kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Части речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет обобщить материал по теме "Части речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Части речи»

Русский язык

3 класс


Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «Школа № 8 г. Донецка»

Бородай Ольга Петровна



Тема: Части речи (обобщающий урок)


Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи

 Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.


 Оборудование:  

1. на доске мешок со словами

2.  компьютер, проектор

3. таблица для работы у доски

4. таблички с вопросами (кто, что, что делать, что сделать, какой, чей, сколько, который по счёту, откуда, как, куда, зачем) и названиями частей речи.


Педагогические технологии: ИКТ технологии, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии


Форма проведения: урок – путешествие


Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие по частям речи.

Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?

(Удобные вещи, спортивная обувь, еда… и т.д.)

- А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо? (Багаж знаний.)


I I. Основная часть

- Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем своё путешествие называется «Разминка».

- Какое сегодня число? (Запись числа.)


1. Минутка чистописания.

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

-Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»

Со ос св се ЕС


2. Словарная работа. Комментированное письмо

Сорока, сладкий, стрижи, семья, стулья, стучать, письмо, сосна, красивый, песочный, кричат, бежит.


- На какие группы можно разделить слова?

- Какие ещё части речи вы знаете? Назовите их.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение.


3. Работа с деформированным предложением

(На доске записано деформированное предложение)


За, раскаты,, молодым, грома, послышались, лесом.

- Составьте предложение из данных слов.

За молодым лесом послышались раскаты грома.


- Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется  «Внимание».


4. Письмо по памяти

- Ещё раз прочитайте это предложение и запомните его. Запишите по памяти.

- Назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении? (предлог, прилагательное, существительное, глагол).

- Ребята, каких частей речи здесь больше всех? (Существительных.)


5. Повторение о частях речи.

- Следующая наша остановка называется «Имя существительное».

- Что такое имя существительное? (Существительное – это часть речи, отвечает на вопросы: Кто? Что?, обозначает предмет.)

- Ребята, что вы ещё знаете об имени существительном? (Имя существительное имеет род, изменяется по числам.)

- Молодцы. А теперь найдите в этом предложении прилагательное. (Молодым)

- Очередная остановка называется «Имя прилагательное». Что такое имя прилагательное? (Это часть речи, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?, обозначает признак предмета.)

- Что вы ещё знаете об имени прилагательном? (Прилагательные изменяются по родам, числам. В предложении являются второстепенным членом предложения. Согласуются с существительным в роде, числе.)

- Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование».

- Ребята, образуйте от существительных: природа, рыба, тополь, ветер – прилагательные в мужском роде и запишите их.

Природный (газ), рыбный (суп), тополиный (пух), ветреный (день).


- А вы любите загадки? Наша следующая остановка именно так и называется – «Загадки».

(Работа в группах)

Дети делятся на 3 группы. Каждой группе даётся определённое слово существительное, по которому они должны составить больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово – «собака», второй – «яблоко», третьей – «дом».


Собака – добрая, злая, большая, маленькая, породистая, охотничья, сторожевая и т.д.


Яблоко – круглое, сладкое, кислое, зелёное, сочное, вкусное и т.д.


Дом – деревянный, каменный, многоэтажный, большой, кирпичный, уютный, светлый, просторный и т.д.

(У какой группы будет больше прилагательных, та и победила. Со словом этой группы составляется предложение. Например: Я съела сочное спелое яблоко.)


- Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой.

- Что такое глагол? (Это часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать?, изменяется по числам, родам, п предложении является сказуемым. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее. Бывает неопределённой формы и ещё есть возвратные глаголы.)


(Работа в парах)

- Ребята, у нас на пути есть препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Когда так говорят?» Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое выражение.

1) «Живут как кошка с собакой» (Ссорятся)

2) «Как в воду канул» (Исчез)

3) «Упасть лицом в грязь» (Опозориться)

Дети читают свои глаголы, которые записали.


- Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется  «Местоимение». Что такое местоимение? (Это часть речи, отвечает на вопросы существительного, но не называет предмет, а указывает на него.)

- Прочитайте стихотворение. Назовите местоимения. Догадайтесь, какие существительные заменили местоимения?


Утром так заведено -                   Он на цыпочках войдёт

Разомкнёшь ресницы,                   Долькою лимонной.

И к тебе идёт, оно                       Срок прошёл – плывёт она

Розовой жар-птицей.                  В пелене тумана,  

А стемнеет – он придёт:           Круглолица и грустна,

Тоненький, смущённый.               Будто Несмеяна.

(Солнце, месяц, луна)


- Какая часть речи может рассказать о себе так:

А мы слуги. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. (предлоги, союзы, частицы)


Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».

-Вам легко было понять предложения в тексте? Давайте исправим текст , добавив в него служебные слова.

(самостоятельная работа)


- Какие  из этих слов можно отнести к предлогам?  (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).

-Какой союз нам встретился?  (И).


- Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». На этой остановке вам предстоит решить кроссворд.

(Изображение на экране)

1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.

2. Запишите антоним к слову  «до свидания».

3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.

4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.

5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.

Ответы:

1. Приветливый. 2. Здравствуйте. 3. Прекрасная. 4. Народ. 5. Коллектив.


I I I. Обобщение

  1. Составь предложение по схеме.

I-В: Какой? что? что делает? где?

II- В: Где? что делают? какие? кто?


  1. Игра «Слова перепутались»

- Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в мешочек. Ой! Что же случилось с моими словами? Они все перепутались. Как же мне разделить их опять? Ребята, помогите мне разделить слова на группы.


Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, снежный, он, она, из, в, через, и, с.


IV. Итог урока. Рефлексия



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Части речи

Автор: Бородай Ольга Петровна

Дата: 24.11.2017

Номер свидетельства: 440538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Конспект урока русского языка по ФГОС в 5-м классе по теме: "Глагол как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(172) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi-po-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "199052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428507186"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока русского языка в 4 классе " Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokarusskoghoiazykav4klassieimiachislitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "274433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452401079"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства