Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Буква Р"»
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известной сказке мы найдём Помощников весёлых.
Мотивация деятельности учащихся
И в сказку, в которую мы сегодня, ребята, попадаем, называется «Золотой ключик»
Наша задача с вами этот ключик получить, чтобы открыть кое-что полезное и интересное, но для этого нам предстоит встретить много сказочных героев и оказать им, помощь.
Путь нам предстоит долгий, поэтому давайте разомнемся.
Мы делили апельсин. (Дети показывают апельсин — пальцы полусогнут
ы, словно в руках мяч.)
Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)
Эта долька - для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька - для бобра. (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)
А для волка... кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)
Звуковой анализ: выделение изученного нового звука;
Молодцы, ребята!
А, вот к нам пожаловала и первая гостья на урок!
-Кто это ребята?
-Мальвина
Ребята, Мальвина очень хорошо знает цифры, а вот в буквах и звуках пока путается. И сегодня, она пришла к нам на урок, чтобы поучиться вместе с нами. А, еще она попросила помочь разгадать загадки. Давайте, ребята ей поможем.
Загадка:
Поперёк крылечка лёг Лохмоногий наш замок. Но и ночью он, и днём Чужаков не пустит в дом.
Кто это ребята?
-Собака
Правильно.
-А, как рычит собака?
-РРРЫЫЫЫЫ ( Сначала хором, затем по одному).
Это громкая машина Без руля и без кабины. В шлеме парень очень смелый, С ней справляется умело. (Мотоцикл)
- А, как едет мотоцикл… (дрр)
Сани возит он в мороз, А в жару — телегу, воз, Любит сено и траву
Ну и как его зовут? (Конь)
А, как кони храпят… (хрр)
Во дворе я - королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
-А, вороны, как кричат… (карр)
Мальвина, предлагает нам с вами посмотреть на картинку, кто на ней изображен?
-Тигр
А на второй картине кто изображен?
-тигренок
-В слове тигр, звук «р» твердый или мягкий?
-Твердый
- А в слове тигренок?
- мягкий
(Учитель вывешивает на доску изображения и просит соединить изображения, начинающиеся на твердый согласный, с изображениями, начинающимися на мягкий согласный.)
У Мальвины появился вопрос : « А, как выглядит печатная буква «Р»?
Ну, мы, то с вами, ребята, знаем (Учитель вывешивает букву на доску)
Знакомство с письменной буквой. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов букв.
А, как выглядит строчная буква р? (Учитель предлагает посмотреть в листы, которые лежат на столе. Учитель, комментирует из каких элементов она состоит)
Теперь с помощью ниток, которые лежат у вас на столе, попробуем ее сконструировать.
( Пробуют)
Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.
Ребята, теперь, попрошу обратить ваше внимание на доску. Вы уже попробовали с помощью ниток сконструировать строчную букву р, также мы узнали из каких элементов она состоит, а сейчас я покажу, как на письме, эти элементы соединить. ( Учитель, на доске, показывает и комментирует написание строчной буквы р )
Сравнение письменной и печатной буквы Р
Ребята, посмотрите внимательно на печатную и строчную букву Р, чем они отличаются?
Мальвина принесла нам две картины, на которых изображены радостные девочки.
Чем отличается первая картинка от второй?
( Предполагаемые ответы: на первой картинке, девочка не так реалистично выглядит, чем на второй)
Вторая картина, выглядит более красивее, нежнее, изящнее, а на второй все прорисовано четко.
Так и с буквами Р ( печатной) и Р ( письменной)
Р- письменная выглядит более красивее, линии у нее тоньше. Рука, так и скользит при ее написание. (Учитель пишет на доске заглавную и строчную букву Р).
Правильно, давайте, сейчас попробуем, также тонко и красиво проскользить кистью руки по строчной букве р.
Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное и по образцу.
Поставьте локоть на парту и попробуйте, не отрывая локтя провести зрительно ручкой по буквам. ( Пробуют)
А теперь, проведите ручкой уже на листке по частям, из которых состоит строчная буква р.
Физкультминутка
Мальвина, что-то устала ребятки. Давайте проведем с ней физкультминутку.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
Продолжаем. Итак, мы научились писать строчную букву р, но одной же ей скучно, давайте прибавим к ней букву а (Учитель показывает на доске соединение буквы р с буквой а с комментарием) . У нас получился слог «Ра», давайте добавим, еще слог «ма». И у нас получилось слово – РАМА. Давайте, попробуем его написать. ( Учитель с комментарием, показывает соединение букв). Теперь, вы самостоятельно попробуйте написать слово рама в своих листках.
Тоже самое учитель делает и проговаривает со слогами «Ру, Ри»
Работа с кассой букв и слогов
Мальвина, принесла нам очень много слов.
Радуга, рама, раковина, рисование, рукопожатие.
Наша задача, определить количество слогов в словах и заселить в нужный домик. ( 2 слога- двухэтажный домик, 3 слога -3-х и т.д.)
Чтение и звукобуквенный анализ
Прочитайте, слово, которое живет на втором этаже.
Кто сделает анализ этого слова?
(вызываются, делают) и т.д.
Молодцы, ребята.
Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
Чем похожа буква Р, на те буквы, которые мы изучали до нее?
( Элементами, красивым написанием и т.д.)
Подведение итогов урока
Кто сегодня приходил к нам в гости? – Мальвина
Помогли мы ей познакомиться с новой буквой? – Да
А она нам? – Да
Что было сложно? – перечисляют
Чему мы научились? – перечисляют
Хорошо сегодня потрудились, молодцы ребята. И Мальвине успели помочь и сами хорошо поработать успели.
Что же, на следующем уроке, мы с вами встретимся с новым героем, а вот с кем, мы узнаем завтра. Урок окончен!