием у доски.
№ 3, стр. 22.
Первое уравнение решается у доски с комментированием.
Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)
Решите второе и третье уравнения в парах.
Проверка проводиться по образцу Д-8.
Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.)
Исправьте допущенные ошибки.
Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.)
Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать уравнения на сложение с неизвестным вычитаемым.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает детям карточку с заданием для самостоятельной работы Р-6.
Решите предложенное уравнение.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
Что теперь вы должны сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-9. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении уравнений, в вычислениях.)
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать повторение составных задач на нахождение целого.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать.)
При выполнении, каких заданий, вы так же формируем эти умения? (При решении задач.)
№ 4, стр. 25.
Откройте в учебнике № 4 на стр. 25. Прочитайте задачу.
Что вам может помочь решить задачу? (План решения задачи.)
Учащиеся открывают план комментирования задачи (Р-7). Учитель заранее переносит схему к задаче на доску.
Важно помнить, что необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу задачи.
Решите эту задачу, заполнив схему.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение уравнений с неизвестным вычитаемым;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Что надо сделать в конце урока? (Подвести итог.)
Какова была цель вашей деятельности? (Построить способ решения уравнений с неизвестным вычитаемым («частью»).)
Достигли ли цели? Докажите.
Вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел победить. Докажите.
Кому не удалось, почему?
Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?
Какие же трудности у вас еще встречаются?
Где можно над ними поработать?
Домашнее задание:
№ 4 стр.25 составить обратные задачи и решить их;
☺ Придумать и решить уравнение с неизвестным вычитаемым.