Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
- Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
- Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные: - Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)- организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
- Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
- Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Канакина В.П.,Горецкий В.Г., М.: ВАКО, 2012. Рабочая тетрадь «Русский язык», 2 кл./ Канакина В.П., М.: Просвещение, 2012г, электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 кл./ Канакина В.П.,Горецкий В.Г., М.: ВАКО, 2012.
Необходимое оборудование и материалы для урока: Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке преодолеть все трудности.
2. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка. Минутка чистописания.
Б.рёза, ш.шки, ч.йник, м.ря, щ.ка.
-Какие буквы нужно поставить вместо точек?
- Составьте предложение с любым словом.
-Спишите слова в алфавитном порядке.
3. Сообщение цели и темы урока.
(На доске записана группа слов) :
Бельское, Уфа, Юрактау, Агидель, Барсик, Зорька.
-Посмотрите на слова, что у них общего?
-Почему эти слова написаны с большой буквы?
-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Назовите тему урока.
-Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?
- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?
(Научиться писать большую букву в именах собственных).
4. Работа по теме «Заглавная буква в именах собственных».
1) Работа по электронному приложению к учебнику.
2) Коллективная работа.
-Прочитайте предложения.
Дядя коля купил вите мяч. витя и миша стали играть в футбол. витя забил гол.
-Что мы должны знать, чтобы правильно выполнить задание?
-Какие слова напишите с большой буквы?
- Почему?
-Спишите текст, исправив ошибки.
Проверка: слайд.
3) Работа в парах. Упр.132.
- Чем необычна эта запись?
- Расшифруйте предложения: 1-й ряд – первое предложение, 2-й ряд - второе предложение.
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Какие слова вы записали с большой буквы?
Проверка: слайд.
5. Физминутка для глаз. (Слайд) Дети под музыку следят за движением объектов.
4. Закрепление изученного.
1) Работа в группах.
-Мы сейчас будем работать в группах.
1 группа вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем посёлке, вставив, где нужно собственные имена существительные.
2 группа вам нужно исправить ошибки в тексте.
1 группа.
Моё село.
Мы живём в _________________районе. ______________ - моё село.
Оно очень красивое. Наш село расположено меж двух гор _______________ и ____________. Рядом с посёлком течёт река ________________. Мы любим свой родной край.
2 группа.
«Я жыву в селе бельское. Наше село очень красивое. Он расположено меж гор юрактау и куштау. Рядом течёт река агидель. я люблю свой край.
Проверка: слайд.
2) Работа в печатных тетрадях.
- Определите, какое слово в каждой группе лишнее. О лишнее? Подчеркните это слово. Запишите (без лишних слова) в алфавитном порядке.
3) Игра «Придумай фамилию».
- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий? (Петров, Васильев)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, столяра? (Кузнецов, Столяров)
в) Какую фамилию могли дать с большой бородой? (Бородин)
г) Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, берёза, заяц, волк?
- С какой буквы надо писать фамилии людей?
(Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.)
4) Работа по карточке.
Тема: «Заглавная буква в именах собственных»
Впиши слова.
Моё имя ________________________________________________
Моя фамилия ______________________________________________
Я знаю реки: _______________________________________________
Я знаю города: _____________________________________________
Я знаю горы: _______________________________________________
Я выписываю журналы:________________________________________
Кошке подходят клички: ____________________________________
Собаке подходят клички: ____________________________________
- Подведение итогов урока. Слайд
- Наш урок подходит к концу.
- Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я
- узнал, открыл для себя…
- научился, смог…
- могу похвалить себя и своих одноклассников за …
- Домашнее задание: записать имена друзей в алфавитном порядке.