Цели - сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах;познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Реки и озёра"»
МБОУ Кокоревская СОШ
Окружающий мир 2 класс
Тема: «Реки и озёра»
Учитель Захарцова И.П.
ПредметныеУУД: 1.Сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах;
2. Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности;
3. Научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать;
4. Научиться находить озера на карте
РегулятивныеУУД: определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя; учиться планировать учебную деятельность на уроке, работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, вступать в беседу на уроке и в жизни.
Ход урока:
Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку пять.
II. Актуализация знаний, постановка цели
- Как превратить воду в пар?
- Какие 3 состояния воды вы знаете?
- Где и как рождаются капли дождя?
- Почему вода стекает вниз?
- Без чего мы не сможем, путешествуя, обойтись?
-Какие материки вы знаете?
-Какие океаны?
- А чтобы узнать, где мы будем путешествовать – отгадайте загадку:
(Слайд 1)Бежит, журчит, волнуется. Все на нее любуются! Никак не остановится, Назад не поворотится(РЕКА)
Глядятся в нём молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в нём молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды-
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?(ОЗЕРО)
-Кто попробует сформулировать тему урока?(СЛАЙД 3)
Итак, мы отправляемся путешествовать по рекам и озёрам.
-Для чего нам это нужно (СЛАЙД 4)
III. Изучение нового материала.
-Что такое река? (СЛАЙД 5)
- Река – это постоянный водоток.
Начинается река с истока. (Слайд 6)Началом реки может быть родник, из которого вытекает маленький ручей. Движение воды в реке образует течение.
У горных рек течение может быть быстрое, бурное, т.к. река стекает по крытым склонам. (Слайд 7)
У равнинных рек течение спокойное. (Слайд 8)
2. Рассказ учителя.
- Представьте себе, что мы с вами плывём по течению реки на корабле. Слева будет у нас левый берег, справа – правый берег. Обратите внимание: в реку, по которой мы плывём, впадают другие речки и ручейки. Они называются притоками. (Слайд 9),
а впереди водоём, в который наша река впадает. Это место называется устьем. (Слайд 10)
Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или в озеро. А если вдруг нам встретится на пути другая, более крупная река, то наша река может стать её притоком.
Почему одни реки полноводны круглый год, а другие пересыхают? Откуда в реке берется вода? . (Слайд 11)
IV Дыхательная физкультминутка( дуем на кораблик, который движется по схеме реки) (Слайд 12)
- На территории России протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является воспетая во многих песнях .Волга. . (Слайд 14)
5. Рассказ учителя.
-Что такое озеро? (Слайд 15)
Озеро – природный водоем со стоячей водой.
«Голубыми глазами» земли называют озера – вкрапления в земную твердь скоплений воды, чаще всего пресной, пригодной для питья. Они всегда желанны на суше.
– У озер, как и у рек, есть берега. Нет у них только левого и правого берега. Почему?
– Во все озера впадают реки и ручьи. Если из озера вытекает река, то оно называется проточным. (Слайд 16)
– Если вода из озера не вытекает, то оно называется бессточным.
Выполнение задания стр.34 № 5,7 тетрадь.
Бассейн – это земная поверхность, с которой по ручьям и рекам собирается вода в озеро.
В жарком климате озерная вода часто бывает соленой, как в море. Её пить нельзя.
– Жаркое солнце превращает воду в пар. Растворенная в воде соль не испаряется и остается в озере.
Проведем опыт.
– В умеренном климате вода в озерах пресная (несоленая), пригодная для питья, орошения засушливых земель и различных промышленных производств.
– В тех районах, где заводские отходы сливаются в реки и озера, водоемы загрязняются, и питьевой воды становится мало.
– Важно, чтобы в водоемы возвращалась чистая вода. Поэтому для её очистки от отходов строят специальные очистные сооружения.
– Самое большое озеро – Каспийское море – разделяет Европу и Азию. Его называют морем. Вода в нем соленая. Но все-таки это – озеро, так как все моря соединены друг с другом и океанами.
– Самое глубокое озеро – Байкал- сточное. (Слайд 17) Оно расположено в Сибири. Наибольшая глубина – 1637 метров. В нем сосредоточена десятая часть всей пресной воды.
Самостоятельная работа (Слайд 18)
VI. Итог урока.
- Ну вот мы и вернулись домой.. Что вам больше всего запомнилось в путешествии?
- Какие реки вы теперь знаете?
VI. Домашнее задание: стр. 104-109 № 9, приготовить сообщения об озере Байкал, о Каспийском море (по желанию), или о реке.