Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Общее свойство группы предметов".»
Тема: «Общее свойство группы предметов».
Основные цели:
1) сформировать способность к указанию общего свойства предметов в группе;
2) повторить свойства предметов, в особенности те из них, которые изучаются на уроках математики.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) эталон свойств предметов
2) образец для проверки задания
3) значки «домик», «рожица», «птица», «дерево», «капелька в квадратике» для эталона;
4) 4 белые карточки;
5) круглые карточки с изображением льва, зайца, пингвина, курицы и лебедя со страницы 8 учебника;
6) значки цвета и размера для предметов: лев, заяц;
7) круглые карточки с изображением ложки, ведра и банки;
8) карточки с изображением предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце).
Раздаточный материал:
1) конверты с элементами эталона свойств предметов
2) наборы фигур: «Геометрическое лото».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивация к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определение содержательных рамок урока: свойства предметов;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Какому сказочному герою мы помогали на прошлом уроке? (Мишутке.)
Сегодня утром я получила от него телеграмму:
Ребята! Я испытал огромное удовольствие от работы с вами и рассказал о вас всем моим друзьям. Наш Царь, услышав о ваших успехах, захотел лично посетить вас и посмотреть на вашу работу. Он уже в пути, и скоро вы сможете с ним познакомиться.
С уважением, ваш Мишутка.
На какую работу хочет посмотреть Царь зверей – Лев? (Он хочет посмотреть, как мы учимся.)
Когда мы можем говорить, что мы действительно учимся? (Когда делаем два шага учебной деятельности.)
Я вижу, что вы готовы к учебной деятельности. Итак, давайте подготовимся к приходу Царя всех зверей — Льва, и вспомним, что мы знаем и умеем. (Знаем свойства предметов, умеем их называть, сравнивать, изменять.)
На этом уроке мы продолжим изучать свойства предметов.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления о свойствах предметов — цвет, форма, размер, расположение и соответствующий эталон о свойствах, изучаемых в математике (форма, размер, численность, расположение);
3) зафиксировать актуализируемые знания в виде эталонов;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
А что мы знаем о нашем госте? Опишем его свойства. Что нам может помочь выполнить это задание? (Эталон свойств предметов.)
Учитель открывает на доске эталон свойств предметов (Д–1):
Какие свойства предметов нам известны? (Цвет, назначение, положение, форма, количество, размер.)
Какие свойства можно использовать для описания льва? (Цвет и размер.)
Значит, остальные свойства нам пока не понадобятся. Я закрою их белыми карточками.
Учитель закрывает свойства предмета белыми карточками, оставляя только свойства «цвет» и «размер».
Если мы будем говорить о свойствах льва, то чье изображение мы поместим в центр эталона? (Льва.)
Учитель помещает изображение льва на место значка «помидор».
Опишите свойства льва, пользуясь нашим эталоном (Он большой и рыжий.)
Учитель помещает в эталон значки, обозначающие цвет и размер льва:
Лев очень удивится, услышав такое короткое описание. Он подумает, что мы не знаем, где он живет. А в нашем эталоне есть значок для обозначения дома льва? (Нет.)
Придумайте такой значок. (Варианты детей.)
Договоримся использовать с этой целью значок «домик»: . А место жительства это математическое или нематематическое свойство? (Нематематическое.)
Значит, мы должны поместить его в группу нематематических свойств.
Один из учеников помещает значок «домик» на эталоне.
Кто знает, где живет лев, где его дом? (В Африке, в дикой природе.)
Верно, лев – дикий зверь. Каким значком мы могли бы это обозначить? (Варианты детей.)
Договоримся использовать с этой целью значок «дерево»:
Учитель помещает значки свойств, относящихся ко льву, в столбик рядом с эталоном:
Какое описание у нас получилось? (Лев рыжий, большой, дикий.)
Я думаю, льву очень понравится наше описание. Но со львом могут придти животные из его свиты. Их изображения мы найдем на странице 8 наших учебников. Самым быстрым будет заяц. Поместим его изображение в эталон.
Ученик помещает изображение зайца в центр эталона. Вариант описания: «Это заяц, он маленького размера, серый, живет в лесу». Значки, обозначающие свойства, относящиеся к зайцу, помещаются в эталон. Затем учитель переносит их и помещает в столбик рядом со свойствами льва.
Посмотрите на получившуюся схему. Сравните свойства описанных нами животных. Есть ли среди них общие? (Есть – они все живут в лесу, дикие.)
Какой значок в нашей схеме показывает, что это дикие животные? (Дерево.)
Соединим их линиями.
Один ученик выполняет это действие на доске.
Как же назвать животных, которые живут в лесу? (Дикие животные.)
Учитель помещает значок «дерево» под столбиками и подчеркивает его:
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Что вам помогло выполнить это задание? (Эталон свойств предметов, умение описывать предметы.)
Можем ли мы приступить к изучению нового? Докажите. (Ответы детей.)
Итак, нашим гостям нужно проделать длинный путь, чтобы к нам добраться. Каждый из них несет с собой багаж. Вот что можно обнаружить в мешке у льва:
Учитель помещает на доску три карточки с изображениями банки, ложки и ведра. Все предметы имеют разный цвет и размер.
Определите, по какому общему свойству лев собрал эти предметы в мешок.
Учитель организует проверку предположений и фиксацию результатов выполнения задания.
Кто не смог выполнить это задание?
Учащиеся поднимают руки.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли определить общее свойство.)
У кого есть ответ?
Учащиеся вслух высказывают свои предположения.
Кто из вас прав? Назовите правило, которым вы воспользовались.
Учащиеся в замешательстве.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать правило.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать отсутствие способа действия для определения общего свойства предметов.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание нам нужно было выполнить? (Определить общее свойство предметов.)
Где возникло затруднение? (В определении свойства.)
Почему вы не смогли выполнить это задание? (Мы не знаем, как правильно определять общее свойство.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Значит, нам надо сегодня научиться находить общее свойство различных предметов. Это — наша задача. Как бы вы назвали наш урок? («Общее свойство группы предметов».)
Учитель открывает на доске название темы.
Что нам может помочь? Вспомните, какое задание мы смогли выполнить в начале урока? (Мы смогли выделить общее свойство у Льва и Зайца.)
Как нам это сможет помочь? (Мы вспомним последовательность наших рассуждений.)
Для чего? (Чтобы также рассуждать при выполнении задания, вызвавшего затруднение.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) определить способ нахождения общего свойства предметов в соответствии с планом;
2) зафиксировать данный способ на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Давайте вспомним, как мы определяли общее свойство группы животных. Что мы делали сначала? (Определяли свойства каждого животного.)
Что нам помогало? (Эталон.)
Мы можем определять свойства любых предметов? (Да.)
Обозначим это на эталоне значком «рожица».
Учитель помещает на доске карточку:
Вспомните, какие свойства льва мы нашли? (Лев – рыжий, большой, дикий.) Какие свойства зайца? (Заяц – серый, маленький, дикий.)
Как мы среди такого количества свойств нашли общее? (Мы сравнили их и посмотрели, какое одинаковое свойство есть в каждом столбике – они дикие, живут в лесу.)
Учитель снимает карточки с доски и рисует вместо них прямоугольники.
Посмотрите, я сняла карточки, а ниточка осталась. Она показывает, как мы сравнивали свойства. А как показать, что «дикие» – общее свойство? (Варианты детей.)
Давайте обведем его в зеленую рамочку. Мы можем сравнить так свойства любых предметов? (Да.)
На доске выставляется под первой карточкой вторая:
А что обозначает последний значок «дерево»? (Варианты детей.)
Верно, мы назвали общее свойство: «Дикие животные». Давайте и мы обозначим его чертой:
Посмотрите, что у нас получилось? (Схема.)
Расскажите, как она поможет найти общее свойство:
назовите первый шаг (определить свойства каждого предмета);
назовите второй шаг (сравнить их и найти общее);
назовите третий шаг (дать название по общему свойству).
С чего начнем? (Например, с банки.)
Расскажите о ней – какого она размера, цвета? (Она большая, бесцветная, сделана из стекла...)
А зачем нужна банка? В чем ее назначение? (В нее что-нибудь наливают.)
Давайте обозначим это свойство значком «Капля»:
Аналогично разбирается ложка и ведро.
Что мы будем делать после того, как определили свойства всех предметов? (Сравнивать их.)
Сравните и определите общее свойство. (Во все эти предметы можно что-то налить.)
Животным предстоит пройти долгий путь, и, наверное, поэтому лев взял с собой в дорогу эти предметы, чтобы при случае пополнить запасы воды. Такие предметы еще по-другому называют емкости.- А что показывает нам последний значок? (Мы должны дать группе название.)
Как же мы ее назовем? (Емкости.)
В чем было у нас затруднение? (Мы не могли найти общее свойство группы.)
Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)
Что же нам помогло? (Схема.)
Вспомним, как мы определили общее свойство. (Сначала надо найти свойство каждого предмета, потом – сравнить их и определить, какое свойство совпадает.)
Можем ли мы сказать, что научились определять общее свойство предметов? (Нет.)
Что нам необходимо теперь делать? (Нужно тренироваться.)
Физкультминутка.
Мы так долго шагали, что немножечко устали. Давайте отдохнем и поиграем в игру: «Счет через 2». Считаем парами, как в считалочке, до 20. Наша задача — считать дружно, всем одновременно.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать способ нахождения общего свойства и объединения предметов в группы во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Другие подданные льва, услышав о том, как хорошо мы умеем объединять предметы в группы, просят нас помочь им объединиться.
Учитель прикрепляет на доску увеличенные изображения пингвина, курицы и лебедя со стр. 8 учебника.
Назовите общее свойство всех этих животных.
Учитель выслушивает все версии. Если дети сами называют свойство и приходят к соглашению, то схема используется для обоснования правильности выбора, а если нет – то для самого выбора. Обсуждение можно провести так:
Что будем делать вначале? (Определим свойства каждого животного.)
Дети дают описания свойств, например: «Это лебедь, он белого цвета, живет на озере». При необходимости, учитель задает опорные вопросы типа:
Кем является лебедь? (Птицей.)
Обозначим это свойство значком:
Так же описываются остальные птицы и дается общее название группы: «Птицы». Аналогично можно поработать с остальными группами, приведенными в учебнике на стр. 7–8 и с любыми другими группами. Здесь важно, чтобы способ обобщения фиксировался в речи:
определяем свойства каждого предмета;
сравниваем их и находим общее свойство;
даем ему название.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение находить общее свойство предметов в группе.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Достаточно ли нам тренироваться? (Ответы детей.)
Как можно определить, научились ли мы или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
На доске группа предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце). У детей конверты с деталями эталона «Свойства предметов» и набор плоских геометрических фигур.
Царь всех зверей лев, услышав о наших успехах в объединении его подданных в группы, прислал для нас более сложное задание. Определите, по какому свойству предметы объединены в группу. Найдите в своих конвертах знак этого свойства и покажите. (Дети показывают выбранный знак.)
Общее свойство данных предметов — форма. Кто выбрал другое свойство? (Дети поднимают руки.)
Почему вы выбрали это свойство? (Дети рассуждают.)
Учитель приводит контрпримеры, поясняющие, что указанное свойство не является общим для данной группы предметов (например, солнце — не игрушка).
Кто выполнил задание верно? (Дети поднимают руки.)
Молодцы! Итак, общее свойство данных предметов — форма. Выберите из «Геометрического лото» фигуру соответствующей формы. (Дети показывают выбранную фигуру.)
Как вы можете назвать данную группу? (Шарообразные предметы.)
Молодцы! Царь зверей будет очень доволен вашими ответами.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к выделению предметов с общим свойством;
2) тренировать способность к определению формы предметов.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) – Общим свойством предметов из предыдущего задания была форма. В задании № 1 на стр. 9 предметы обладают 3 различными формами. Вам нужно будет раскрасить одним цветом вазы одинаковой формы.
Проверьте себя по образцу. Обведите ту вазу, которую вы раскрасили неправильно.
Учитель открывает образец — увеличенный вариант задания с верно раскрашенными вазами.
Если задание выполнено верно, поставьте знак «+».
Что общего было у всех раскрашенных нами предметов? (Это все вазы.)
2) – Давайте украсим наши вазы каким-нибудь узором. Но чтобы он у нас получился красивым, сначала нужно потренироваться. Посмотрите, какие узоры предлагаются в прописи. Какой из них мы выберем? (Выбирается один узор.)
Как он составлен? (Дети комментируют.)
Продолжите его до конца строки.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
ва;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Заканчивается наш урок. Льву очень хочется узнать, чему вы научились сегодня. Порадуем его нашими ответами!
Посмотрите на наш эталон. В чем он нам сегодня помогал? (Находить общее свойство.)
Расскажите, как вы будете рассуждать, чтобы найти общее свойство. (Например: определю свойства каждого предмета, сравню и найду общее свойство, назову группу по этому Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: способ нахождения общего свойст
свойству.)
Кому из вас удалось выполнить шаги учебной деятельности? Докажите. (Ответы детей.)
К
Домашнее задание:
1) нарисовать группу предметов с общим свойством;
2) закончить работу в прописи.
то из ребят больше всех помогал вам сегодня на уроке? (Ответы детей.)