kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения А.П.Чехов "Каштанка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: А.П.Чехов « Каштанка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

2.Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.

3. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

4.  Развивать речь учащихся.

5.Создать условия для воспитания уважительного  отношения к одноклассникам, умения слушать других детей и учителя.

Оборудование:

1. Учебник «Литературное чтение» 4 класс

2.Тетрадь на печатной основе №2.

3. Карточка с заданием.

4. Записи на доске.

5. Портрет А.П.Чехова.

6. Проекционная аппаратура.

Ход урока.

I.  Организация класса.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли в порядке на парте.

- Тихо садитесь.

II.   Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина «Листопад».

(дети читают стихотворение, соотнося содержание со своим  рисунком - иллюстрацией к произведению)

III. Подготовка детей к восприятию текста.

- Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?

- ( дети читают отрывок про себя со слайда).

- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок?

-(Рассказ «Белолобый»)

-Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.

- ( дети читают отрывок про себя).

- Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?

- ( Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)

- Скажите, а кто является автором этих рассказов?

(А.П.Чехов).

- Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.

- А начнём мы наш урок с загадки.

- Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку в слух).

- Кто это?(Собака)

- Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

Картинка каштанки.

Ознакомление с новым произведением.

1.Речевая разминка.

Цель: развивать эмоциональное чтение.

- Посмотрите на доску.

СОБАКА

- Давайте прочитаем это слово с разной интонацией (-удивления - радости- обращения - вопроса)

- (дети читают)

2. Словарная работа.

Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.

- Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.

- Давайте прочитаем эти слова.

(Конножелезка, фрунт).

- Как вы думаете, что они обозначают?

- (Ответы детей)

- Прочитаем правильное толкование этих слов.

На доске запись:

вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)

вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.

- Физминутка.

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой издалека (ходьба на месте)

Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)

3.    Первичное ознакомление с текстом.

Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.

-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).

4.    Проверка первичного восприятия.

Цель: проверить первичное впечатление от текста.

- С каким настроением вы слушали отрывок?

(С переживанием за Каштанку)

- Почему?

( Так как Каштанка была беззащитная)

- О чём задумались, слушая?

( Как помочь Каштанке найти своего хозяина)

5.     Повторное чтение текста. Чтение цепочкой.

Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.

- Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.

( чтение детей)

а) Работа с текстом 1 и 2 части.

- Что случилось с Каштанкой?

(Каштанка потерялась)

- Какая была погода в тот вечер?

( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)

- Найдите и прочитайте в тексте.

( чтение детьми).

- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?

(«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу»)

- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?

(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)

- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.

( чтение детьми)

- Из - за чего Каштанка потерялась?

- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).

- Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.

- Почему? Как об этом пишет автор?

( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)

- Что усиливало несчастье собаки?

(Холод и голод)

- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.

( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).

- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).

- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?

( чтение детей)

- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.

( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).

-Как незнакомец общался с ней при встрече?

(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)

- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?

- Как она себя вела?

- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?

(Сытно накормил, положил спать)

- Что делала собака после обеда?

(Решала вопрос, где лучше)

- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.

(чтение отрывка)

- Молодцы!

б) Работа с карточкой. Работа в парах.

- У вас на парте лежит карточка с заданием.

- Прочитайте внимательно задание про себя.

- Прочитайте задание вслух.

-Перечитайте описание Каштанки и впишите пропущенные слова.

Карточка.

___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___

_____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________

______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?

6.     Домашнее задание.

- Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить какое задание будет вам по силам.

- Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать  весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.

- Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.

7.     Итог. Выставление оценок.

Пояснительная записка к конспекту  урока

В 2009-2010 учебном году я работала в 5-ом классе по учебнику-хрестоматии « Шаг за горизонт» авторов Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой.   В нём выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово-тематическому принципу. В соответсвии с программой они изучаются текстуально или обзорно.

Творчество А. П. Чехова в учебнике представлено рассказом « Каштанка».  Это произведение открывает раздел № 5  « Мы не можем без них или они без нас?.»  и рекомендовано для текстуального изучения, на которое отводится 2 учебных часа.

На предыдущем уроке ребята узнали название нового раздела, знакомились с термином « писатель-анималист», вспоминали имена Пришвина, Бианки, Сладкова, Скребицкого и др., узнали некоторые сведения о рассказе из статьи в учебнике: « Рассказ был написан не случайно. Известно, что Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов, конечно,  слышал множество рассказов  о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными  он написал свой знаменитый рассказ  « Каштанка». [  2 , с.175]

Учитель дополнил прочитанное информацией об истории появления рассказа:

свет увидел произведение в журнале « Новое время»  под названием «В учёном обществе» 25 декабря 1887 года, а отдельным изданием под названием « Каштанка» в 1992 году. Основа рассказа – история рыжей собаки Дурова. В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика. Учитель же обратил внимание ребят на заключительные слова статьи, принадлежащие капитану Григорьеву (он и Жак Паганель беседует со сквозным персонажем учебника пятиклассником Олегом): «… в этом рассказе Чехову удалось сделать « литературное открытие»- очень правдоподобно рассказать о « переживаниях» собаки, показать её внутренний мир, передать «собачьи мысли». Современники Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных». [ 2 , с. 176]

Учащиеся получили задание: прочитать рассказ самостоятельно, предложить  другое название рассказа; двое ребят (по желанию) готовят связные рассказы о жизни Каштанки на старом и новом месте обитания по плану: а) сведения о хозяине; б) место и условия обитания в доме; в) еда; г) занятия; д) обращение с ней хозяина.

Работу на уроке по изучению рассказа считаю целесообразным организовать в группах, сопровождать её презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения А.П.Чехов "Каштанка"»

Тема урока: А.П.Чехов « Каштанка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

2.Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.

3. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

4.  Развивать речь учащихся.

5.Создать условия для воспитания уважительного  отношения к одноклассникам, умения слушать других детей и учителя.

Оборудование:

1. Учебник «Литературное чтение» 4 класс

2.Тетрадь на печатной основе №2.

3. Карточка с заданием.

4. Записи на доске.

5. Портрет А.П.Чехова.

6. Проекционная аппаратура.

Ход урока.



I.  Организация класса.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли в порядке на парте.

- Тихо садитесь.

II.   Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина «Листопад».

(дети читают стихотворение, соотнося содержание со своим  рисунком - иллюстрацией к произведению)

III. Подготовка детей к восприятию текста.

- Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?

- ( дети читают отрывок про себя со слайда).

- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок?

-(Рассказ «Белолобый»)

-Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.

- ( дети читают отрывок про себя).

- Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?

- ( Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)

- Скажите, а кто является автором этих рассказов?

(А.П.Чехов).

- Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.

- А начнём мы наш урок с загадки.

- Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку в слух).

- Кто это?(Собака)

- Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

Картинка каштанки.

Ознакомление с новым произведением.

1.Речевая разминка.

Цель: развивать эмоциональное чтение.

- Посмотрите на доску.

СОБАКА

- Давайте прочитаем это слово с разной интонацией (-удивления - радости- обращения - вопроса)

- (дети читают)

2. Словарная работа.

Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.

- Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.

- Давайте прочитаем эти слова.

(Конножелезка, фрунт).

- Как вы думаете, что они обозначают?

- (Ответы детей)

- Прочитаем правильное толкование этих слов.

На доске запись:

вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)

вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.

- Физминутка.

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой издалека (ходьба на месте)

Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)

3.    Первичное ознакомление с текстом.

Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.

-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).

4.    Проверка первичного восприятия.

Цель: проверить первичное впечатление от текста.

- С каким настроением вы слушали отрывок?

(С переживанием за Каштанку)

- Почему?

( Так как Каштанка была беззащитная)

- О чём задумались, слушая?

( Как помочь Каштанке найти своего хозяина)

5.     Повторное чтение текста. Чтение цепочкой.

Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.

- Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.

( чтение детей)

а) Работа с текстом 1 и 2 части.

- Что случилось с Каштанкой?

(Каштанка потерялась)

- Какая была погода в тот вечер?

( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)

- Найдите и прочитайте в тексте.

( чтение детьми).

- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?

(«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу»)

- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?

(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)

- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.

( чтение детьми)

- Из - за чего Каштанка потерялась?

- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).

- Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.

- Почему? Как об этом пишет автор?

( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)

- Что усиливало несчастье собаки?

(Холод и голод)

- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.

( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).

- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).

- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?

( чтение детей)

- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.

( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).

-Как незнакомец общался с ней при встрече?

(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)

- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?

- Как она себя вела?

- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?

(Сытно накормил, положил спать)

- Что делала собака после обеда?

(Решала вопрос, где лучше)

- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.

(чтение отрывка)

- Молодцы!

б) Работа с карточкой. Работа в парах.

- У вас на парте лежит карточка с заданием.

- Прочитайте внимательно задание про себя.

- Прочитайте задание вслух.

-Перечитайте описание Каштанки и впишите пропущенные слова.

Карточка.

___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___

_____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________

______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?



6.     Домашнее задание.

- Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить какое задание будет вам по силам.

- Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать  весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.

- Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.

7.     Итог. Выставление оценок.

Пояснительная записка к конспекту урока

В 2009-2010 учебном году я работала в 5-ом классе по учебнику-хрестоматии « Шаг за горизонт» авторов Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой. В нём выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово-тематическому принципу. В соответсвии с программой они изучаются текстуально или обзорно.

Творчество А. П. Чехова в учебнике представлено рассказом « Каштанка». Это произведение открывает раздел № 5 « Мы не можем без них или они без нас?...» и рекомендовано для текстуального изучения, на которое отводится 2 учебных часа.

На предыдущем уроке ребята узнали название нового раздела, знакомились с термином « писатель-анималист», вспоминали имена Пришвина, Бианки, Сладкова, Скребицкого и др., узнали некоторые сведения о рассказе из статьи в учебнике: « Рассказ был написан не случайно. Известно, что Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов, конечно, слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными он написал свой знаменитый рассказ « Каштанка». [ 2 , с.175]

Учитель дополнил прочитанное информацией об истории появления рассказа:

свет увидел произведение в журнале « Новое время» под названием «В учёном обществе» 25 декабря 1887 года, а отдельным изданием под названием « Каштанка» в 1992 году. Основа рассказа – история рыжей собаки Дурова. В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика. Учитель же обратил внимание ребят на заключительные слова статьи, принадлежащие капитану Григорьеву (он и Жак Паганель беседует со сквозным персонажем учебника пятиклассником Олегом): «… в этом рассказе Чехову удалось сделать « литературное открытие»- очень правдоподобно рассказать о « переживаниях» собаки, показать её внутренний мир, передать «собачьи мысли». Современники Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных». [ 2 , с. 176]

Учащиеся получили задание: прочитать рассказ самостоятельно, предложить другое название рассказа; двое ребят (по желанию) готовят связные рассказы о жизни Каштанки на старом и новом месте обитания по плану: а) сведения о хозяине; б) место и условия обитания в доме; в) еда; г) занятия; д) обращение с ней хозяина.

Работу на уроке по изучению рассказа считаю целесообразным организовать в группах, сопровождать её презентацией.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения А.П.Чехов "Каштанка"

Автор: Иванова Наталья Геннадьевна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289685

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства