Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Части речи»
Русский язык
3 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ «Школа № 8 г. Донецка»
Бородай Ольга Петровна
Тема: Части речи (обобщающий урок)
Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение.
3. Работа с деформированным предложением
(На доске записано деформированное предложение)
За, раскаты,, молодым, грома, послышались, лесом.
- Составьте предложение из данных слов.
За молодым лесом послышались раскаты грома.
- Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется «Внимание».
4. Письмо по памяти
- Ещё раз прочитайте это предложение и запомните его. Запишите по памяти.
- Назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении? (предлог, прилагательное, существительное, глагол).
- Ребята, каких частей речи здесь больше всех? (Существительных.)
5. Повторение о частях речи.
- Следующая наша остановка называется «Имя существительное».
- Что такое имя существительное? (Существительное – это часть речи, отвечает на вопросы: Кто? Что?, обозначает предмет.)
- Ребята, что вы ещё знаете об имени существительном? (Имя существительное имеет род, изменяется по числам.)
- Молодцы. А теперь найдите в этом предложении прилагательное. (Молодым)
- Очередная остановка называется «Имя прилагательное». Что такое имя прилагательное? (Это часть речи, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?, обозначает признак предмета.)
- Что вы ещё знаете об имени прилагательном? (Прилагательные изменяются по родам, числам. В предложении являются второстепенным членом предложения. Согласуются с существительным в роде, числе.)
- Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование».
- Ребята, образуйте от существительных: природа, рыба, тополь, ветер – прилагательные в мужском роде и запишите их.
- А вы любите загадки? Наша следующая остановка именно так и называется – «Загадки».
(Работа в группах)
Дети делятся на 3 группы. Каждой группе даётся определённое слово существительное, по которому они должны составить больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово – «собака», второй – «яблоко», третьей – «дом».
Яблоко – круглое, сладкое, кислое, зелёное, сочное, вкусное и т.д.
Дом – деревянный, каменный, многоэтажный, большой, кирпичный, уютный, светлый, просторный и т.д.
(У какой группы будет больше прилагательных, та и победила. Со словом этой группы составляется предложение. Например: Я съела сочное спелое яблоко.)
- Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой.
- Что такое глагол? (Это часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать?, изменяется по числам, родам, п предложении является сказуемым. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее. Бывает неопределённой формы и ещё есть возвратные глаголы.)
(Работа в парах)
- Ребята, у нас на пути есть препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Когда так говорят?» Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое выражение.
1) «Живут как кошка с собакой» (Ссорятся)
2) «Как в воду канул» (Исчез)
3) «Упасть лицом в грязь» (Опозориться)
Дети читают свои глаголы, которые записали.
- Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Местоимение». Что такое местоимение? (Это часть речи, отвечает на вопросы существительного, но не называет предмет, а указывает на него.)
А мы слуги. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. (предлоги, союзы, частицы)
Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».
-Вам легко было понять предложения в тексте? Давайте исправим текст , добавив в него служебные слова.
(самостоятельная работа)
- Какие из этих слов можно отнести к предлогам? (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).
-Какой союз нам встретился? (И).
- Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». На этой остановке вам предстоит решить кроссворд.
(Изображение на экране)
1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.
2. Запишите антоним к слову «до свидания».
3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.
4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.
5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.
Ответы:
1. Приветливый. 2. Здравствуйте. 3. Прекрасная. 4. Народ. 5. Коллектив.
II I. Обобщение
Составь предложение по схеме.
I-В: Какой? что? что делает? где?
II- В: Где? что делают? какие? кто?
Игра «Слова перепутались»
- Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в мешочек. Ой! Что же случилось с моими словами? Они все перепутались. Как же мне разделить их опять? Ребята, помогите мне разделить слова на группы.
Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, снежный, он, она, из, в, через, и, с.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(275) "Конспект урока русского языка по ФГОС в 5-м классе по теме: "Глагол как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
["seo_title"] => string(172) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi-po-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
["file_id"] => string(6) "199052"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1428507186"
}
}