Конспект открытого урока
Тема урока: «Реки Евразии»
7класс.
Дата: 18 мая 2010 года.
Тип урока: традиционный, урок изучения нового материала, с применением информационных технологий.
Форма урока: школьная лекция с элементами беседы.
Учебное время: 40 мин.
Цели: 1) Образовательная: познакомить учащихся с крупнейшими реками материка, продолжить формирование у обучающихся целостного представления о реках как природных объектах, показать их различия и сходные черты.
2) Развивающая: развивать умение самостоятельно определять местоположение крупнейших рек Евразии, составлять описание реки.
3) Воспитательная: воспитывать любовь к природе и своему краю.
Методы: информационно-иллюстративный, частично-поисковый.
Термины и понятия: что такое река, из каких частей состоит река, где может начинаться река, характер течения реки, бассейн реки.
Оборудование: физическая карта Евразии, слайды «Реки Евразии», сообщения-презентации, рабочие тетради, атласы 7кл.
План урока
- Крупнейшие реки Евразии.
- Крупнейшие реки Европы.
- К бассейнам каких океанов относятся реки Евразии. Заполнение схемы.
- Вывод.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Учащимся было дано опережающее домашнее задание: подготовить сообщения с презентациями о крупных реках Евразии.
- Сообщение темы и цели урока. Учитель сообщает тему и цели урока. Ученики записывают тему урока в тетрадь.
- Изучение нового материала.
1Учитель: Евразия богата внутренними водами. По ней протекают многие крупные реки земного шара. Поскольку рельеф и климат разных частей Евразии неодинаковы, то реки по территории материка распределены неравномерно. Стекая с гор и возвышенностей, расположенных внутри материка, реки устремляют свой бег к океанам. Наиболее густая речная сеть по окраинам материка. В то же время обширные внутренние области не имеют стока в Мировой океан. На территории внутреннего стока приходится около 1/3 материка.
2Записать в тетрадь: крупнейшие реки Евразии:
1. Янцзы (6300 км)
2. Хуанхэ (5464 км)
3. Обь (с Иртышом)(5410 км)
4. Амур (с Аргунью) (4444 км)
5. Лена (4400 км)
3Записать в тетрадь: крупнейшие реки Европы:
1. Волга
2. Дунай
3. Урал
4. Днепр
5. Дон
4 Физкультминутка.
Зарядка для глаз.
5 Просмотр слайдов с комментариями учителя:
Слайд №1 «Река Рейн»
Слайд №2 «Река Дунай»
6 Сообщения учащихся с презентациями:
1-й ученик слайд №3 «Река Янцзы»
2-й ученик слайд №4 «Река Хуанхэ»
3-й ученик слайд №5 «Река Обь»
4-й ученик слайд №6 «Река Амур»
5-й ученик слайд №7 «Река Лена»
6-й ученик слайд №8 «Река Волга»
VЗакрепление.
1 Найти все названные реки на физической карте Евразии (работа с атласом)
2 Заполнить схему (схема на доске)
Схема
Бассейны океанов
Тихий океан Атлантический океан Индийский океан Северный Ледовитый океан
VIПодведение итогов.
Проверка схемы.
Вывод: Почти все реки Евразии берут начало в горных областях, в верхнем течении – это горные реки, в среднем и нижнем течении – равнинные. Ещё одна особенность состоит в том, что многие реки протекают через озёра, впадают в озёра, вытекают из озёр. Например, Рейн протекает через Боденское озеро, Иртыш через озеро Зайсан, река Бия через Телецкое озеро, Ангара берёт начало из озера Байкал.
VIIДомашнее задание:
Параграф 63, на контурных картах подписать крупнейшие реки Евразии.
VIIIОценка знаний учащихся.
Всем учащимся по сообщениям поставлены оценки отлично.