«Корней Иванович Чуковский —
ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ МОЕГО ДЕТСТВА»
(сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению в 4 классе)
Тема. Первая встреча с героями Чуковского.
Цель урока. Дать первые представления о многообразии творческой деятельности К. И. Чуковского. Подвести к ответу на вопросы: как К. И. Чуковский писал стихи? Почему его произведения радуют детей многих поколений? Почему, этому человеку удалось так много сделать, узнать, воспитать в себе «разборчивый вкус»?
Предварительное домашнее задание к уроку.
- Прочитать все сказки К. И. Чуковского и повесть «Серебряный герб».
- Узнать, какие книги перевел и пересказал К. И, Чуковский, и прочитать их.
- Собрать материал о писателе (статьи, фотографии из газет и журналов, иллюстрации, издания книг),
- Сочинить буриме (рифмы танец — ранец; зоосад — рад, зверей — сторожей, грызут — зовут, никогда — сюда), стихотворные стилизации на тему «Доктор Айболит».
- Отгадать кроссворд «Знаешь ли ты произведения Чуковского?», составленный учителем или учениками.
- Инсценировать отрывки из сказки Чуковского «Доктор Айболит».
Информация для учителя. Давая задания по составлению кроссворда, можно использовать работу одного из учеников.
Кроссворд по сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит» (Приложение 1)
I. По вертикали:
1. Страна, куда поехал лечить детей доктор Айболит (Африка).
2. Город, в котором жил доктор Айболит (Пиндемонте).
4. Имя разбойника (Бармалей).
5. Имя сестры доктора Айболита (Варвара).
7. Птица, которая принесла доктору Айболиту известие из Африки (Ласточка).
9. Имя попугая, который жил у доктора (Карудо).
11.Имя обезьянки, которая жила у доктора (Чичи).
II. По горизонтали:
3. Имя моряка, который дал доктору Айболиту свой корабль (Робинзон).
6. Имя совы доктора Айболита (Думба).
8. Имя мальчика, которого пираты заперли в пещере (Пента).
10. Имя собаки, которая разыскала рыбака, похищенного пиратами (Авва).
12. Животное, которое почти невозможно застать врасплох (Тяни - толкай).
В классе заранее формируются команды во главе с капитанами, выбираются жюри и счетная группа.
У доски выставка книг писателя, его портреты. Звучит музыка. Команды занимают свои места.
Учитель. Жил-был на свете добрый, веселый, трудолюбивый человек. Звали его Корней Иванович Чуковский. Он подарил людям много радостных встреч с героями своих книг. -
Но что это за шум? Вы слышите, ребята? Кажется, сюда кто-то идет.
Входят «артисты» в костюмах героев Чуковского.
Инсценировка отрывка из «Доктора Айболита»
Рассказчик. Корабль доктора Айболита потерпел крушение, и доктор и его звери едва сумели спастись. Но они добрались до Африки, хотя и очень устали, промокли, остались без крова.
Доктор Айболит. Нам некогда, думать об отдыхе! Скорее вперед! Нужно спасти обезьян! Бедные обезьяны больны, и они ждут не дождутся, чтобы я вылечил их.
Сова Бумба. Тише, тише! Кто-то идет!
Рассказчик. Из лесу вышел какой-то лохматый старик с длинной седой бородой.
Старик. Что вы делаете? И кто вы такие?
Доктор Айболит. Я доктор Айболит. Я приехал в Африку, чтобы вылечить больных обезьян.
Старик. Ха-ха-ха! «Вылечить больных обезьян»! А знаете ли вы, куда попали?
Доктор Айболит. Не знаю. Куда?
Старт. К разбойнику Бармалею!
Доктор Айболит. К Бармалею! Бармалей — самый злой человек на всем свете! Но мы лучше умрем, чем сдадимся разбойнику! Бежим скорее туда— к нашим больным обезьянам... Они плачут, они ждут, и мы должны вылечить их.
Старик. Нет! Ха-ха-ха! Вы отсюда никуда не убежите! Бармалей убивает каждого, кто попадает в плен.
Доктор Айболит. Бежим! Мы можем спастись! Мы спасемся!
Рассказчик. Тут появился размахивающий саблей Бармалей.
Бармалей. Эй вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора с его глупыми зверями и посадите их в тюрьму, за решетку. Завтра я разделаюсь с ними!
Рассказчик. Подбежали злые слуги, схватили доктора, Крокодила, сову Бумбу, собаку Авву, обезьяну Чичи, утку Кику и отвели их в темницу.
Старик. А теперь я вас запру, а ключ сдам Бармалею.
Бармалей. Я ухожу и ключ уношу с собой.
Чичи. Бедные мы, бедные. Из этой тюрьмы вам не уйти никогда. Больше мы не увидим ни солнца, ни цветов, ни деревьев.
Рассказчик. Свинка захрюкала, собака взвыла, Крокодил заплакал такими большими слезами, что на полу образовалась лужа.
Доктор Айболит. Друзья мои, нам нельзя унывать! Мы должны вырваться из этой тюрьмы — ведь нас ждут больные обезьяны! Перестаньте плакать! Давайте подумаем, как спастись.
Крокодил. Милый доктор, спастись нам нельзя. Мы погибли. Двери нашей тюрьмы сделаны из железа. Разве мы можем разбить эти двери? Завтра утром к: нам придет Бармалей и убьет нас всех до одного!
Доктор Айболит. А мы все же спасемся. Карудо, лети ко мне! (Шепчет что-то Карудо на ухо)
Карудо. Хорошо.
Рассказчик. Карудо протиснулся между решетками, выбрался на улицу и полетел к Бармалею. Бармалей крепко спал и громко храпел. Попугай подкрался к нему и вытащил из-под подушки ключ. Ключ был тяжелый, но Карудо крепко держал его в клюве.
Доктор Айболит. Молодец, Карудо. Вот мы и спасены. Бежим скорее, пока Бармалей не проснулся.
Рассказчик. Доктор схватил ключ, открыл дверь и выбежал на улицу. А за ним — все его звери.
Все. Свобода, свобода!
Доктор Айболит. Спасибо тебе, храбрый Карудо! Ты спас нас от смерти. Если бы не ты, мы бы пропали. А вместе с нами погибли бы и бедные больные обезьяны.
Карудо. Это ты научил меня, что нужно сделать, чтобы выбраться из тюрьмы.
Доктор Айболит. Скорее, скорее к больным обезьянам!
Рассказчик. Все убежали в чащу леса.
Актеры уходят.
Учитель. Кай хорошо, что Айболит и его друзья выбрались из темницы! А это кто? Кажется, новые гости пожаловали!
«Вползает» тараканище, он «усами шевелит».
Художественное чтение сказки «Тараканище» (читают два мальчика).
Учитель. Не успели мы, ребята, заговорить о Корнее Ивановиче, как герои его тут же, как в сказке, пришли к нам. Спасибо им за это.
Наша счётная комиссия может объявить первые балы за инсценировки, а мы продолжим состязание.
Задание I. Из какого произведения Чуковского взяты эти строки?
Задание II. Кому принадлежат эти слова? Кто так поступил?
Задание Ш. Вспомните стихи Чуковского, продолжите прочитанные учителем отрывки.
? Кто же лучше знает и понимает сказки Чуковского?
Жюри подсчитывает баллы.
Корней Иванович рассказал, что, когда он работал над сказкой, двустишия, подобные тем, что в левой колонке таблицы, его просто одолели. Он сочинил их до сотни. И почувствовал к ним «омерзение».
? Почему же это плохие строки? Подумайте, перечитайте их тихонько. Чувствуете ли вы, что действительно что-то не так?
Во-первых, однообразно, во-вторых, надоедает...
Четыре дня мучился писатель, чтобы найти что-то новое. И его охватывало отчаяние, а строчки все росли, и вот уже кобра пожаловалась на свои «заболевшие ребра». И только на пятый день поисков вдруг возникли те две пары замечательных строк, которые у нас в правой половине таблицы. Что же в них замечательного?
В этих строчках больше глаголов, в них больше зримых картин. Но самое главное, как считал Чуковский, сначала были просто жалобы на болезни, а теперь «в каждом из них есть обидчик и есть обиженный. Жертва зла, которой необходимо помочь»[1].
? Кто в этих стихах обидчик? Кто страдает от этого обидчика? Кто помогает обиженным?
Когда писатель сочинил эти строчки, он почувствовал, что сумел выразить главное: обиженному помоги!
Назовите другие сказки писателя, где он говорит об этом же.
Затем учитель предлагает кратко пересказать содержание «Мухи - Цокотухи». Сопоставляя свой пересказ с авторским, дети делают маленькие открытия: «...паук, злой и жестокий, хотел поработить беззащитную муху и непременно погубил бы ее, если бы не герой комар, который; защитил беззащитную»[2]
Кстати, эту сказку Чуковский очень любил и говорил, что это «наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное» его произведение.
? Вы убедились в том, что даже детская сказочка, читая которую хочется прыгать и смеяться, содержит умную мысль, напоминает человеку о чем-то важном?
Обсуждая «Тараканище», убеждаемся, как ненавидел Чуковский всех, кто подчиняет, «давит» слабых. Они пользуются трусостью и апатией, равнодушием к самим себе, которые свойственны их жертвам.
Сказки Чуковского учат жить смело, весело, никого и ничего не бояться, помогать другим.
На этом этапе можно использовать выступления капитанов команд с обзором книг, принесенных на урок (указываются годы изданий, место изданий, содержание, художники).