Тема урока: А.П.Чехов « Каштанка».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
2.Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
3. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
4. Развивать речь учащихся.
5.Создать условия для воспитания уважительного отношения к одноклассникам, умения слушать других детей и учителя.
Оборудование:
1. Учебник «Литературное чтение» 4 класс
2.Тетрадь на печатной основе №2.
3. Карточка с заданием.
4. Записи на доске.
5. Портрет А.П.Чехова.
6. Проекционная аппаратура.
Ход урока.
I. Организация класса.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли в порядке на парте.
- Тихо садитесь.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина «Листопад».
(дети читают стихотворение, соотнося содержание со своим рисунком - иллюстрацией к произведению)
III. Подготовка детей к восприятию текста.
- Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
- ( дети читают отрывок про себя со слайда).
- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок?
-(Рассказ «Белолобый»)
-Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.
- ( дети читают отрывок про себя).
- Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?
- ( Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)
- Скажите, а кто является автором этих рассказов?
(А.П.Чехов).
- Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.
- А начнём мы наш урок с загадки.
- Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку в слух).
- Кто это?(Собака)
- Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
Картинка каштанки.
Ознакомление с новым произведением.
1.Речевая разминка.
Цель: развивать эмоциональное чтение.
- Посмотрите на доску.
СОБАКА
- Давайте прочитаем это слово с разной интонацией (-удивления - радости- обращения - вопроса)
- (дети читают)
2. Словарная работа.
Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.
- Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
- Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт).
- Как вы думаете, что они обозначают?
- (Ответы детей)
- Прочитаем правильное толкование этих слов.
На доске запись:
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
- Физминутка.
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)
3. Первичное ознакомление с текстом.
Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.
-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
4. Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
- С каким настроением вы слушали отрывок?
(С переживанием за Каштанку)
- Почему?
( Так как Каштанка была беззащитная)
- О чём задумались, слушая?
( Как помочь Каштанке найти своего хозяина)
5. Повторное чтение текста. Чтение цепочкой.
Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.
- Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
( чтение детей)
а) Работа с текстом 1 и 2 части.
- Что случилось с Каштанкой?
(Каштанка потерялась)
- Какая была погода в тот вечер?
( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
- Найдите и прочитайте в тексте.
( чтение детьми).
- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
(«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу»)
- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
( чтение детьми)
- Из - за чего Каштанка потерялась?
- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
- Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
- Почему? Как об этом пишет автор?
( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
- Что усиливало несчастье собаки?
(Холод и голод)
- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).
- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
( чтение детей)
- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
-Как незнакомец общался с ней при встрече?
(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
- Как она себя вела?
- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
(Сытно накормил, положил спать)
- Что делала собака после обеда?
(Решала вопрос, где лучше)
- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
(чтение отрывка)
- Молодцы!
б) Работа с карточкой. Работа в парах.
- У вас на парте лежит карточка с заданием.
- Прочитайте внимательно задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
-Перечитайте описание Каштанки и впишите пропущенные слова.
Карточка.
___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___
_____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________
______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?
6. Домашнее задание.
- Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить какое задание будет вам по силам.
- Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.
- Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.
7. Итог. Выставление оценок.
Пояснительная записка к конспекту урока
В 2009-2010 учебном году я работала в 5-ом классе по учебнику-хрестоматии « Шаг за горизонт» авторов Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой. В нём выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово-тематическому принципу. В соответсвии с программой они изучаются текстуально или обзорно.
Творчество А. П. Чехова в учебнике представлено рассказом « Каштанка». Это произведение открывает раздел № 5 « Мы не можем без них или они без нас?.» и рекомендовано для текстуального изучения, на которое отводится 2 учебных часа.
На предыдущем уроке ребята узнали название нового раздела, знакомились с термином « писатель-анималист», вспоминали имена Пришвина, Бианки, Сладкова, Скребицкого и др., узнали некоторые сведения о рассказе из статьи в учебнике: « Рассказ был написан не случайно. Известно, что Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).
Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов, конечно, слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными он написал свой знаменитый рассказ « Каштанка». [ 2 , с.175]
Учитель дополнил прочитанное информацией об истории появления рассказа:
свет увидел произведение в журнале « Новое время» под названием «В учёном обществе» 25 декабря 1887 года, а отдельным изданием под названием « Каштанка» в 1992 году. Основа рассказа – история рыжей собаки Дурова. В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика. Учитель же обратил внимание ребят на заключительные слова статьи, принадлежащие капитану Григорьеву (он и Жак Паганель беседует со сквозным персонажем учебника пятиклассником Олегом): «… в этом рассказе Чехову удалось сделать « литературное открытие»- очень правдоподобно рассказать о « переживаниях» собаки, показать её внутренний мир, передать «собачьи мысли». Современники Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных». [ 2 , с. 176]
Учащиеся получили задание: прочитать рассказ самостоятельно, предложить другое название рассказа; двое ребят (по желанию) готовят связные рассказы о жизни Каштанки на старом и новом месте обитания по плану: а) сведения о хозяине; б) место и условия обитания в доме; в) еда; г) занятия; д) обращение с ней хозяина.
Работу на уроке по изучению рассказа считаю целесообразным организовать в группах, сопровождать её презентацией.