kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Дециметр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать умение измерять и записывать длины отрезков в дециметрах, умение переходить от величин, выраженных в дециметрах, к величинам, выраженных в сантиметрах, и наоборот; умение сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженных в дециметрах и сантиметрах;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Дециметр"»

Тема: «Дециметр».

Основные цели:

1) сформировать умение измерять и записывать длины отрезков в дециметрах, умение переходить от величин, выраженных в дециметрах, к величинам, выраженных в сантиметрах, и наоборот; умение сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженных в дециметрах и сантиметрах;

2) актуализировать умение решать уравнения на сложение и вычитание.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) изображение Кенги и Крошки Ру:






2) эталон измерения отрезка с помощью линейки:

Измерение отрезка с помощью линейки:

1. Прикладываю линейку к отрезку.

2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.

3. Определяю число, соответствующее концу отрезка.

4. Записываю результат измерения.









3) изображение Винни-Пуха:






4) две полоски бумаги изображающие длину 50см и 1см;

5) опорный сигнал:

1 дм = 1 см




6) образец для самопроверки работы в парах (этап 6):









7) эталон для проверки самостоятельной работы (этап 7):










Раздаточный материал:

1) эталон «Величина. Длинна» из урока 1, часть 3, М-1;

2) полоски бумаги длиной 50см и 1см на каждого учащегося;

3) материал для работы групп: цветная полоска бумаги, ножницы, линейки;

4) эталоны к уроку 27, часть 3, М-1;

5) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: длина.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением Кенги и Крошки Ру (Д-1).

  • К вам на урок пришли наши старые знакомые – кенгуру Кенга и Крошка Ру. Они преодолели большое расстояние, по пути им приходилось прыгать в длину через ручейки и овраги. Вспомните, что такое длина? (Длина – это величина.)

  • Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Изучению длины.)

Учитель фиксирует тему урока на доске: Длина.

  • Верно, а Кенга и Крошка Ру нам помогут. Как вы будете работать? (На уроке мы должны выполнить два шага – понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть способ.)

  • С чего начнёте работу? (М сначала должны повторить, что знаем.)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

1) актуализировать представление о длине отрезка, записи результата измерения в сантиметрах;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представлений о величине, длине, единицах измерения длины.

  • Вы сказали, что длина – это величина. Что же такое величина? (Величина – это свойство предмета, которое можно измерить.)

  • Какое свойство предметов заключается в длине? (Длина характеризует протяженность предмета.)

  • Какие единицы измерения длины вы знаете? (Сажень, фут, сантиметр.)

  • Как можно проверить, правильно ли вы рассуждаете. Что вам поможет? (Эталон длины.)

  • Откройте эталон к уроку 1.

Учащиеся обращаются к эталону Р-1.

  • Какой вывод вы можем сделать? (Мы рассуждали правильно.)

2) Измерение длины отрезка. Запись результата измерения в сантиметрах.

  • Теперь я предлагаю вспомнить, как измерить отрезок. На что вы можете опираться? (На эталон измерения отрезка.)

Учитель фиксирует на доске эталон Д-2.

  • Проговорите шаги алгоритма измерения отрезка.

Учащиеся по цепочке проговаривают шаги алгоритма.

  • Кенга – взрослый кенгуру, а Крошку Ру – маленький, поэтому и шаги у них получаются разные. Начертите в тетради отрезок АБ длиной 12 клеток. Это шаг Кенги.

  • Измерьте длину этого отрезка в сантиметрах. Чему она равна? (6 см)

Учащиеся работают в рабочих тетрадях:





  • Чему равен шаг Крошки Ру. Начертите отрезок ВГ длиной 6 клеток. Измерьте его и запишите результат измерения в сантиметрах.

Учащиеся продолжают работать в рабочих тетрадях:







  • Вы можете сравнить полученные отрезки? (Да, величины измерены одинаковой меркой – в сантиметрах.)

  • Сравните шаги героев. (Шаг Кенги на 3см длиннее шага Крошки Ру.)

  • Как вы узнали? Каким правилом нужно было воспользоваться? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо из большего вычесть меньшее.)

3) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы вспомнили, что называют длиной и величиной, единицы измерения отрезка, как измеряют отрезок.)

  • Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором есть что-то новое.)

  • Зачем я предложу это задание? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)

Учитель вывешивает на доску изображение Винни-Пуха (Д-3) рядом с изображением Кенги. Между героями – полоска бумаги длиной 50см, ниже мерка длиной 1 см (Д-4).






У каждого учащегося аналогичные полоски бумаги Р-2.

  • Кенга отправилась в гости к Винни-Пуху. На пути ей встретился мост через ручей. Чтобы помочь Кенге преодолеть препятствие, надо измерить длину моста с помощью мерки 1см. Она лежит у вас на парте.

  • Что нового в этом задании? (Пока еще не знаем, надо попробовать его выполнить.)

  • Измерьте длину моста предложенной меркой.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, учитель заведомо ограничивает их во времени для того, чтобы каждый учащийся не смог получить правильный ответ.

  • У кого нет ответа?

Учащиеся поднимаю руки.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли измерить длину отрезка заданной меркой.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были измерить длину отрезка меркой 1см.)

  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Способом измерения отрезка с помощью мерки.)

  • Способ есть, в чем тогда затруднение? (Неудобная мерка.)

  • Почему возникло затруднение? (Нет удобной мерки.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть новую мерку.)

  • Какой она должна быть по сравнению с имеющейся? (Она должна быть больше.)

  • Уточните тему урока? (Новую единицу измерения.)

Учитель уточняет тему урока: Длина. Новая единица измерения.

  • Вы уже сказали, что удобнее измерять более крупной меркой. Значит, что можно сделать с мерками в 1см? (Сгруппировать.)

  • По сколько удобнее? (Удобнее по 10.)

  • Сможете вы это сделать сами? (Да.)

  • Значит, какой будет первый шаг? (Изготовить марку, группируя 10 раз по 1 см.)

  • Какой следующий шаг? (Измерить новой меркой данный отрезок.)

  • Какой будет следующий шаг? (Посмотрим что получиться, если все удастся, то оформим новую мерку.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в группах.

Группы получают необходимый материал Р-3. Каждая группа реализует план.

  • Какой вывод вы сделали? (Новая мерка уместилась в отрезке 5 раз.)

  • Другие группы получили такой же результат?

В случае возникновения других ответов, проводиться анализ работы группы. Вносятся коррективы.

  • Что вы можете сказать о новой единице измерения? (Она состоит из 10см.)

  • В математике эту единицу измерения называют «дециметром». Кратко записывают 1дм.

Учитель уточняет тему урока: Длина. Дециметр.

  • Составим опорный сигнал.

На доске появляется опорный сигнал Д-5.

  • Что вы можете сказать о единицах измерения длины в сравнении с единицами счета? (Единица одинаково соотносятся.)

  • Как можно зарисовать 5дм с помощью графических моделей? (В виде 5 треугольников.)

  • Как проверить свои выводы.

Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)

  • Удалось вам справиться с затруднением? (Да.)

  • Что позволяет вам новая единица измерения? (Быстро измерять длинные отрезки.)

  • Какой наш следующий шаг на уроке? (Закрепить новую единицу измерения.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) 1 (1 столбик), стр. 52.

  • Найдите 1 на стр. 52.

  • С чего вы начнете закрепление? (Мы будем тренироваться в переводе единиц измерения – из дм в см.)

  • Выполним первый столбик.

Учитель заранее выносит первый столбик на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

2) 2 (1 столбик), стр. 52.

Работа проводиться аналогично, как и с предыдущим заданием.

3) 4 (1 столбик), стр. 52.

Работа проводиться аналогично, как и с предыдущим заданием.

4) 5 (1 строка), стр. 52.

Работа проводиться аналогично, как и с предыдущим заданием.

5) №№ 1, 2, 4 (2-е столбики), 5 (2 строка), стр. 49

        • Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)

        • Выполните в №№ 1, 2, 4 вторые столбики, а в 5 2 строку в парах.

Проверка проводиться по образцу Д-6.

  • Кто допустил ошибку? В чем она? (Допустили ошибки в вычислениях, ...)

  • Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

  • Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем в парах сравнивать и выполнять действия с круглыми числами.)

  • Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения переводить единицы измерения длины, сравнивать и выполнять действия с именованными числами.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Закончите выполнять №№ 1, 2, 4 на стр. 52.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

  • Проверим.

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-7. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

  • Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях.)

  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы поняли, как сравнивать и выполнять действия с десятками.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

организовать тренинг умения решать составной задачи на нахождение части.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • При выполнении, каких заданий мы можем встретиться с дециметром? (При решении задач.)

6, стр. 52

  • Прочитайте задачу.

Учитель заранее выносит схему на доску. Анализ условия выполняется фронтально. Один учащийся заполняет схему на доске, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках.









В случае возникновения затруднений, учитель может организовать подводящий диалог.

  • Что вы можете сказать о единицах измерения, которые используются в задаче? (В задаче используются как см, так и дм.)

  • Что же делать? (Нужно перевести либо в см или в дм.)

  • Запишите решение задачи в выбранной вами единице измерения.

Учащиеся самостоятельно записывают решение задачи:















  • Какое решение вы записали?

Один из учащихся рассказывает свое решение.

Фронтально проверяются два решения: и в дм и в см.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: новая единица измерения - дециметр;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою работу.)

  • Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить новую мерку измерения длины.)

  • Достигли ли цели? Докажите.

  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

  • Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?

  • Какие же трудности у вас еще встречаются?

  • Где можно над ними поработать?

  • Кенга для вас подготовила домашнее задание.

Домашнее задание:

 № 3 стр. 52;

пропись на стр. 53







8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока математики "Дециметр"

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 10.04.2018

Номер свидетельства: 465732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока математики. тема: "квадратный метр и квадратный дециметр" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-matiematiki-tiema-kvadratnyi-mietr-i-kvadratnyi-dietsimietr"
    ["file_id"] => string(6) "107348"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403229318"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Табличное сложение""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokamatiematikiv1klassienatiemutablichnoieslozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457646861"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока математики по теме "Дециметр" с использованием заданий с образовательной платформы "Учи.ру""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_matematiki_po_teme_detsimetr_s_ispolzovaniem_zadanii_s_obrazovate"
    ["file_id"] => string(6) "555448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1596823534"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока математики по теме "Метр" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-mietr"
    ["file_id"] => string(6) "109600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404810986"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока математики "Дециметр" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-matiematiki-dietsimietr"
    ["file_id"] => string(6) "198807"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428472006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства