kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики «Группы предметов. Разбиение на группы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке формируется способность к определению общих свойств групп предметов и различий между группами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Группы предметов. Разбиение на группы».»

Тема: «Группы предметов. Разбиение на группы».

Основные цели:

  1. сформировать способность к выделению групп по указанному свойству;

  2. тренировать способность к определению общих свойств групп предметов и различий между группами.

Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) картинки с изображением 2 шагов учебной деятельности;

2) схема свойств предметов (урок 1);

3) изображение льва




4) эталон объединения предметов в группу;












5) изображение зверей: кошка, собака, лошадь, корова, овца, медведь, заяц, белка, волк;

6) знаки для эталона: дерево, домик, другой вид домика для обозначения домашних животных, лев, кошка, лошадь, медведь, заяц;

7) знаки для эталона: цвета — рыжий, серый, коричневый, белый; обозначение большого и маленького предметов;

8) изображение животных: коза, свинья, лиса, ёж;

9) эталон разбиения на группы:











10) разрезанные шаги эталона разбиения на группы (3 набора) и стрелки (6 шт.);






11) образец выполнения задания 3 (в), стр. 10;










Раздаточный материал:

1) разрезанные шаги эталона разбиения на группы (каждому на парту);





Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивация учащихся к учебной деятельности;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Ребята! Вам понравилось на прошлом работать со львом?

  • Сегодня царь зверей снова пришёл к нам на урок. Он передаёт вам привет от своих подданных:

И шлют вам благодарность птицы

За разрешённую проблему:

Им помогла объединиться

Составленная вами схема!








  • За что благодарят нас птицы? (Мы объединили их в одну группу по общему свойству.)

  • Сегодня на уроке мы продолжим работу со схемой объединения в группу. Давайте вспомним, как мы с вами должны работать на уроке. Посмотрите на доску. Что вы видите?

На доске висят картинки с шагами учебной деятельности в обратном порядке Д-1.

  • Согласны ли вы? (Нет, шаги нужно поменять местами.)

  • Обоснуйте ответ. (Учащиеся обосновывают свое мнение.)

  • Я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Итак, начинаем.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о свойствах предметов, их объединении в группу (обобщении);

2) тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение;

3) зафиксировать в виде схем и символов: эталон свойств предметов, эталон геометрических фигур;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  • С чего мы начинаем урок? (С повторения изученного.)

  • Что мы должны обязательно повторить? (То, что нам пригодиться для «открытия» нового.)

№ 1, стр. 10

  • Очень понравилось царю зверей, как вы учитесь. Решил и он создать школу. Посмотрите на картинку в учебнике и догадайтесь — для кого? (Для зверят, для животных.)

  • Значит, какой общий признак у всех, кто нарисован на этой картинке? (Это животные, они будут ходить в школу.)

Учитель вывешивает схему обобщения свойств предметов.

  • Есть ли у нас в схеме обозначение этого свойства? (Нет.)

  • Придумайте для него значок. (Варианты детей.)

  • Обозначим всех животных знаком «лев», — сделаем приятное царю зверей.

Учитель добавляет новый значок в схему Д–2.




  • Задумался лев, можно ли этих зверей учить в одной школе. А вы как думаете? (Разные ответы детей.)

  • А чем отличаются две группы животных на рисунке? (Дикие и домашние животные.)

Если учащиеся дадут верный ответ, то учитель может предложить доказать его с помощью схемы (эталона) обобщения. Если дети не смогут выявить существенное свойство предметов, то организуется подводящий диалог.

  • Опишите свойства предметов первой группы. (Кошкаживотное, маленькая, серая, живет в доме у человека. Лошадьживотное, большое, рыжее, живёт рядом с домом человека и т. д.)

  • Какой общий признак этой группы? (Все животные, живут в доме или рядом с человеком.)

По ходу ответов детей учитель вставляет в эталон обобщения свойства кошки и лошади.











  • Как мы можем назвать эту группу? (Домашние животные.)

Аналогично работают со второй группой: название – медведь, это животное, цвет – коричневый, живёт в лесу и т.д.

  • Какой общий признак этой группы? (Все животные, живут в лесу.)

  • Итак, что мы с вами повторили? (Свойства предметов, эталон выделения общего свойства.)

  • Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)

  • Зачем? (Чтобы мы сами поняли, чего мы еще не знаем.)

На доске изображение животных: коза, лиса, ёж, свинья.

  • Определите, в какой школе должны учиться эти животные. (Коза и свинья — домашние, учатся в школе с домашними животными. Лиса и ёж — дикие, учатся в лесной школе с дикими животными.)

  • Льву нужно распределить по школам остальных подданных. Дома он решил воспользоваться нашим эталоном. Но у него ничего не получилось. Почему? (Он не умеет им пользоваться, он не подходит.)

  • Что помогает нам найти этот эталон? (Общее свойство группы.)

  • Надо льву искать общее свойство или оно уже задано? (Оно уже задано, надо распределить животных по месту жительства.)

  • Но ведь оно уже известно — место жительства животных. А что нужно сделать льву? (Разделить на группы, распределить в школы по месту жительства.)

  • Почему же у льва ничего не получилось? (Этот эталон нам не подходит.)

  • Надо ему помочь! Попробуйте построить для льва схему, по которой он сможет разбить своих подданных на группы.

Учащимся предлагается будущий алгоритм в разрезанном по шагам виде. Дети составляют у себя на партах свой вариант схемы. У учителя несколько таких наборов в увеличенном виде.

  • Кто хочет показать свою схему всем?

Ученик выходит к доске и составляет на наборном полотне (магнитной доске и т. п.) свою схему.

  • У кого получилась другая схема?

К доске ещё выходят желающие, составляют свои варианты схем.

  • У нас получилось несколько вариантов. Какая же схема правильная? Какую же схему выбрать царю зверей?

Дети не могут обосновать свои схемы.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать схему.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется место и причина затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание было дано? (Построить схему, по которой можно разделить животных на группы.)

  • Чем это задание отличается от предыдущего? (Раньше мы находили по схеме, что общего в группе предметов. А сейчас нам надо построить схему для разделения предметов в группы по общему свойству.)

  • Почему у нас возникло затруднение? (Мы с такими заданиями ещё не встречались, не знаем, как его выполнять.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель мы для себя поставим? (Составить схему для распределения предметов в группы по общему свойству.)

  • Как мы назовем наш урок? (Распределение предметов по группам.)

  • Что мы с вами повторили в начале урока? (Выделение общего свойства.)

  • Как нам это может помочь? (Мы можем рассуждать в обратном порядке и постепенно построим эталон.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать создание учащимися алгоритма распределения предметов в группы по общему свойству;

2) зафиксировать это название в вербальной и знаковой форме.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • По какому общему свойству мы группировали животных? (По тому месту, где они живут.)

  • Как мы обозначаем это свойство? (Домиком.)

Учитель выставляет на доске:




  • Найдите у себя обозначение всех общих свойств.

Дети показывают значок, учитель выставляет его рядом с домиком.

  • Все ли животные живут в одном месте? (Нет, в разных местах: дикие и домашние.)

  • Каким знаком обозначим домашних животных? (Закрашенным домиком.)

  • Каким значком обозначим диких животных? (Деревом.)

  • Значит, на сколько групп мы можем их разделить? (На две.)

  • Выберите у себя значки, которые покажут, что у нас две группы.

Учитель выставляет на доске:





  • Каких животных мы отнесли к домашним? (Корову и свинью.)

  • Как мы обозначим предметы? (Мордочками.)









  • Что у нас получилось? (Получилась схема деления на группы.)

  • Чтобы показать, что надо выполнять шаги друг за другом, поставим между шагами стрелки.












  • Итак, какая стояла перед вами задача? (Построить схему для льва, чтобы он мог делить зверей на группы.)

  • Справились мы со своей задачей? (Да.)

  • А теперь лев предлагает вам другое задание: научите зверят счёту двойками.

Физкультминутка:

  • Встаньте лицом друг. Напомните, как мы считаем двойками.

Счёт идёт до 20 под руководством учителя. Он обращает внимание детей на то, чтобы счет был одновременным и дружным.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи действия по новому алгоритму группировки по общему признаку.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • Прежде чем отдать льву схему, проверим, подходит ли она к другим группам предметов.

1) 3, стр. 10.

  • По какому свойству надо разбить фигуры? (По цвету.)

  • Какие цвета фигур встречаются? (Красный и синий.)

  • Значит, сколько будет групп? (Будет две группы фигур.)

  • Как найти, какие предметы входят в каждую группу?

Отвечает один ученик, остальные показывают своё одобрение или несогласие знаками и исправляют или дополняют его (например, сигнальными карточками или жестами):

  • Первая группа — красные фигуры. Смотрю, какие фигуры обладают этим свойством. Это 3 круга и 1 маленький квадрат. Объединим их. Вторая группа — синие фигуры. Смотрю, какие фигуры обладают этим свойством. Это большой квадрат. Обводим его.

  • По какому свойству надо разбить вторую группу фигур? (По форме.)

  • Выполните деление на группы по форме самостоятельно. Расскажите своему соседу по парте, как вы действовали.

Работа в парах. Ребята рассуждают:

  • Здесь встречаются фигуры двух форм: круги и квадраты. Первая группа — круги. Смотрю — на рисунке три круга: один большой красный и два маленьких красных. Объединяю их. Вторая группа – это квадраты, смотрю, сколько на рисунке квадратов — два: один большой синий и один маленький красный. Объединяю их.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить своё умение выполнять действия в группировке предметов по свойствам.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • А можете вы самостоятельно выполнить задание? Зачем нужно выполнять самостоятельную работу? (Чтобы проверить себя, научился ты или нет.)

  • Задание 3, стр. 10 под буквой (в) делаете самостоятельно.

Учитель вывешивает образец для самопроверки Д–10:










  • Проверьте себя. Те, у кого по-другому, исправьте свою ошибку — обведите фигуры правильно. Если у вас так же, поставьте.

Дети проверяют и исправляют у себя ошибки.

  • Что можно сказать по результатам выполнения самостоятельной работы? (Учащиеся делают вывод о том, усвоили ли они новый алгоритм или нет.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к нахождению закономерности, к самостоятельному составлению заданий;

2) тренировать способность писать по клеткам, моторику мелких мышц рук.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) Составление задания по рисунку.

  • Молодцы, ребята! Льву понравилось, как вы выполнили его задания. А теперь хотите сами придумать задание зверюшкам?

  • Посмотрите и придумайте задание для рисунка 5, стр. 11. (Возможный вариант: закрасьте бусы по образцу.)

2) Работа в «прописи».

  • Научите зверюшек писать в «прописи», расскажите, как выполняется такое задание.

Дети объясняют закономерность:

  • Сначала пишем две точки — одну в верхнем правом углу клетки, вторую — снизу посередине. Потом пишем наклонную линию из правого верхнего угла клетки до середины нижней границы клетки. Так чередуем до конца строки.

Учитель показывает образец написания на доске.

  • Пропишите узор красиво и аккуратно, чтобы у зверят был образец.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какой была цель сегодняшнего урока? (Построить схему для разбиения животных на группы.)

  • Достигли ли мы поставленную цель? (Да.)

  • Только ли животных можно делить на группы по этой схеме? (Нет, можно делить на группы разные предметы.)

  • Кому удалось выполнить 2 шага учебной деятельности? Докажите.

  • Кому не удалось? Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

  • А кто из ваших товарищей сегодня особенно хорошо работал и нам всем помог?

  • Оцените свою работу на уроке.

    Домашнее задание:

     1) дописать узор в прописи;

    2) №4, стр. 11 (для тех, кому интересно).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики «Группы предметов. Разбиение на группы».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 12.10.2017

Номер свидетельства: 432067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Конспект урока математики. Счет предметов. Понятие «слева», «справа», «короткий», «длинная», «длинный», «кратчайший»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_matematiki_schet_predmetov_poniatie_sleva_sprava_korotkii_dlinnai"
    ["file_id"] => string(6) "587004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1632079463"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "План-конспект урока математики в 1 классе Тема: Число и цифра 7.  Разбиение на группы. Варианты выбора одного предмета."
    ["seo_title"] => string(126) "plan-konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-tiema-chislo-i-tsifra-7-razbiieniie-na-ghruppy-varianty-vybora-odnogho-priedmieta"
    ["file_id"] => string(6) "259169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448653883"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Конспект урока математики в 1 классе "Вспоминаем, повторяем" УМК "Планета знаний" под редакцией Нефёдовой М. Г."
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-vspominaiem-povtoriaiem-umk-planieta-znanii-pod-riedaktsiiei-niefiodovoi-m-g"
    ["file_id"] => string(6) "264182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449668297"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока и презентация по математике "Число 10"  УМК "Школа 2000...""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-matiematikie-chislo-10-umk-shkola-2000"
    ["file_id"] => string(6) "266960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450278333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства