kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме: "Общее свойство группы предметов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. На уроке дети учатся классифицировать предметы по общим свойствам группы: форме, размеру, количеству, местоположению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Общее свойство группы предметов".»

Тема: «Общее свойство группы предметов».

Основные цели:

1) сформировать способность к указанию общего свойства предметов в группе;

2) повторить свойства предметов, в особенности те из них, которые изучаются на уроках математики.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) эталон свойств предметов

2) образец для проверки задания

3) значки «домик», «рожица», «птица», «дерево», «капелька в квадратике» для эталона;

4) 4 белые карточки;

5) круглые карточки с изображением льва, зайца, пингвина, курицы и лебедя со страницы 8 учебника;

6) значки цвета и размера для предметов: лев, заяц;

7) круглые карточки с изображением ложки, ведра и банки;

8) карточки с изображением предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце).

Раздаточный материал:

1) конверты с элементами эталона свойств предметов



2) наборы фигур: «Геометрическое лото».

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивация к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определение содержательных рамок урока: свойства предметов;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Какому сказочному герою мы помогали на прошлом уроке? (Мишутке.)

  • Сегодня утром я получила от него телеграмму:

Ребята! Я испытал огромное удовольствие от работы с вами и рассказал о вас всем моим друзьям. Наш Царь, услышав о ваших успехах, захотел лично посетить вас и посмотреть на вашу работу. Он уже в пути, и скоро вы сможете с ним познакомиться.

С уважением, ваш Мишутка.

  • На какую работу хочет посмотреть Царь зверей – Лев? (Он хочет посмотреть, как мы учимся.)

  • Когда мы можем говорить, что мы действительно учимся? (Когда делаем два шага учебной деятельности.)

  • Я вижу, что вы готовы к учебной деятельности. Итак, давайте подготовимся к приходу Царя всех зверей — Льва, и вспомним, что мы знаем и умеем. (Знаем свойства предметов, умеем их называть, сравнивать, изменять.)

  • На этом уроке мы продолжим изучать свойства предметов.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о свойствах предметов — цвет, форма, размер, расположение и соответствующий эталон о свойствах, изучаемых в математике (форма, размер, численность, расположение);

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, обобщение;

3) зафиксировать актуализируемые знания в виде эталонов;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  • А что мы знаем о нашем госте? Опишем его свойства. Что нам может помочь выполнить это задание? (Эталон свойств предметов.)

Учитель открывает на доске эталон свойств предметов (Д–1):






  • Какие свойства предметов нам известны? (Цвет, назначение, положение, форма, количество, размер.)

  • Какие свойства можно использовать для описания льва? (Цвет и размер.)

  • Значит, остальные свойства нам пока не понадобятся. Я закрою их белыми карточками.

Учитель закрывает свойства предмета белыми карточками, оставляя только свойства «цвет» и «размер».

  • Если мы будем говорить о свойствах льва, то чье изображение мы поместим в центр эталона? (Льва.)

Учитель помещает изображение льва на место значка «помидор».

  • Опишите свойства льва, пользуясь нашим эталоном (Он большой и рыжий.)

Учитель помещает в эталон значки, обозначающие цвет и размер льва:





  • Лев очень удивится, услышав такое короткое описание. Он подумает, что мы не знаем, где он живет. А в нашем эталоне есть значок для обозначения дома льва? (Нет.)

  • Придумайте такой значок. (Варианты детей.)

  • Договоримся использовать с этой целью значок «домик»: . А место жительства это математическое или нематематическое свойство? (Нематематическое.)

  • Значит, мы должны поместить его в группу нематематических свойств.

Один из учеников помещает значок «домик» на эталоне.

  • Кто знает, где живет лев, где его дом? (В Африке, в дикой природе.)

  • Верно, лев – дикий зверь. Каким значком мы могли бы это обозначить? (Варианты детей.)

  • Договоримся использовать с этой целью значок «дерево»:



Учитель помещает значки свойств, относящихся ко льву, в столбик рядом с эталоном:








  • Какое описание у нас получилось? (Лев рыжий, большой, дикий.)

  • Я думаю, льву очень понравится наше описание. Но со львом могут придти животные из его свиты. Их изображения мы найдем на странице 8 наших учебников. Самым быстрым будет заяц. Поместим его изображение в эталон.

Ученик помещает изображение зайца в центр эталона. Вариант описания: «Это заяц, он маленького размера, серый, живет в лесу». Значки, обозначающие свойства, относящиеся к зайцу, помещаются в эталон. Затем учитель переносит их и помещает в столбик рядом со свойствами льва.








  • Посмотрите на получившуюся схему. Сравните свойства описанных нами животных. Есть ли среди них общие? (Есть – они все живут в лесу, дикие.)

  • Какой значок в нашей схеме показывает, что это дикие животные? (Дерево.)

  • Соединим их линиями.

Один ученик выполняет это действие на доске.

  • Как же назвать животных, которые живут в лесу? (Дикие животные.)

Учитель помещает значок «дерево» под столбиками и подчеркивает его:









  • Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Что вам помогло выполнить это задание? (Эталон свойств предметов, умение описывать предметы.)

  • Можем ли мы приступить к изучению нового? Докажите. (Ответы детей.)

  • Итак, нашим гостям нужно проделать длинный путь, чтобы к нам добраться. Каждый из них несет с собой багаж. Вот что можно обнаружить в мешке у льва:

Учитель помещает на доску три карточки с изображениями банки, ложки и ведра. Все предметы имеют разный цвет и размер.







  • Определите, по какому общему свойству лев собрал эти предметы в мешок.

Учитель организует проверку предположений и фиксацию результатов выполнения задания.

  • Кто не смог выполнить это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли определить общее свойство.)

  • У кого есть ответ?

Учащиеся вслух высказывают свои предположения.

  • Кто из вас прав? Назовите правило, которым вы воспользовались.

Учащиеся в замешательстве.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать правило.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать отсутствие способа действия для определения общего свойства предметов.

Организация учебного процесса на этапе 3:
  • Какое задание нам нужно было выполнить? (Определить общее свойство предметов.)

  • Где возникло затруднение? (В определении свойства.)

  • Почему вы не смогли выполнить это задание? (Мы не знаем, как правильно определять общее свойство.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Значит, нам надо сегодня научиться находить общее свойство различных предметов. Это — наша задача. Как бы вы назвали наш урок? («Общее свойство группы предметов».)

Учитель открывает на доске название темы.

  • Что нам может помочь? Вспомните, какое задание мы смогли выполнить в начале урока? (Мы смогли выделить общее свойство у Льва и Зайца.)

  • Как нам это сможет помочь? (Мы вспомним последовательность наших рассуждений.)

  • Для чего? (Чтобы также рассуждать при выполнении задания, вызвавшего затруднение.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) определить способ нахождения общего свойства предметов в соответствии с планом;

2) зафиксировать данный способ на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:
  • Давайте вспомним, как мы определяли общее свойство группы животных. Что мы делали сначала? (Определяли свойства каждого животного.)

  • Что нам помогало? (Эталон.)

  • Мы можем определять свойства любых предметов? (Да.)

  • Обозначим это на эталоне значком «рожица».

Учитель помещает на доске карточку:








  • Вспомните, какие свойства льва мы нашли? (Лев – рыжий, большой, дикий.) Какие свойства зайца? (Заяц – серый, маленький, дикий.)

  • Как мы среди такого количества свойств нашли общее? (Мы сравнили их и посмотрели, какое одинаковое свойство есть в каждом столбике – они дикие, живут в лесу.)

Учитель снимает карточки с доски и рисует вместо них прямоугольники.

  • Посмотрите, я сняла карточки, а ниточка осталась. Она показывает, как мы сравнивали свойства. А как показать, что «дикие» – общее свойство? (Варианты детей.)

  • Давайте обведем его в зеленую рамочку. Мы можем сравнить так свойства любых предметов? (Да.)

На доске выставляется под первой карточкой вторая:








  • А что обозначает последний значок «дерево»? (Варианты детей.)

  • Верно, мы назвали общее свойство: «Дикие животные». Давайте и мы обозначим его чертой:






  • Посмотрите, что у нас получилось? (Схема.)

  • Расскажите, как она поможет найти общее свойство:

  • назовите первый шаг (определить свойства каждого предмета);

  • назовите второй шаг (сравнить их и найти общее);

  • назовите третий шаг (дать название по общему свойству).

  • С чего начнем? (Например, с банки.)

  • Расскажите о ней – какого она размера, цвета? (Она большая, бесцветная, сделана из стекла...)

  • А зачем нужна банка? В чем ее назначение? (В нее что-нибудь наливают.)

  • Давайте обозначим это свойство значком «Капля»:



Аналогично разбирается ложка и ведро.

  • Что мы будем делать после того, как определили свойства всех предметов? (Сравнивать их.)

  • Сравните и определите общее свойство. (Во все эти предметы можно что-то налить.)

  • Животным предстоит пройти долгий путь, и, наверное, поэтому лев взял с собой в дорогу эти предметы, чтобы при случае пополнить запасы воды. Такие предметы еще по-другому называют емкости.- А что показывает нам последний значок? (Мы должны дать группе название.)

  • Как же мы ее назовем? (Емкости.)

  • В чем было у нас затруднение? (Мы не могли найти общее свойство группы.)

  • Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что же нам помогло? (Схема.)











  • Вспомним, как мы определили общее свойство. (Сначала надо найти свойство каждого предмета, потом – сравнить их и определить, какое свойство совпадает.)

  • Можем ли мы сказать, что научились определять общее свойство предметов? (Нет.)

  • Что нам необходимо теперь делать? (Нужно тренироваться.)

Физкультминутка.

  • Мы так долго шагали, что немножечко устали. Давайте отдохнем и поиграем в игру: «Счет через 2». Считаем парами, как в считалочке, до 20. Наша задачасчитать дружно, всем одновременно.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать способ нахождения общего свойства и объединения предметов в группы во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • Другие подданные льва, услышав о том, как хорошо мы умеем объединять предметы в группы, просят нас помочь им объединиться.

Учитель прикрепляет на доску увеличенные изображения пингвина, курицы и лебедя со стр. 8 учебника.

  • Назовите общее свойство всех этих животных.

Учитель выслушивает все версии. Если дети сами называют свойство и приходят к соглашению, то схема используется для обоснования правильности выбора, а если нет – то для самого выбора. Обсуждение можно провести так:

  • Что будем делать вначале? (Определим свойства каждого животного.)

Дети дают описания свойств, например: «Это лебедь, он белого цвета, живет на озере». При необходимости, учитель задает опорные вопросы типа:

  • Кем является лебедь? (Птицей.)

  • Обозначим это свойство значком:




Так же описываются остальные птицы и дается общее название группы: «Птицы». Аналогично можно поработать с остальными группами, приведенными в учебнике на стр. 7–8 и с любыми другими группами. Здесь важно, чтобы способ обобщения фиксировался в речи:

  • определяем свойства каждого предмета;

  • сравниваем их и находим общее свойство;

  • даем ему название.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение находить общее свойство предметов в группе.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Достаточно ли нам тренироваться? (Ответы детей.)

  • Как можно определить, научились ли мы или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

На доске группа предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце). У детей конверты с деталями эталона «Свойства предметов» и набор плоских геометрических фигур.

  • Царь всех зверей лев, услышав о наших успехах в объединении его подданных в группы, прислал для нас более сложное задание. Определите, по какому свойству предметы объединены в группу. Найдите в своих конвертах знак этого свойства и покажите. (Дети показывают выбранный знак.)

  • Общее свойство данных предметов — форма. Кто выбрал другое свойство? (Дети поднимают руки.)

  • Почему вы выбрали это свойство? (Дети рассуждают.)

Учитель приводит контрпримеры, поясняющие, что указанное свойство не является общим для данной группы предметов (например, солнце — не игрушка).

  • Кто выполнил задание верно? (Дети поднимают руки.)

  • Молодцы! Итак, общее свойство данных предметов — форма. Выберите из «Геометрического лото» фигуру соответствующей формы. (Дети показывают выбранную фигуру.)

  • Как вы можете назвать данную группу? (Шарообразные предметы.)

  • Молодцы! Царь зверей будет очень доволен вашими ответами.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к выделению предметов с общим свойством;

2) тренировать способность к определению формы предметов.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) – Общим свойством предметов из предыдущего задания была форма. В задании 1 на стр. 9 предметы обладают 3 различными формами. Вам нужно будет раскрасить одним цветом вазы одинаковой формы.

  • Проверьте себя по образцу. Обведите ту вазу, которую вы раскрасили неправильно.

Учитель открывает образец — увеличенный вариант задания с верно раскрашенными вазами.

  • Если задание выполнено верно, поставьте знак «+».

  • Что общего было у всех раскрашенных нами предметов? (Это все вазы.)

2) – Давайте украсим наши вазы каким-нибудь узором. Но чтобы он у нас получился красивым, сначала нужно потренироваться. Посмотрите, какие узоры предлагаются в прописи. Какой из них мы выберем? (Выбирается один узор.)

  • Как он составлен? (Дети комментируют.)

  • Продолжите его до конца строки.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

ва;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Заканчивается наш урок. Льву очень хочется узнать, чему вы научились сегодня. Порадуем его нашими ответами!

  • Посмотрите на наш эталон. В чем он нам сегодня помогал? (Находить общее свойство.)

Расскажите, как вы будете рассуждать, чтобы найти общее свойство. (Например: определю свойства каждого предмета, сравню и найду общее свойство, назову группу по этому Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: способ нахождения общего свойст

  • свойству.)

  • Кому из вас удалось выполнить шаги учебной деятельности? Докажите. (Ответы детей.)

  • К

    Домашнее задание:

     1) нарисовать группу предметов с общим свойством;

    2) закончить работу в прописи.

    то из ребят больше всех помогал вам сегодня на уроке? (Ответы детей.)

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики по теме: "Общее свойство группы предметов".

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 08.09.2017

Номер свидетельства: 427626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока математики в 5 классе по теме "Треугольник""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_5_klassie_po_tiemie_trieughol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "412470"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493567187"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока математики на тему :" Повторение" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "144498"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418738155"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме : "Квадрат. Прямоугольник" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kvadrat-priamoughol-nik"
    ["file_id"] => string(6) "229498"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441742489"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по математике на тему: Сложение и вычитание с помощью числового луча"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_matiematikie_na_tiemu_slozhieniie_i_vychitaniie_s_pomoshch_iu"
    ["file_id"] => string(6) "380488"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484661290"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Технологическая карта урока математики "Действия с положительными и отрицательными числами" "
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-dieistviia-s-polozhitiel-nymi-i-otritsatiel-nymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "107612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403350916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства