6) знаки для эталона: дерево, домик, другой вид домика для обозначения домашних животных, лев, кошка, лошадь, медведь, заяц;
7) знаки для эталона: цвета — рыжий, серый, коричневый, белый; обозначение большого и маленького предметов;
8) изображение животных: коза, свинья, лиса, ёж;
9) эталон разбиения на группы:
10) разрезанные шаги эталона разбиения на группы (3 набора) и стрелки (6 шт.);
11) образец выполнения задания № 3 (в), стр. 10;
Раздаточный материал:
1) разрезанные шаги эталона разбиения на группы (каждому на парту);
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивация учащихся к учебной деятельности;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Ребята! Вам понравилось на прошлом работать со львом?
Сегодня царь зверей снова пришёл к нам на урок. Он передаёт вам привет от своих подданных:
И шлют вам благодарность птицы
За разрешённую проблему:
Им помогла объединиться
Составленная вами схема!
За что благодарят нас птицы? (Мы объединили их в одну группу по общему свойству.)
Сегодня на уроке мы продолжим работу со схемой объединения в группу. Давайте вспомним, как мы с вами должны работать на уроке. Посмотрите на доску. Что вы видите?
На доске висят картинки с шагами учебной деятельности в обратном порядке Д-1.
Согласны ли вы? (Нет, шаги нужно поменять местами.)
Обоснуйте ответ. (Учащиеся обосновывают свое мнение.)
Я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Итак, начинаем.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления о свойствах предметов, их объединении в группу (обобщении);
2) тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение;
3) зафиксировать в виде схем и символов: эталон свойств предметов, эталон геометрических фигур;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
С чего мы начинаем урок? (С повторения изученного.)
Что мы должны обязательно повторить? (То, что нам пригодиться для «открытия» нового.)
№ 1, стр. 10
Очень понравилось царю зверей, как вы учитесь. Решил и он создать школу. Посмотрите на картинку в учебнике и догадайтесь — для кого? (Для зверят, для животных.)
Значит, какой общий признак у всех, кто нарисован на этой картинке? (Это животные, они будут ходить в школу.)
Есть ли у нас в схеме обозначение этого свойства? (Нет.)
Придумайте для него значок. (Варианты детей.)
Обозначим всех животных знаком «лев», — сделаем приятное царю зверей.
Учитель добавляет новый значок в схему Д–2.
Задумался лев, можно ли этих зверей учить в одной школе. А вы как думаете? (Разные ответы детей.)
А чем отличаются две группы животных на рисунке? (Дикие и домашние животные.)
Если учащиеся дадут верный ответ, то учитель может предложить доказать его с помощью схемы (эталона) обобщения. Если дети не смогут выявить существенное свойство предметов, то организуется подводящий диалог.
Опишите свойства предметов первой группы. (Кошка — животное, маленькая, серая, живет в доме у человека. Лошадь — животное, большое, рыжее, живёт рядом с домом человека и т. д.)
Какой общий признак этой группы? (Все животные, живут в доме или рядом с человеком.)
По ходу ответов детей учитель вставляет в эталон обобщения свойства кошки и лошади.
Как мы можем назвать эту группу? (Домашние животные.)
Аналогично работают со второй группой: название – медведь, это животное, цвет – коричневый, живёт в лесу и т.д.
Какой общий признак этой группы? (Все животные, живут в лесу.)
Итак, что мы с вами повторили? (Свойства предметов, эталон выделения общего свойства.)
Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)
Зачем? (Чтобы мы сами поняли, чего мы еще не знаем.)
На доске изображение животных: коза, лиса, ёж, свинья.
Определите, в какой школе должны учиться эти животные. (Коза и свинья — домашние, учатся в школе с домашними животными. Лиса и ёж — дикие, учатся в лесной школе с дикими животными.)
Льву нужно распределить по школам остальных подданных. Дома он решил воспользоваться нашим эталоном. Но у него ничего не получилось. Почему? (Он не умеет им пользоваться, он не подходит.)
Что помогает нам найти этот эталон? (Общее свойство группы.)
Надо льву искать общее свойство или оно уже задано? (Оно уже задано, надо распределить животных по месту жительства.)
Но ведь оно уже известно — место жительства животных. А что нужно сделать льву? (Разделить на группы, распределить в школы по месту жительства.)
Почему же у льва ничего не получилось? (Этот эталон нам не подходит.)
Надо ему помочь! Попробуйте построить для льва схему, по которой он сможет разбить своих подданных на группы.
Учащимся предлагается будущий алгоритм в разрезанном по шагам виде. Дети составляют у себя на партах свой вариант схемы. У учителя несколько таких наборов в увеличенном виде.
Кто хочет показать свою схему всем?
Ученик выходит к доске и составляет на наборном полотне (магнитной доске и т. п.) свою схему.
У кого получилась другая схема?
К доске ещё выходят желающие, составляют свои варианты схем.
У нас получилось несколько вариантов. Какая же схема правильная? Какую же схему выбрать царю зверей?
Дети не могут обосновать свои схемы.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать схему.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется место и причина затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание было дано? (Построить схему, по которой можно разделить животных на группы.)
Чем это задание отличается от предыдущего? (Раньше мы находили по схеме, что общего в группе предметов. А сейчас нам надо построить схему для разделения предметов в группы по общему свойству.)
Почему у нас возникло затруднение? (Мы с такими заданиями ещё не встречались, не знаем, как его выполнять.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель мы для себя поставим? (Составить схему для распределения предметов в группы по общему свойству.)
Как мы назовем наш урок? (Распределение предметов по группам.)
Что мы с вами повторили в начале урока? (Выделение общего свойства.)
Как нам это может помочь? (Мы можем рассуждать в обратном порядке и постепенно построим эталон.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать создание учащимися алгоритма распределения предметов в группы по общему свойству;
2) зафиксировать это название в вербальной и знаковой форме.
Организация учебного процесса на этапе 5:
По какому общему свойству мы группировали животных? (По тому месту, где они живут.)
Как мы обозначаем это свойство? (Домиком.)
Учитель выставляет на доске:
Найдите у себя обозначение всех общих свойств.
Дети показывают значок, учитель выставляет его рядом с домиком.
Все ли животные живут в одном месте? (Нет, в разных местах: дикие и домашние.)
Каким знаком обозначим домашних животных? (Закрашенным домиком.)
Значит, на сколько групп мы можем их разделить? (На две.)
Выберите у себя значки, которые покажут, что у нас две группы.
Учитель выставляет на доске:
Каких животных мы отнесли к домашним? (Корову и свинью.)
Как мы обозначим предметы? (Мордочками.)
Что у нас получилось? (Получилась схема деления на группы.)
Чтобы показать, что надо выполнять шаги друг за другом, поставим между шагами стрелки.
Итак, какая стояла перед вами задача? (Построить схему для льва, чтобы он мог делить зверей на группы.)
Справились мы со своей задачей? (Да.)
А теперь лев предлагает вам другое задание: научите зверят счёту двойками.
Физкультминутка:
Встаньте лицом друг. Напомните, как мы считаем двойками.
Счёт идёт до 20 под руководством учителя. Он обращает внимание детей на то, чтобы счет был одновременным и дружным.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи действия по новому алгоритму группировки по общему признаку.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Прежде чем отдать льву схему, проверим, подходит ли она к другим группам предметов.
1) № 3, стр. 10.
По какому свойству надо разбить фигуры? (По цвету.)
Какие цвета фигур встречаются? (Красный и синий.)
Значит, сколько будет групп? (Будет две группы фигур.)
Как найти, какие предметы входят в каждую группу?
Отвечает один ученик, остальные показывают своё одобрение или несогласие знаками и исправляют или дополняют его (например, сигнальными карточками или жестами):
Первая группа — красные фигуры. Смотрю, какие фигуры обладают этим свойством. Это 3 круга и 1 маленький квадрат. Объединим их. Вторая группа — синие фигуры. Смотрю, какие фигуры обладают этим свойством. Это большой квадрат. Обводим его.
По какому свойству надо разбить вторую группу фигур? (По форме.)
Выполните деление на группы по форме самостоятельно. Расскажите своему соседу по парте, как вы действовали.
Работа в парах. Ребята рассуждают:
Здесь встречаются фигуры двух форм: круги и квадраты. Первая группа — круги. Смотрю — на рисунке три круга: один большой красный и два маленьких красных. Объединяю их. Вторая группа – это квадраты, смотрю, сколько на рисунке квадратов — два: один большой синий и один маленький красный. Объединяю их.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить своё умение выполнять действия в группировке предметов по свойствам.
Организация учебного процесса на этапе 7:
А можете вы самостоятельно выполнить задание? Зачем нужно выполнять самостоятельную работу? (Чтобы проверить себя, научился ты или нет.)
Задание № 3, стр. 10 под буквой (в) делаете самостоятельно.
Учитель вывешивает образец для самопроверки Д–10:
Проверьте себя. Те, у кого по-другому, исправьте свою ошибку — обведите фигуры правильно. Если у вас так же, поставьте.
Дети проверяют и исправляют у себя ошибки.
Что можно сказать по результатам выполнения самостоятельной работы? (Учащиеся делают вывод о том, усвоили ли они новый алгоритм или нет.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к нахождению закономерности, к самостоятельному составлению заданий;
2) тренировать способность писать по клеткам, моторику мелких мышц рук.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) Составление задания по рисунку.
Молодцы, ребята! Льву понравилось, как вы выполнили его задания. А теперь хотите сами придумать задание зверюшкам?
Посмотрите и придумайте задание для рисунка № 5, стр. 11. (Возможный вариант: закрасьте бусы по образцу.)
2) Работа в «прописи».
Научите зверюшек писать в «прописи», расскажите, как выполняется такое задание.
Дети объясняют закономерность:
Сначала пишем две точки — одну в верхнем правом углу клетки, вторую — снизу посередине. Потом пишем наклонную линию из правого верхнего угла клетки до середины нижней границы клетки. Так чередуем до конца строки.
Учитель показывает образец написания на доске.
Пропишите узор красиво и аккуратно, чтобы у зверят был образец.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какой была цель сегодняшнего урока? (Построить схему для разбиения животных на группы.)
Достигли ли мы поставленную цель? (Да.)
Только ли животных можно делить на группы по этой схеме? (Нет, можно делить на группы разные предметы.)
Кому удалось выполнить 2 шага учебной деятельности? Докажите.
Кому не удалось? Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
А кто из ваших товарищей сегодня особенно хорошо работал и нам всем помог?