Конспект урока "Какие слова пишутся с большой буквы"
Конспект урока "Какие слова пишутся с большой буквы"
Тип урока: Открытие новых знаний. На всех этапах урока дети были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Считаю, что поставленная мною цель, создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от нарицательных - достигнута.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Какие слова пишутся с большой буквы"»
Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цель:
- расширить представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет);
- учить анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать самостоятельность
Планируемые результаты: обучающиеся получат представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы (названиях городов, улиц, рек, планет); научатся анализировать, делать выводы, правильно записывать имена собственные; получат возможность для развития речи и ведения коммуникативной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; выполнять самопроверку, адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Тип урока: открытие новых знаний (урок проводился в первой четверти)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно.
2. Чистописание. Начинаем урок русского языка. А начнём мы его необычно. С загадок. Но прежде запишем число, классную работу. –Отгадать загадки, записать слова в тетрадь.(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей.)
(Слайд №1)
Окраской- сероватая, Повадкой- вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто она? (Ворона.)
(Слайд №2)
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь).
(Слайд №3)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода- кора. (Заяц).
(Слайд №4)
(показ слайдов с животными)
-Подчеркнуть опасные места. Это словарные слова. Их нельзя проверить, нужно запомнить.
-На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы).
-Главное отличие птиц? (Тело птиц покрыто перьями).
-Зимой птицы нередко голодают. Как мы можем помочь им пережить трудное время?( Надо сделать кормушки и подкармливать их.)
-А теперь попытаемся образовать от данных слов фамилии и запишем их. (Воробьёв, Воронов, Медведев.)
3.Сообщение темы и цели урока.
-С какой буквы мы записали эти слова? Почему? А как вы думаете, о каких буквах мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, тема нашего урока «Заглавная буква».
(на доске «Заглавная буква»).
4. Самоопределение к деятельности.
-Значит, с какой буквы пишутся фамилии? (Табличка «Фамилия»).
-Запишите теперь своё имя и имя соседа по парте через запятую. С какой буквы вы записали имена? Значит, имена тоже пишутся с большой буквы. (Табличка «Имя»).
Когда мы обращаемся к взрослому человеку, учителю, что мы добавляем к имени — отчество.
(табличка «Отчество»). Вывод:
Скажите , как называется наша страна? (Россия)
Назовите столицу нашей Родины, город в котором мы живем? (Москва)
Какая река протекает в нашем городе? (Москва)
Названия каких рек вы еще знаете?
Какие слова мы должны писать с большой буквы? (Названия городов, сёл, деревень, улиц, стран, рек, гор). (Табличка «Географические названия»).
5.Физминутка.
6. Работа по теме урока.
7.Работа по учебнику.
-Отройте все учебники на странице 86. Упражнение 130. Прочитать астрономическую считалку. Названия каких планет здесь перечисляются? А кто знает, какую из перечисленных планет самая маленькая ? (Плутон, потому что она в 500 раз меньше Земли. Она- планета- карлик). Записать названия планет. С какой буквы мы должны их писать? (Табличка «Небесные тела»).
Какие слова вы записали с большой буквы? С какой буквы пишут начало предложений? (Табличка «Начало предложения»).
9. Работа в парах.
Задание выполняете по очереди
- Выберите нужную букву. Напишите правильно. Почему одно и тоже слово пишется по-разному.
У Вани собака (Ш,ш)арик.
Над лугом летал (Ш,ш)арик.
-Какой вывод можно сделать? ( Клички животных пишутся с большой буквы)
- Восстановите текст
Были у ...ени собака ...арик да кошка ...урка. Шарик с ...еней в лес ходил. А ..урка в лес не ходила, дома сидела, мышей ловила. А как сойдуться ...арик с ...уркой, так и подеруться.
Итак, глядя на нашу получившуюся схему, кто сформулирует правило -Когда же пишется заглавная буква.
10. Закрепление.
Чтение стихотворения Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки вначале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя реки, имя улицы, города. Буква большая совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!
Тест
А сейчас положите перед собой карточки с заданием по вариантам. Если слово пишем с заглавной буквы, ставим «+», если нет – «- ».
1 вариант
1.
ирина
2.
котёнок
3.
воробей
4.
россия
5.
москва
6.
страна
7.
дядя
8.
иванович
2 вариант
1.
нина
2.
река
3.
жучка
4.
мальчик
5.
петрович
6.
город
7.
нева
8.
александр
Поменялись листочками, проверяем (слайд для самопроверки).
Кто выполнил тест без ошибок? Молодцы! С 1 ошибкой? С 2 ошибками? Кто допустил больше двух ошибок?
11.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. (Самооценка с помощью «светофора»).
12. Итог урока.
Чему вы научились сегодня на уроке? Какие слова пишутся с большой буквы?
13. Домашнее задание. Упр. 130. (Распределить слова на группы).