Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Число семь и цифра 7"»
Тема:«Число и цифра 7».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок и о его составе, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 7, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока (мелом на доске):
Без терпенья нет ученья!
2) изображение Белоснежки:
3) задание № 2 для этапа 2:
4) числовой отрезок в пределах 6;
5) эталон сложения и вычитания с помощью числового отрезка (см. урок 27, часть 1, М-1);
6) задание для пробного действия:
4 + 3 =
7) графическая модель числа 6:
8) изображение цифры 7:
8) карточки с составом числа 7:
10) образец для самопроверки № 1, стр. 2:
Раздаточный материал:
1) карточки с заданием № 1 для этапа 2:
2) образец для самопроверки задания № 1 на этапе 2:
3) числовые отрезки в пределах 6 для папок – файлов;
4) 7 двусторонних прямоугольников (на каждую пару);
5) эталоны к уроку 2, части 2, М-1, из пособия «Построй свою математику»;
6) образец для самопроверки самостоятельной работы:
№ 2 (1), стр. 2
7) картинки с изображением Гномика:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока (Д–1):
Без терпенья нет ученья!
Прочитайте слова, написанные на доске.
Почему в учении требуется много терпенья? (Бывает трудно самому «открывать» новые знания.)
Какие еще качества нужны в учении? (Усердие, трудолюбие, …)
Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества. А поможет в этом ваша гостья.
Учитель открывает на доске изображение Белоснежки (Д-2).
Итак, пожелайте друг другу удачи и в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 6 и цифрами;
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 6;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализировать умение соотносить количества предметов с графической моделью чисел 1 – 6 и цифрами.
Учитель раздает каждому учащемуся карточку с заданием № 1 для этапа 2 (Р-1):
Белоснежка пришла не одна, а с друзьями. Назовите их. (Собачки, кошечка, …)
Какое задание вы сейчас должны выполнить? (Сосчитать количество животных, найти нужную графическую запись и записать это число в виде цифры.)
Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание № 1 на карточках Р-1. Проверка организуется по образцу Р-2.
Кто допустил ошибку?
В чем она?
Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в счете, повторить обозначение чисел с помощью графических моделей и цифр.)
2) Актуализация вычислительного навыка в пределах 6.
Белоснежка в свободное время любит заниматься математикой. Особенно любит решать примеры. Давайте посмотрим, а сможете ли вы их решить.
Учитель открывает на доске задание 2 (Д-2) и числовой отрезок 1-6 (Д-4). У каждого учащегося в папке – файле числовой отрезок в пределах 6 (Р-3).
Что поможет выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания с помощью числового отрезка.)
Учитель фиксирует на доске эталон действий на числовом отрезке Д-5.
Решите данные примеры.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления с помощью числового отрезка.
3) Задание для пробного действия.
Что вы повторили? (Графические модели чисел и обозначение их цифрой, сложение и вычитание с помощью числового отрезка, сложение и вычитание в пределах 6.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Я вижу, что вам это интересно.
Белоснежка может уже решать и такие примеры.
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-6:
4 + 3 =
Необходимо решить этот пример с помощью числового отрезка.
Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем, нужно сначала решить этот пример.)
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках Р-3.
Итак, у кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли решить пример с помощью числового отрезка.)
У кого есть ответ?
Учащиеся называют ответы. Если учащиеся называют не правильной ответ, учитель проводит анализ действий учащихся, указывая на ошибку.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли решить этот пример с помощью числового отрезка правильно.)
Кто получил число 7, обоснуйте свой ответ.
Учащиеся в замешательстве.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать правильность результата.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание выполняли? (Мы должны были решить пример с помощью числового отрезка.)
Каким способом вы пытались воспользоваться? (Правилом сложения с помощью числового отрезка.)
В чем затруднение? (Не хватает числового отрезка.)
Почему же возникло затруднение? (Мы не изучали число 7, у нас нет эталона.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель поставите перед собой на уроке? (Изучить число 7.)
Итак, тема урока: «Число и цифра 7».
Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 7? (Мы сначала определим место числа 7 на числовом отрезке, договоримся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 7, а потом откроем состав числа 7.)
Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 7 на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Обозначение места числа 7 на числовом отрезке.
Определим место числа 7 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)
Продлите числовой отрезок.
Учитель на доске продлевает числовой отрезок до числа 7.
Расскажите, что вы знаете о числе 7. (Дети называют число, за которым 7 стоит при счете.)
2) Согласование графической модели числа 7.
Итак, какой следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 7 с помощью точек.)
Что нам поможет? (Графическая модель числа 6.)
Учитель открывает на доске графическую модель числа 6 (Д-7).
Как получить графическую модель числа 7? (Добавить одну точку.)
Учитель достраивает графическую модель числа 7.
Выполнили второй шаг? (Да.)
3) Согласование записи цифры 7.
Какой третий шаг должны сделать? (Научиться писать цифру 7.)
Откройте учебники на странице 3. Определите последовательность написания цифры 7.
Учитель вывешивает на доску изображение цифры 7 (Д-8).
Расскажите, как писать эту цифру.
Учащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 7, учитель показывает последовательность действий на изображении Д-8. Таким образом, эталон числа 7 может выглядеть так:
Выполнили третий шаг? (Да.)
4) Работа над составом числа 8.
Какой еще шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 7.)
Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
Положите перед собой 7 двусторонних прямоугольников.
Учащиеся выкладывают перед собой прямоугольники Р-4.
Постройте из этих прямоугольников модель отрезка.
Учащиеся выстраивают модель отрезка из прямоугольников так, чтобы все прямоугольники лежали на столе одного цвета.
Определите варианты получения числа 7 и запишите их на планшетки.
Учащиеся в парах определяют состав числа 7.
Итак, какие варианты вы получили?
Учащиеся называют пары чисел, учитель фиксирует на доске с помощью карточек Д-9.
Как проверить себя? (Нужно посмотреть в эталоне.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-5.
Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что теперь вы можете делать? (Решать примеры в пределах 7, записывать число 7, …)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 7.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 7 и состав числа 7.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Местонахождение числа 7 в числовом ряду.
Что вы узнали сегодня о числе 7? (Число 7 стоит на 7 месте в числовом ряду, число 7 на письме обозначается цифрой 7 и т. д.)
2) Написание цифры 7.
Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 7? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)
Теперь давайте потренируемся писать цифру 7 на бумаге. Найдите пропись на странице 3 в учебнике.
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.
Подчеркните самую красивую цифру.
3) Работа над составом числа 7.
Проговорите еще раз состав числа 7.
Учащиеся с места проговаривают состав числа 7.
№ 1 (1), стр. 2
Найдите № 1 на странице 2. Выполните первый столбик.
Один ученик с места комментирует выполнение задания.
4) Работа в парах.
№ 1 (2, 3), стр. 2
Закончите выполнять это задание в парах.
Учащиеся в парах выполняют второй и третий столбики. Проверка организуется по образцу Д-10.
Кто из вас допустил ошибки?
В чем ваша ошибка?
Исправьте ошибки.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о составе числа 7.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Почему же к вам в гости пришла Белоснежка? (Она живет у семи гномиков.)
Я предлагаю вам проверить свои знания о числе 7.
№ 2 (1), стр. 2
Найдите № 2. Решите первый пример с помощью числового отрезка.
На работу отводится 2 - 3 минуты. Проверка организуется по подробному образцу Р-6.
Сравните свою запись с образцом.
Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
У кого верно выполнены все задания?
Дети поднимают руки.
Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение сравнивать группы предметов по количеству.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 3, стр. 2
Найдите № 2 на странице 2.
Учитель заранее выносит задание на доску.
Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)
Прокомментируйте выполнение сравнения первой пары чисел.
Один из учащихся комментирует с места:
Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 7 фигур, во втором 3. Первый мешочек больше второго, т. к. 7 больше 3. Поставим знак «больше».
Далее учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание, комментируя свои действия.
Можно предложить учащимся выполнить это задание в парах. Проверку, в этом случае, необходимо организовать по заранее подготовленному образцу.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7.)
Нам удалось достичь цель? (Да.)
Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
Кто к нам приходил в гости? (Белоснежка.)
Учитель раздает учащимся картинки с изображением Гномика Р-7.
Оцените свою работу. Посмотрите на картинку. Что вы заметили? (У Гномика нет рта.)
Давайте его дорисуем. Если вам удалось сделать «открытие» и не осталось на конец урока вопросов, то нарисуйте улыбку. Если вам удалось сделать «открытие», но остались на конец урока вопросы, то сделайте Гномика серьезным. Если вам не удалось сделать «открытие» и остались на конец урока вопросов, то сделайте Гномика грустным.