Крнспект урока "Буква как знак". Урок постановки учебной задачи. Закрепить знания детей о мягкости-твёрдости, звонкости-глухости согласных звуков; сформировать представление о букве как значке для обозначения звука; развивать навыки парной работы; развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной задачи, открытие новых знаний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Буква как знак"»
Буква как знак звука
Цели урока:
закрепить знания детей о мягкости-твёрдости, звонкости-глухости согласных звуков;
сформировать представление о букве как значке для обозначения звука; развивать навыки парной работы; развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной задачи, открытие новых знаний
Тип урока: постановка учебной задачи.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Ситуация успеха
“Найти потерявшуюся пару” - Назовите предметы, изображённые на слайде (груша, тюльпан, щука, чайник, розы, ёлка, ослик) - Какое задание можно сформулировать по этому слайду? (соедините модель и слово)
- Проверка
Физминутка “Поймай слово” (по первому звуку)
Мягкий звук – ловим (хлопаем) Твёрдый звук – гоним (топаем) Батон, белка, гвоздь, зебра, чашка, жизнь, лицо, киска, молоко, книга.
(В это время один ученик составляет модель слова “палка” за доской)
3. Ситуация “разрыва”
- Пока мы ловили слова, … записал слово на доске. Отгадайте наше слово.
палка
полка
парта
корка
4. Постановка учебной задачи
- Мой помощник обозначил в схеме каждый звук, но вы так и не сумели прочитать загаданное слово. Почему? (Согласных и гласных звуков много, а мы использовали для них одинаковые значки, поэтому нельзя сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков) - Какие звуки могут стоять на первом месте? (Любой согласный звонкий твёрдый звук) - Какие звуки могут стоять на втором месте? (Любой гласный звук)
5. Решение учебной задачи
- Давайте придумаем для каждого звука свой знак, тогда этот звук не спутаешь с другими – побудем изобретателями. Я предлагаю модели оживить и добавить цвета. Например, [а] - красный [о] - синий [у] – фиолетовый и так далее, пока цветов не станет хватать или пока не запутаемся. Вывод – способ неудобный - Кто может предложить ещё способы обозначения звуков? (Геометрические фигуры, палочки, стрелочки и другие) Каждый способ обрабатывается и выясняется его несостоятельность или неудобство. - Как вы думаете, будут ли понятны другим людям наши значки? Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами, прочитать наши слова, которые мы запишем нашими значками? - Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться, поймут ли их ваши родители? - Значит, надо договориться…
- Давным-давно, когда люди жили в пещерах, вместо одежды носили шкуры с убитых зверей, они не умели ни писать, ни читать.
С течением времени у людей появилась необходимость поддерживать связи с другими племенами, чтобы узнать, в какой реке больше рыбы, в каком лесу больше грибов. Племена жили вдали друг от друга и с помощью устной речи люди не могли передавать свои мысли на большие расстояния. Ведь даже если они жили на разных берегах большой реки, то с помощью голоса не могли общаться друг с другом. Вот тогда-то и возникла у людей необходимость в письменной речи. Они начали рисовать свои письма. Каждый рисунок имел своё значение.
Читать такие письма было очень трудно. Каждый человек мог по-своему нарисовать солнце, гору, лес, то есть изображения, понятные только ему. Иногда человек, получивший такое письмо, не мог правильно прочитать, что в нём написано, понять его смысл, содержание.
Со временем рисунки становились такими сложными, запутанными, что разобраться в них было очень трудно. И вот, чтобы упростить письма, сделать их понятными для всех, они придумали значки, которыми мы пользуемся и сейчас.
- А кто знает, какими значками люди обозначают звуки? Как называются такие значки? Эти значки ……. Буквы.
- Если мы хотим научиться читать и писать по-русски, то мы должны пользоваться общепринятыми значками – буквами. Итак, теперь нам нужно научиться обозначать звуки буквами.
- Теперь я напишу буквами русского языка слово, которое мы с помощником вам загадали.
Полка - о - - -
Палка - а - - -
-Какую запись легче прочитают ваши родители? Почему?
Физминутка “Ветер подул” (кто согласен должны присесть)
Ветер подул на того, кто считает, что звук
[з] - звонкий
[а] - гласный
[р] - мягкий
[о] - согласный
[т] - глухой
[ф] - звонкий
[м’] - мягкий
[й’] - твёрдый
[б’] - мягкий
6. Моделирование задачи.
- Что же нам нужно на следующих уроках изучить, чтобы нас понимали окружающие? В чём состоит наша главная задача? (изучить значки-буквы)
-Какими буквами обозначаются гласные на письме? А какими буквами - согласные?
7. Закрепление. Домашнее задание
- Что вам поможет рассказать дома родителям о том, что узнали сегодня на уроке? (“Букварь” с. 48-49). По “букварю” разобрать, что рассказать дом