Литературное чтение 1класс
Тема урока. Делу время – потехе час. Звук [ц] – всегда твердый согласный звук.
Педагогическая цель урока: создать условия для формирования представления учащихся о твердом согласном звуке [ц], букве Цц; развивать речевые умения и логическое мышление; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты (предметные).
Выделять звук [ц] из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой.
Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.
Называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц).
Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам.
Личностные результаты. Проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные: общеучебные – анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Соотносить все изученные буквы со звуками; логические – классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия). Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог ; оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
Тип урока. Комбинированный
Оборудование: учебник, наборы сюжетных и предметных картинок, дополнит. источники информации
Ход урока
Мобилизующая часть урока.
Громко прозвенел звонок
Давайте настроимся все на урок.
Улыбнемся друг другу и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
Психологический настрой .
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, ведь сегодня День почитания Святого Николая Чудотворца – один из самых светлых, добрых и волшебных праздников в году. Николай Чудотворец покровительствует всем детям. Малыши же просто обожают этот праздник и всегда ждут с нетерпением, ведь Святой Николай всегда приносит сладости тем, кто хорошо себя вел. А вредным и непослушным детям, вместо сладостей он дарит сушеные веточки розги, напоминая о том, какое наказание их может ждать за плохое поведение. - Ребята, у вас на столах у каждого лежат по 2 картинки, солнышко – означает, что у вас хорошее настроение, а тучка – что вы пришли на урок с плохим настроением. Пожалуйста, выберите картинку и покажите, какое у вас сейчас настроение.
Итак, за работу. Слайд 1
- На уроках наши глазки внимательно смотрят(и все видят).
-На уроках наши ушки внимательно слушают ( и все слышат).
- На уроках наша головка хорошо думает (и все запоминает).
III. .Мотивация к учебной деятельности.
-Какой у нас сейчас урок? (урок чтения)
-Чем мы занимаемся на уроках чтения? (учимся читать, знакомимся с новыми буквами и звуками).
-Зачем вам это нужно? (узнать много нового, научиться читать слова с новыми звуками).
Актуализация знаний.
Посмотрите, на доске группы букв: Я, Е, Е, Ю, А
(обозначают два звука, А лишняя).
-Какая буква лишняя и почему?
-Что мы можем сказать про эту группу букв? Й, Ч, Щ .( Звуки всегда мягкие).
- Что скажете об этой букве? Ь
-Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы: Ж, Ш.
(всегда твердые).
IV. Постановка темы и цели урока.
1.– Отгадайте загадку. Слайд 2
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и от туда
Живое выбежало чудо.
Явился в белой шубке
Прощайте, две скорлупки.
-Правильно, это цыпленок.
2. Фонетическая зарядка.
– Как подзывают цыплят? (Цып – цып…)
-Изобразите цыпленка, сидящего в яйце.
- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку , потом правое крылышко, затем левое.
- Посмотрел цыпленок вокруг и удивился: (изображают удивление) цо-цо-цо ?
- Но, тут подул легкий ветерок, а затем сильный ветер. ( дети показывают).
- Цыпленок испугался (показывают испуг) . ца-ца-ца
-А курица успокоила его. Цыц-цыц-цыц.
- Ветер стал стихать и совсем прекратился.
-Цыпленок упокоился и улыбнулся. Ци- ци –ци.
Чтобы цыпленок не замерз погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.
3. –Кто догадался, с каким звуком будем сегодня работать?
-Сформулируйте тему урока. Слайд 3
- Чему мы должны научиться на уроке?
V. Работа по теме урока.
1.Знакомство со звуком [ц].
- Что вы видите на картинке? Слайд 4
-Какой новый звук слышите? ( Звук [ц].) Какой он гласный или согласный ?
-Звонкий или глухой? Приложите ладони к горлу. Горло дрожит ? ( нет ). Значит это глухой звук и он всегда твердый.
-Составьте звуковую схему слова цветок. ( дети выкладывают на парте .)
- Проверим.
*
2. Чтение слогов, рифмование. Слайд 5
Цы – цы – цы – вот поспели ……….
Ца – ца – ца – захотелось …………..
Ец – ец – ец – мы сорвали ………….
Цу – цу – цу – дети рады …………..
Рцы – рцы – рцы – мы полили ……...
Вы, ребята, …………………………..
VI. Физминутка
Работа по учебнику. Развитие речи.
1-Кто из вас был в цирке? Что вам там понравилось? Слайд
-А сейчас я вам расскажу, когда появился первый цирк.
Рассказ учителя о цирке
200 лет назад, англичанин Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и стал выступать на лошади. Люди стали приходить на его представления. Им очень нравилось. А Филипп Астлей стал брать с них плату. Вскоре он привлек других исполнителей: наездников, дрессированных зверей, акробатов и клоунов. Они выступали все вместе. И стали называться цирком.
Словарная работа слайд
Что изображено на стр. 50 учебника?(Арена цирка)
*Цирковые артисты пригласили вас , чтобы познакомить с буквой которая живет в цирке . ( Составляют звуковую схему слова цирк )
2.Кого видите на арене?
Чем занят медведь?
Кто выполняет трюки с огненным кольцом?
Что делают собачки? Что на голове у дрессировщика ? ( цилиндр)
Чем заняты клоуны? Прочитайте тексты о цирке, стр 50
- Ребята, а почему, когда лошадь скачет, то цокает копытами?
(Она цокает, потому что у неё подковы.)
- Кто делает подковы? (Подковы делает кузнец.)
-Посмотрите на предметную картинку.(стр.51 «Азбука» В.А.Горецкий)
- Кто на ней изображен? (Кузнец)
-Кого называют кузнецом? (Мастер занимающийся обработкой металлов, мастер ручной ковки. ) Слайд 6
-Чем занимается кузнец? (Куёт подкову)
-Как называется место его работы? (Кузница) ( чтение слов с.51)
4. Чтение стихотворения . С. Маршака (шепотом , цепочкой, по ролям ).
Закрепление изученного материала.
1. - Ребята, кузнецы приготовили для вас задание. Возьмите в руки листочки, они лежат у вас на парте. Соедините 2 части между собой так, чтобы получились слова.
концы цирк цыган ранцы циркач цыпочки
певцы цифра пловцы циркуль цыпленок огурцы цилиндр ножницы цистерна
2. Работа с пословицей с. 50
. Рефлексия.
- С каким звуком познакомились? Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, глухой)
- Что особенно запомнилось на уроке? - Какие задания было интересно выполнять?
- Какие задания было интересно выполнять?
-Какие задачи мы ставили на уроке? (Обращение учащихся к словам –помощникам на доске.)
- Кто может сказать
Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я запомнил …
Я научился …
Я удивился …