3. Закрепить умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) Познакомить с произведением К.И. Чуковского «Тараканище»;
2) Обучать умению определять тему и жанр прослушанного произведения;
3) Развить литературные способности:
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- характеризовать персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам,
- работа со строками из текста.
4) Планировать работу по составлению модели книги.
Метапредметные:
Личностные:
1) формирование у учащихся позитивного отношения к действительности;
2) совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
3) проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
· определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· контролировать правильность собственных ответов и ответов товарища;
Познавательные:
· умение работать с текстом, извлекать информацию из текста,
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм разработки модели книги( под руководством учителя);
Коммуникативные:
· слушать и понимать речь других;
· договариваться и приходить к общему решению в работе в парах.
Оборудование: Портрет К.И. Чуковского, аудиозапись сказки «Тараканище» в исполнении автора, книги К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др., распечатанные строки из произведения «Тараканище».
Ход урока:
1. Орг. момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Посадить детей.)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все готовы слушать?
2. Словарная разминка.
- Сегодняшний урок мы начнем со словарной разминки.
- Открываем учебник на стр. 26.
- Прочитайте слова, используя жужжащее чтение.
3. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните, кто наши герои - помощники на уроках чтения? (Фюсь и Каркузябра).
- Фюсь и Каркузябра сочинили стихи:
(На доске) Фюсь закончил быстро строчку
И в конце поставил точку.
Мишка выдумал игру –
Взял в подружки кенгуру.
- Прочитай слова, которые стоят в этих стихотворениях в конце строчек.
- Как звучат эти слова?
- Как мы называем слова, которые звучат похоже? (рифма)
- Кто попробует сам назвать правило?
РИФМОЙ называется созвучие слов (сходство звучания) в конце строчек стихотворения.
(Слайд 2)
4. Определение темы и цели урока. Фиксация затруднений в деятельности.
- Определите тему нашего урока. (Осваиваем рифмы).
- Вы узнали книги, которые стоят на выставке? Назовите их правильно.
(Слайд 3)
- Эти произведения вам знакомы или нет?
- Молодцы! Как много вы, оказывается, знаете! А кто автор всех этих книг? А какие книги К.Чуковского вы знаете ещё? (На доске появляется портрет К.И. Чуковского)
- Как вы думаете, с каким произведением К.И. Чуковского мы сегодня познакомимся? («Тараканище»)
5. Постановка учебной задачи.
- Чем же будем сегодня на уроке заниматься, чему учиться? (Мы будем работать с произведением К. Чуковского, осваивать рифму в этом произведении и читать, соблюдая паузы).
(Слайд 4)
6. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Знакомство с биографией автора.
- Давайте посмотрим на портрет К.И. Чуковского. Он был высокого роста, с большим любопытным носом, непослушной чёлкой и смеющимися светлыми глазами.
- Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 г. в Петербурге. Настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Пытливый юноша много читал, изучал языки, ведя трудовую жизнь.
- Детским поэтом и сказочником Корней Иванович стал случайно. Маленький сын К.И. Чуковского заболел, когда отец вез его домой в ночном поезде, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика стал рассказывать:
(Слайд 5)
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил-
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…
- Мальчик затих и стал внимательно слушать. Утром он попросил рассказать ему ту же сказку. Так появилось его первое произведение.
- А знаменитая сказка «Мойдодыр» началась с того, что маленькая дочка писателя не хотела умываться.
- И сегодня мы познакомимся с отрывком из одного известного всем произведения К.И. Чуковского. На доске иллюстрация к произведению.
(Слайд 6)
- Но для начала давайте немного отдохнем.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
2) Первичное знакомство с произведением К. Чуковского «Тараканище».
- Послушаем авторское чтение произведения «Тараканище».
- Сядем поудобнее. Приготовимся слушать.
(Слушаем аудиокнигу К.Чуковского «Тараканище» в исполнении автора.)
3) Беседа по выявлению первичного восприятия.
- Понравилось ли вам произведение?
-Что мы сейчас слушали? Назовите жанр этого произведения.
- Почему вы решили, что это сказка. Докажите друг другу, работая в парах.
- Вам было грустно, смешно или страшно?
- Каким вам показался Тараканище?
- Как вы думаете, почему именно «Тараканище» называется сказка, а не «Таракан» или «Тараканчик»?
- Назовите животных, о которых говорится в стихотворении. (Медведи, кот, комарики, раки, волки, львы, зайчики, жаба).
3) Чтение учащимися сказки «цепочкой» - по одному предложению. Соблюдение пауз.
7. Первичное закрепление.
- А теперь давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок? (Осваиваем рифмы)
- Давайте найдём в этом стихотворении рифму.
- Что кажется вам особенно необыкновенным в этом произведении? (Что в сказке тоже может быть рифма).
- А сейчас мы проверим, какие рифмы вы запомнили. Я читаю строки из стихотворения, а вы продолжаете рифму:
(Слайды 6, 7, 8)
1.Звери задрожали, В обморок …………….
Волки от испуга Скушали друг …………..
2.Бедный крокодил Жабу …………………
А слониха, вся дрожа, Так и села на …………..
3.Только раки-забияки Не боятся бою-………..
Хоть и пятятся назад, Но усами ……………… И кричат великану усатому:
4."Не кричи и не рычи, Мы и сами …..
Можем мы и сами Шевелить ………..!" И назад еще дальше попятились.
5.И сказал Гиппопотам Крокодилам и ………..:
"Кто злодея не боится И с чудовищем ………………, Я тому богатырю Двух лягушек ……………… И еловую шишку пожалую!"
6."Не боимся мы его, Великана …………..: Мы зубами, Мы клыками, Мы копытами ………!"
7.И веселою гурьбой Звери кинулися в ……...
Но, увидев усача (Ай-ай-ай!), Звери дали …………….
(Ай-ай-ай!).
8.По лесам, по полям разбежалися: Тараканьих усов ……………...
И вскричал Гиппопотам: "Что за стыд, что за ………..! Эй, быки и носороги, Выходите из ……………….: И врага на рога поднимите-ка!"
9.Но быки и носороги Отвечают из ………….: "Мы врага бы На рога бы, Только шкура дорога, И рога нынче тоже не дешевы".
И сидят и дрожат под кусточками, За болотными прячутся …………….
10.Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны …………………. Только и слышно, как зубы стучат, Только и видно, как уши …………….. А лихие обезьяны Подхватили ……………….. И скорее со всех ног Наутек.
11.И акула увильнула, Только хвостиком …………... А за нею каракатица Так и пятится, так и …………...
12.Вот и стал таракан победителем, И лесов и полей ………………. Покорилися звери усатому (Чтоб ему провалиться, проклятому!). А он между ними похаживает, Золоченое брюхо ………………..: "Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!"
8. Вторичное чтение сказки. Задание к проектной деятельности