kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект  урока по окружающему миру «Зона степей»

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру»


















Конспект открытого урока


по окружающему миру


«Зона степей»















Учитель: Ершова Л.А.







2018


Окружающий мир.


Тема. Зона степей.

Цели: сформировать у учащихся преставление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром, ролью человека в зоне степей; продолжить развивать умение работать с картой, атласом, дополнительной литературой, учебником, гербарием; учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы; воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.


Ход урока.


I Организационный момент.


II Актуализация ранее изученного.

- Какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира? (природные зоны России)

- Что такое природные зоны? (Пространства на Земле с одинаковым климатом, животным и растительным миром)

- Назовите и покажите на карте природные зоны с особенностями которых мы уже познакомились. (На самом севере нашей страны расположена зона снега и льда, арктические пустыни. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. Южнее зоны арктических пустынь в области вечной мерзлоты находится зона тундры. Дальше лесотундра – это промежуток, закрашенный более темным цветом, это плавный переход к другой природной зоне. Южнее зоны тундры зеленым цветом обозначена лесная зона. Большая часть России расположена в зоне лесов. Зона лесов расположена на Восточном – Европейской и Западном – Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В ней три части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса.)

- Что вам было задано на дом?

- Индивидуальная работа по теме «Леса России.»


Карточка.

Исправь географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую территорию зоны занимает широколиственный лес. В лесной зоне широко распространенными животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является домом для растений, животных, грибов.

- А мы послушаем ваши обещания.

- Что ещё можно добавить?


Микроитог. Итак, мы вспомнили природные зоны, которые изучили и закрепили полученные знания.


III Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжаем наше мысленное путешествие на самолете с севера на юг России. Мы познакомимся с особенностями следующей природной зоны, а вот какой вы скажите сами, послушав стихотворение и нарисовав в своем воображении картины, которые описал поэт. (ученик читает стих.)

- Итак, о какой же природной зоне мы будем говорить? (о степи) Слайд.

- Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир, влияние человека на природу степи.

- Какие картины вы нарисовали в своем воображении, слушая это стихотворение? (ответы детей) Слайд.


Проблема. Почему же лес уступил сначала кустарникам, а затем и травам? (ответы детей)

- Итак, мы сейчас посмотрим на сколько вы правы в своих предположениях.

- Изучать данную природную зону мы будем с позиции метеоролога, ботаника, почвоведа, зоолога, эколога. Слайд. Вы заранее выбрали себе профессию и подготовили дополнительный материал, который поможет вам на сегодняшнем уроке.

- Напомните, что будут исследовать метеорологи (изучать климат, погоду), ботаники (растительный мир), почвоведы (особенности почвы), зоологи (животный мир), экологи (влияние человека на природу степей).

- Откуда вы будете добывать информацию? (ответы детей)


IV Работа по теме урока.


1. Географическое положение зоны степей. Микроцель. Итак, уважаемые ученые, давайте сделаем остановку и рассмотрим географическое положение данной природной зоны. Работать будем в парах. Откройте карту природной зоны в атласе или посмотрите на доску. Внимательно рассмотрите и найдите природную зону степь.

- Каким цветом она показана на карте? (желтым)

- А что показано ________ цветом? (лесостепь)

- Что это значит? (плавный переход к другой природной зоне)

- Наш пензенский край находится в лесостепной полосе, т.е. у нас встречаются и леса, и степи.

- Сравните площади зоны лесов и зоны степей. Что скажете? (зона степей намного меньше зоны лесов)

- Покажите, где расположена зона степей. (Зона степей расположена южнее зоны лесов, от западных границ России до Алтая. Восточнее Алтая встречаются лишь отдельные степные острова в окружении гор.)

- А теперь рассмотрите физическую карту России. Где находится зона степей? (Большая часть находится на Восточно – Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири.)


Микроитог. Итак, мы рассмотрели положение зоны степей.


Микроцель. А сейчас будем работать в группах. Каждый будет исследовать степь в том направлении, в зависимости от того, кем по профессии он является на данный момент.


2. Метеорологи.

- Что же вы узнали о климатических условиях? (Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое, засушливое, +22-+25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют сухие ветры – суховеи. Слайд. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. Дожди чаще ливневые, после которых образуются овраги. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевает напоить почву. Она потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20 - -30 градусов, снега мало) Слайд.

- Закрепим полученные сведения. Изобразите условными знаками погоду летнего и зимнего дня в степи. Работаем в группах.


Микроитог. Итак, выяснили климатические условия в степи.

- Теперь вы сможете точно сказать, какова же главная причина безлесья этой природной зоны? (Недостаток влаги.)


3. Ботаники.


Микроцель. А теперь поговорим о растительном мире в степи (слайд) и узнаем, как же растения приспособились к условиям среды обитания.

- Степи – это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав.

- Из кустарников в степи чаще встречается степная вишня и терновник. Слайд. В южных степях совсем нет кустарников. Очень красива степь весной. Земля ещё напитана снеговой влагой. Степь оживает, покрывается разноцветным ковром. Слайд Её украшают белые крокусы, красные маки, ирисы (слайд), тюльпаны, лиловые цветки сон травы (слайд), пионы. В мае, когда становится жарко, растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить засухоустойчивые травы: (слайд) типчак, полынь, (слайд) осока, ковыль.

- Все растения в степи травянистые, им хорошо живется в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспособилось по-разному. Как?

(Растения степи по-разному приспособились к жизни. Одни из них имеют узкие листья, которые испаряют мало влаги, имеют густые длинные корни, они лучше удерживают и собирают влагу. Например (слайд) шалфей, ковыль, типчак. Другие запасают питательные вещества в луковицах и корневищах. Например тюльпаны, ирисы (слайд). Они цветут весной пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Затем их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. У некоторых растений на листьях волоски, на стеблях колючки, шипы или выделят эфирные масла, которые защищают растения от излишнего испарения влаги. Например чабрец, мордовник. (слайд) Вот почему так сильно пахнут степные травы в отличие от лесных.

Закрепление. Крестословица. Слайд.

- Проверим, как вы запомнили растения степи. Отгадать и написать название степных растений (слайд) – С/р. Проверка (на том же Слайде)

- Какое слово получилось по горизонтали (травы.) Молодцы.


Микроитог. Итак, мы исследовали растительный мир и познакомились с тем, как они приспособились к природным условиям жизни в степи.


4. Почвоведы.

- Что выяснили почвоведы? Слайд. (В степи верхний слой почвы покрывает подстилка из отмирающих надземных частей растений. Эта подстилка питает и укрывает многих степных животных, сохраняет драгоценную здесь влагу, оберегая почву от разрушения водой и ветрами. Почвенные бактерии, микроорганизмы, черви, жуки создают из неё перегной. Главное отличие степей от других природных зон – это богатые перегноем черноземные почвы глубиной более метра)

Закрепление. Закрепим полученные сведения.

- Перед вами разрезы почв (картинка) На какой иллюстрации показан разрез почвы степи? Почему? А эти разрезы почв принадлежат каким природным зонам? Почему?

-Что же является природным богатством степей? (черноземные почвы, богатые перегноем почвы, плодородные почвы)


Микроитог. Итак, мы исследовали почву степей.



5. Зоологи.


Микроцель. А сейчас рассмотрим животный мир степи и выясним, как животные приспособились к данной среде обитания. Зоологи приготовили сценку о жизни животных в степи. Сценка

Сценка о жизни животных в степи.


Автор: Жаркий летний день. Далеко, далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль.(слайд) Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу.(слайд) Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка.(слайд) Они не боятся друг друга- тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.

Тушканчик: наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.

Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего его бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?

Тушканчик: я для того быстро и бегаю, чтобы не поймал. Да лучше не рисковать.

Куропатка: А кто еще у нас в степи также быстро бегает?

Тушканчик: Сайгак. (слайд)

Куропатка: Ой! Смотри дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (слайд)

Тушканчик: Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.

Куропатка: Настоящая птица выше летать должна. (слайд) То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка (слайд), или розовый скворец, или степной жаворонок.

Тушканчик: Или орёл.

Куропатка: Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.

Тушканчик: Вон смотри, кузнечик поскакал! (слайд)

Куропатка: Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть сами – насекомые. А кобылки- растениями.

Автор: И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.



- Ребята, о каких степных животных вы узнали из этой сценки? (ответы детей)

- А теперь давайте послушаем, что выяснили зоологи о том, как приспособились животные к среде обитания.

(Например (слайд) сайгаки быстро бегают, это спасает их от волков и позволяет пробегать большие площади в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы, что помогает им прятаться от врагов или незаметно подкрадываться к своей жертве. Норки спасают грызунов от врагов, жары и холода (мыши полевки, суслики, сурки). Птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы). Во время зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку. (суслики, сурки, черепахи, ящерицы) Большинство птиц улетают в теплые края. Постоянно живут в степи мыши-полевки, лисицы, волки, зайцы, манумы, серые куропатки.)

Закрепление.


Микроцель. А сейчас проверим насколько вы были внимательны, слушая сообщения зоологов. Составьте цепи питания. ТПО стр.56 №31 с/р (взаимопроверка).

Микроитог. Изучили животный мир в степи.


6. Экологи.


Микроцель. А теперь экологи расскажут о проблемах степей, связанных с деятельностью людей.


Экологические проблемы степей.


Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – распашка земель. (слайд) Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.

Другая причина – это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву.

Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.

Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.


Журавль красавка Слайд

Красавка – это самый маленький журавль. Его вес 3 килограмма, рост – 70 сантиметров. Но по красоте и изяществу ему нет равных. Гнёзда устраивают на открытых местах, чтобы был обзор. . Питаются ягодами, семенами и насекомыми. Журавли птицы «разговорчивые» и криками часто выдают себя. Удивительное явление – журавлиные танцы. Красавки любят танцевать группой. Они становятся в круг, сначала одни пляшут, а потом меняются в круг выходят другие.

В настоящее время красавка нуждается в защите и занесена в Красную книгу России.


Дрофа. Слайд

Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне, которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят « купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.


Прострел или сон- трава. Слайд

Цветы эти появляются рано весной. Голубовато-лиловые цветки крупные и мохнатые. Да и всё растение мохнатое: и ножка, и стебли, и лепестки одеты густым серебристым пушком. В народе его называют – мохнатая зверушка. Прострел имеет второе название сон – трава. Когда-то верили, что если этот цветок положить под подушку, то он навевает сон. Есть такая легенда: однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел её и тут же уснул. Охотник решил проверить, что случилось со зверем, сам попробовал траву и тут же заснул. Сейчас прострел используют в медицине, как успокаивающее средство. Этот цветок очень красив, но в природе их осталось мало. И поэтому экологи бьют тревогу, чтобы сохранить его , он занесён в Красную книгу.


Тюльпан Шренка Слайд

Издавна тюльпан Шренка в народе называют лазоревый цветок. Он представляет собой растение высотой от 10 до 30 сантиметров с широкими листьями и яркой окраской от белой и жёлтой до огненно-красной и фиолетовой. Это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Когда-то, когда степи в наших краях ещё были не распаханы, цветущий тюльпан Шренка занимал весной огромные пространства. Теперь, лазоревый цветок сохранился местами. Но и здесь его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этот цветок внесён в Красную книгу. Строго запрещено собирать растение на букеты, продажу и выкапывать луковицы.



7. Проект «Степь в будущем».

- Конечно же люди стараются исправить то зло, которое причинили природе. Созданы питомники, заповедники в Воронежской, Курской областях, в низовьях Волги. В нашем Пензенском крае есть заповедник «Попереченская степь» Слайд, Слайд. Но к сожалению большая часть степей уже распахана. Но все еще можно исправить и вы наша надежда. Мы заканчиваем наше путешествие по степи и в заключении выполним творческую работу «Степь в будущем», где вы, будущие экологи, зоологи, ботаники, почвоведы, метеорологи предложите свои решения экологических проблем в данной зоне.


V Д/з

- Дома вы еще подумаете о том, что же можно сделать, чтобы степь в будущем была радостной и счастливой (слайд). Кто хочет может нарисовать, какой ты представляешь степь.


VI Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Что нового узнали во время путешествия? Чему учились? Что понравилось, запомнилось больше всего?


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект по окружающему миру

Автор: Ершова Людмила Александровна

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока окружающего мира на тему "Болото и его обитатели""
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_na_temu_boloto_i_ego_obitateli"
    ["file_id"] => string(6) "565665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607263426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект окружающий мир "Ориентирование на местности" Методист: Ванюшина Е.Е."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_okruzhaiushchii_mir_orientirovanie_na_mestnosti_metodist_vaniushina_e_e"
    ["file_id"] => string(6) "595084"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639677129"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока с презентацией "Хвойные деревья". Окружающий мир 1 класс.  УМК "Гармония". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-khvoinyie-dieriev-ia-okruzhaiushchii-mir-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "102800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402553140"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Чувственное познание окружающего мира" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-chuvstviennoie-poznaniie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "102822"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402554194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-ekologhichieskaia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "176996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424535420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства