Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики 4 класс по теме "Транспортир. Измерение углов"»
Конспект урока математики 4 класс
Транспортир. Измерение углов
Педагог: Никитчук Татьяна Николаевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создание условий для учебно- исследовательской деятельности учащихся по овладению ими способом измерения углов с помощью транспортира.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности ( орг момент)
« Пусть математика сложна,
Ее до края не познать,
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать.»
Девиз урока:
«С малой удачи начинается большой успех»
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека и дарит хорошее настроение. И пусть этот урок принесёт вам радость от новых открытий, от общения друг с другом и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
-Что вы ждёте от этого урока?
Актуализация знаний
Отгадай ребус
- Что такое угол?
- Какие углы мы знаем? (строим кластер)
- чему равна сумма смежных углов?
- Где в своей жизни человек встречается с понятием угол
2. Вычисли :
2/5 прямого угла (36)
Если угол содержит 1490, то чему равен смежный угол? (31)
Угол, 2/3 которого равны 30 (45)
Вычисли 1/2 развернутого угла (90)
-Посмотрите на слайд, что измеряют этими приборами? (весы, часы, линейка)
-Что осталось без измерительного прибора?
-А может нам и не нужен измерительный прибор?
3. Проблемная ситуация
- как измерить величину угла с помощью «1 градуса»?
Чтобы измерить угол в градусах, надо узнать, сколько раз в нём содержится 1градус. Для этого мерку в один градус надо последовательно отложить от одной из сторон угла. От какой значения не имеет.
Вывод: измерять углы в градусах непосредственно откладыванием неудобно. Значит, нужен прибор для измерения величины угла.
4. Выход на тему и цель урока
Показываю ТРАНСПОРТИР.
- Мы знаем, что транспортир – это инструмент для измерения величины угла или только догадываемся?
- Сформулируем цель урока. ( Научиться измерять углы с помощью транспортира.)
- Какова тема нашего урока? (Транспортир. Измерение углов.)
5. История возникновения транспортира
Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Единицы измерения сохранились в истории науки благодаря известнейшему учёному Клавдию Птолемею. Кто изобрел транспортир, никто н знает.
- Вот посмотрите, как выглядел один из первых транспортиров.
- Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (они отличаются формой, размером, материалом из которого изготовлены, цветом).
- Но в чем они все сходны? Транспортир – это специальный чертёжный прибор для измерения углов.
6. Исследовательская деятельность учащихся. Работа в парах. Время 3 минуты
-Изучите устройство транспортира (учебник стр. 17, абзац 1 и 2), ответьте на вопросы, допишите предложения:
Сколько шкал у транспортира?_________________
Какова цена деления внешней шкалы?_______________
Какова цена деления внутренней шкалы?__________________________
Какие еще деления есть на шкалах?
Внешняя шкала начинается___, а внутренняя -
И внешняя, и внутренняя шкалы оканчиваются делением с меткой_
На транспортире есть еще одна очень важная точка. Найдите ее. Она называется
7. Проверка. Зачитайте свое исследование.
8. Физминутка
Стоп, урок! Стоп, дела! Отдыхать пришла пора!
Игра «Истина- ложь» истина – хлопаем, ложь – топаем
1.Острым называют угол, который больше прямого. (Нет)
2. Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого? (да)
3. Единица измерения углов: килограмм? (нет)
4. Тупой угол меньше прямого угла. (нет)
5. Угол - фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. (да)
6. биссектриса - это луч, который выходит из вершины угла и делит его пополам. (да)
7. два угла можно сравнить с помощью наложения (да)
Значит делаем вывод, что существует правила измерения улов., т. е. алгоритм (последовательность действий)
10. Составление алгоритм измерения величины угла
(учебник стр.17-18, абзац 3 и 4)
1.Совместите вершину угла с ________.
2. Расположите транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через 3. Найти штрих на шкале, через который _____
4. Проверь, соответствует ли полученная мера _________
Действуя по алгоритму, еще раз измерь угол Д
1400 получили? МОЛОДЦЫ
- Какой вывод можно сделать?
11. Первичное закрепление.
Стр. 20 №8 на работу 3 минуты
Стр. 20 №9
12. Итог
-Пригодятся ли эти знания нам в жизни? (делать ремонт, на уроках изо, трудах, на физкультуре…)
- Что вы считаете нужным запомнить?
12. Оцените свою работу на листочках самооценки.
Рефлексия
Возьмите конверт, выберите углы соответствующей величины, переверните и получите слово (Лотос, лилия, лютик)
Подарите гостям букет из слов – цветов в честь весны.
- что значит выражение (Будешь искать пятый угол! — Угроза создать кому либо невыносимые условия, сильно наказать, избить … Словарь народной фразеологии
А на следующих уроках мы узнаем, что транспортир применяют не только для измерения, но и для построения углов.
По выбору:
Творческое задание:
Построить геометрический рисунок и измерить величину всех углов.