- Когда плохо, если воды много? (При затяжных дождях, при наводнениях, если далеко плыть до берега, если дома прорвало водопроводную трубу)
- Когда плохо, если воды мало? (В походе, если не запасся водой, в пустыне, во время засухи на полях и на огородах, когда судно садится на мель)
- Тема нашего урока «Царица – водица». (слайд)
- Как вы понимаете значение слова царица? Давайте посмотрим в толковом словаре (важнее всех)
- Итак, давайте поговорим о значении воды, выясним, действительно ли она нужна нам всегда и даже больше, чем еда.
III Значение воды
История.
- Что об этом говорится в истории, науке о прошлом
- Как вы думаете, где возникла первая цивилизация? (…) слайд
- Да, первая цивилизация возникла на берегу реки Нил 5,5 тыс. лет назад. Как вы думаете почему?
- А в каком году был основан наш город? (1663) Где? (…) слайд. Сколько ему сейчас лет? (349) Он, конечно, изменился, но по – прежнему он возвышается на берегах Суры.
Биология.
- А вот для чего нужна вода с точки зрения биологии, науки о живых организмах?
- Пользуясь рисунками, расскажите, кому и для чего нужна вода. (слайд)
- Для растений? (дом, всасывают влагу)
- Для животных? (дом, водопой, по ней плавают, смачивает кожу лягушки, не давая ей высыхать) Верблюд за 10 мин. выпивает 135 литров воды (слайд), слону в сутки – 90 литров воды.
- Для людей? (…)
- 80 % тела человека состоит из воды (слайд). Без воды человек может прожить не более 3 дней.
Медицина.
- Как вы думаете, зачем нужна вода с точки зрения медицины (…)
- Посмотрите на (слайд) и дополните свои ответы
- Четырехлетней девочке была назначена диагностическая операция почек. Она температурила, была очень бледной, с темными кругами под глазами; результаты анализов были очень плохими. Незадолго до операции доктор решил узнать, сколько воды ежедневно выпивала девочка. Оказалось, что она совсем не пила воды, употребляла только сок и молоко. Доктор отменил операцию и велел матери давать девочке 6 стаканов воды в день и не давать ни какой другой жидкости между приемами пищи. Через неделю девочка поправилась. Только благодаря воде!
Вода является важнейшим компонентом крови, слизи пищеварительных соков. Она находится даже в костях (22 %). Мышцы состоят из воды почти 75 %. Мозг с его миллиардами клеток на 70 – 85 % состоит из воды. Поэтому, если кто-то обвинит вас в том, что «у вас вода в мозгах», поблагодарите его за комплимент. Чтобы ясно мыслить и хорошо работать, мозгу нужно очень много воды, иначе вы будете раздражительными и уязвимыми.
Взрослый человек должен потреблять в сутки около 2-х литров воды. (слайд)
- А вот сколько это стаканов, вы посчитаете сами. (слайд)
- Ребенок в сутки должен выпивать около 5-6 стаканов воды
- Существует формула, с помощью которой можно узнать, сколько воды должен выпить человек. (слайд) Мы сейчас с вами попробуем посчитать, сколько воды в сутки должен выпить (…)
- Когда лучше всего пить воду? Утром, как только встали с постели, выпейте 2 стакана воды. Рано утром вы умываетесь и принимаете душ. Наши внутренние органы тоже нуждаются в этом. Выпейте воды в утренние часы, а затем во второй половине дня – это освежит вас. Не забудьте и вечером. Т.о. 2 стакана до завтрака, 2 стакана между завтраком и обедом и 2 стакана во второй половине дня. Не рекомендуется пить воду во время приема пищи. Лучше всего пить воду за 20 – 30 мин. до или по прошествии 2 часов после еды. Внимание! Не выпивайте за 1 раз большое количество воды, если организм к этому не приучен! Это перегрузка для сердца! Постепенно приучайте его к большому «приплыву» воды. Не хватка воды приводит к сухой, обветренной, бледной коже, головокружениям, шуму в ушах, морщинам на лице, низкой сопротивляемости организма при простудах. Привычку пить воду нужно развивать, как и все остальные полезные привычки.
Микроитог: итак, какой же вывод можно сделать о значении воды для всего живого?
Химия.
- Вода – волшебница. Сейчас мы познакомимся со свойствами воды. Проведем опыты.
- А теперь давайте проверим правы ли мы. (слайд)
Выводы: прозрачная, бесцветная, течет, без запаха, растворитель.
- Посмотрите, как записывается вода на разных языках, в том числе и на языке химии (слайд)
Микроитог: итак, мы убедились с вами, что вода обладает уникальными свойствами и её не зря называют волшебницей.
Физминутка
Надо, надо нам помыться.
Где тут чистая водица?
Кран откроем – ш-ш-ш…
Руки моем – с-с-с…
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Математика, физика и экономика.
- Итак, мы выяснили, что без воды нет жизни на Земле. Но если посмотреть на глобус (слайд), можно увидеть что воды на Земле очень много.
- Посмотрите на круговую диаграмму (слайд), так математики изобразили соотношение воды и суши. О чем вы можете рассказать, опираясь на неё? (…)
- Почему же человечество боится нехватки питьевой воды? Откройте учебник на стр.17, найдите предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос
- Как же человек попытался решить эту проблему? (…)
- Благодаря такой науке, как физика, человек научился опреснять соленую воду. Я сейчас расскажу о некоторых способах опреснения, а вы скажите, на сколько они экономны.
Опреснение.
Вымораживанием (слайд). Обессоленная вода в результате нескольких циклов замораживания и размораживания. Этот метод очень трудоемкий, т.к. автоматизировать его очень сложно. Кроме того, нельзя гарантировать полной дезинфекции этой воды.
Волокна для опреснения (слайд) Стоимость 1 м равна почти стоимости легкового автомобиля.
Плавучий комплекс (слайд) по опреснению воды. На строительство завода для опреснения воды во Флориде затраты составили около 158 млн. долларов.
- Итак, что вы можете сказать об экономичности этих способов? Какие действия людей помогут сохранить питьевую воду, при этом совершенно бесплатно? (экономить) А что значит, экономно расходовать воду?
Экология.
- Давайте вспомним источники пресной воды. Из каких водоемов к нам пришли капельки? (слайд) Какое у них настроение? (…)
- Их волнует проблема загрязнения водоемов. Мы поговорим о деятельности людей, которая привела к экологическим проблемам, к угрозе нехватки питьевой воды (слайд). Давайте совершим воображаемое экологическое путешествие по реке и проведем исследование отрицательного влияния человеческой деятельности (первый форзац учебника)
(Город, завод, поля, с которых стекают отравляющие вещества, самолет, который распыляет яды над лесами и полями.)
- Давайте сочиним сказку «Разноцветная речка», в которой расскажем, как можно исправить причиненное реке зло. (Жила - была речка. Она радовалась сначала, что стала такой красивой, разноцветной. Одна фабрика подарила ей красные краски, другая – зеленые, а третья – синие. А что случилось дальше, расскажите сами.)
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему же учит вас эта сказка?
- Предложите меры сохранения чистоты, красоты и экономного расходования воды. Поработаем в группах (1 гр. – разработка запрещающего знака для танкеров, перевозящих нефть; 2 гр. – для фабрик и заводов; 3 гр. – для людей, отдыхающих на берегу рек; 4 гр. – для напоминания об экономном расходовании воды; 5 гр. – составит правила о том, какие действия людей помогут сохранить водные ресурсы)
Микроитог: посмотрите, изменилось ли настроение у капелек? (слайд) Они верят в то, что вы будете хорошими хозяевами.
Живопись.
- Как живопись связана с темой вода? (…)
- Слайд. Посмотрите на картины Ивана Константиновича Айвазовского. Психологи и врачи считают, что многие картины маринистов успокаивают нервную систему.
Литература.
- Как наша тема связана с литературой? (…)
- Слайд. Прочитайте отрывок. Скажите из какого произведения и кто его автор?
(Корней Иванович Чуковский «Мойдодыр» - детская сказка в стихах)
IV Итог урока.
Прием «синквейн»
Вода
Два прилагательных
(чистая, прозрачная, целебная)
Три глагола
(беречь, охранять, экономить)
Фраза, несущая определенный смысл
(Надо беречь её чистоту и экономно расходовать. Без воды погибнет всё живое. Вода бесценный дар)
Вывод, одно слово, существительное.
(дар, чудо, жизнь)
- Урок хочется закончить словами знаменитого писателя 20 века Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944) Слайд
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь».
V Домашнее задание.
Подобрать пословицы и поговорки о важности воды. (От воды польза не только цветку, но и шипам. Чистую воду пить – сильным, здоровым быть. Хлеб – батюшка, вода – матушка.)