- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.
Методы и методические приёмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
Вводная часть.
Организационный момент: проверка готовности к уроку, проверка посадки.
-Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей.
Улыбнулись, подтянулись.
На меня все посмотрели
И спокойно, тихо сели.
-Здороваясь, мы пожелали нашим гостям здоровья, а вам я желаю ребята успешной работы на уроке.
-А какие правила успеха вы возьмёте на урок, какие умения необходимы для плодотворной работы?
Д.- умение слушать друг друга,
-не перебивать одноклассников,
-ясно выражать собственные мысли,
-при принятии решения уметь договариваться,
-быть дисциплинированными
-работать дружно
Знакомство с новым разделом учебника. Знакомство с задачами этого раздела.
-Мы закончили изучение большого раздела, посвященного природе.
-Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом.
- Откройте учебники на стр. 103 и прочитайте его название.
Д.-«Жизнь города и села»
- Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Прочитайте.
Дети читают.
- Эти задачи будут стоять перед нами на протяжении нескольких уроков.
-Взгляните на экран. Что вы видите?
Д.-Городи село.
- Правильно. На какой картинке изображён город, а на какой село?
.-А сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 команды: 1-вариант- «сельские жители» ,а 2- вариант- «городские жители». Наши гости – команда «семья».
-Представьте, что семья решила поселиться на новом месте, только не могут решить, где же поселиться: в городе или в селе. Убедите наших гостей, что ваш город или ваше село – самое лучшее место для жительства.
Д.- «городские жители». Многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи.
Д.- «сельские жители». Есть газ, газовые и электроплиты, зато чистый воздух, речка, все в селе знают друг друга, помогают соседям, можно вырастить «чистые» овощи, фрукты ,заняться разведением домашних животных и получать от них мясо, молоко)
-Куда же решила переехать семья?(ответ гостей)
III Актуализация знаний, постановка проблемы.
1.Определение темы и целей урока.
–Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом с ним находится новое для вас понятие…
Слайд . НО ЭКО КА МИ
–Какое слово зашифровано?(экономика)
–Назовите тему урока.
Д.-«Что такое экономика?» Слайд
- Давайте определим цель урока. Слайд
Для этого используйте начало фразы:
Д.- Я думаю, что узнаю…про экономику.
- Мне хотелось бы узнать …что такое экономика, из каких частей она состоит?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части(отрасли экономики). Слайд
2. Знакомство со значением слова «экономика». Выбор способов добывания новой информации.
- Где раньше вы встречались с этим термином, где его слышали? (По телевизору, по радио, от взрослых…)Давайте попробуем объяснить, что такое экономика, как появилось такое понятие?
- Каким способом можно добыть нужную нам информацию по данной теме? (Можно спросить у взрослых, можно посмотреть в словаре или справочнике, в учебнике, тетради, интернете).
- Добудем информацию о понятии «экономика» разными способами:
1-ая парта 1-го ряда – с помощью учебника (стр. 104) находят и записывают определение в тетради (на стр. 67)
Сивоконь Вика– с помощью толкового словаря
Все остальные учащиеся работают вместе со мной: будем разгадывать кроссворд, по мере выполнения задания группа учащихся присоединяются к нам.Слайд
Презентация ответов групп.
-Разгадывая кроссворд, какое определение слову «Экономика» вы нашли ?
Д.-Это хозяйство. Слайд
1ряд.( по учебнику даётся определение, что «Экономика» – это хозяйственная деятельность людей.)
2 ряд.(в толковом словаре –« Экономика» – искусство ведения домашнего хозяйства ,(производство, распределение, обмен, потребление благ).
- Ещё древние греки использовали понятие «Экономика» , от др.-греч. слово «ЭКОС» – дом и «НОМОС» – закон, правило, буквально звучит – правила ведения хозяйства ,в современном мире экономика-это отношения между людьми, которые складываются, когда одни создают товар, другие его продают , а третьи - покупают.
- Какое же слово объединяет все определения? (хозяйство)
-И деятельность людей, без которой ведение хозяйства невозможно.(слова появляются на доске)
IV Закрепление понятия«Экономика»
Уч.:Подберите родственные слова понятию экономика «экономический, экономист, экономный»
-Экономный - это какой?
- Я думаю бережливый.
- В народе говорят «Копейка рубль бережёт» Это как понимать?
- Это значит быть экономным.
- Чтобы экономика была крепкой, важно быть экономным жителем страны, членом семьи.
У. – Давайте определим, какие товары жизненно необходимы человеку ?
Д. –Продукты питания, одежда, жильё.
У. – Откуда это появляется в вашей семье?
Д. – Покупают родители.
У. –На что можно купить необходимые блага?
Д. – На деньги, которые зарабатывают родители.
Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, работая в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, парикмахеры, учителя…, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства и обучает наука экономика.
Итог. У. – Важная ли наука экономика ?
Д. Да, экономика важная наука.
Физ. минутка («Отдыхать умеем тоже…»)
-Сегодня в гости к нам пришёл уже знакомый вам персонаж -мудрая тётушка Сова, она расскажет вам про отрасли экономики, слушайте внимательно, так как в учебнике об этом информации очень мало.(Фильм -серия 9 )
V. Знакомство с понятием «Отрасли экономики». Работа со схемой. (Слайд )
-Представим экономику, т.е. хозяйство любой страны в виде дерева.(В ходе ответов учащихся заполняется дерево экономики в презентации, учащиеся вывешивают таблички с надписями на доске)
-Как называется каждая веточка-часть экономики? (Отрасль).
-Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, коров, овец, гусей? (Сельское хозяйство)
-В какой отрасли строят дома, мосты, фабрики, заводы? (Строительство)
-Делают игрушки, автомобили, шьют одежду, производят пищевые продукты на фабриках, заводах, комбинатах, добывают природные ресурсы: нефть, газ в какой отрасли экономики? (Промышленность)
-Перевозят грузы и людей? (Транспорт)
-Отрасль, которая помогает нам приобрести все необходимые продукты и вещи. (Торговля)
-Посмотрите, ребята, не все веточки дерева мы открыли, есть ещё и другие отрасли экономики ( образование,сфера обслуживания, здравоохранение),чем занимается каждая из них, какие отрасли особенно важны для жизни нашего города вы подумаете дома.
VI Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.
- Вы получили новые знания, теперь надо применить их для решения проблемной ситуации и ответить на вопрос «Как к нам на стол стакан молока попал?»
Предлагаю провести работу в группах. Вспомните правила работы в группе. Вам надо разбиться на 5 групп. ( Учитель поставил названия отраслей экономики на столы группам.)
Слайд .
Всем известно, для того чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, каждый день нужно выпивать стакан молока.
Предлагаю провести совещание в своей отрасли и решить, чем отрасль помогает государству, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока.
Группы проводят совещание. Отчёт 5-и групп .
В ходе выступления учащихся на слайде презентации появляется цепочка картинок.
1. Сельское хозяйство(разведение коров, кормим скот, ухаживаем за ним, доярка доит корову, получаем молоко )
2.Транспорт (привезти молоко на молочный завод, а потом развезти по магазинам нашего города,)
3.Промышленность ( на молочном заводе молоко перерабатывают и разливают в бутылки, по коробкам)
4.Торговля ( в магазинах продаём молоко и молочные продукты, мы там его покупаем и приносим домой)
-А какова же роль строительства , нужна ли эта отрасль для решения поставленной проблемы?
5.Строительство (чтобы транспорт мог доставить молоко на завод, а потом в магазины, их надо построить)
- Попробуйте сделать вывод, какие отношения складываются между отраслями экономики? Как вы думаете, ребята, можно ли утверждать , что все части экономики между собой связаны?
ВЫВОД – Все отрасли экономики взаимосвязаны.
Физ-ка (музыкальная)Закрепляется понятие отрасли «Транспорт»
- А как вы думаете может ли существовать торговля, да и вся экономика без денег? А интересно вам узнать, как появились первые деньги?
Послушайте сообщение учащихся о первых деньгах.
1.Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Кузнец менял наконечники для стрел, ножи, топоры.. Земледельцы- зерно, растительное масло, вино. Скотоводы- быков, овец, шерсть и кожи.
Но обменивать товары было очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависела от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора . Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и шкуры зверей, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты при хранении портятся. Меха портит моль. 2.Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали требованиям, были раковины каури- моллюсков, добываемых в южных морях .Их просверливали и нанизывали на верёвочку , как бусы. Но стоили они не очень дорого- за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. С течением времени они были вытеснены золотыми и серебряными слитками. На смену слиткам пришли монеты. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты.. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. 3.У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Первые бумажные деньги появились в Китае . В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову, за разглашение о том, как изготавливаются деньги в другие страны, назначалась смертная казнь. Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека.
-Что нового вы узнали из истории денег?( ответы учащихся)
- А что не купишь за деньги?
- За деньги не купишь счастье, любовь, друзей, удачу…
-Берегите эти ценности.
Рефлексия.
-- В качестве самопроверки я предлагаю вам выполнить задание №2 в тетради на стр. 68.Что необходимо в нём сделать? «Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки соответствующей отраслью экономики)или выполнить тест на стр. 32.
(проверка работы одного из учащихся по веб- камере, учащиеся оценивают его работу смайликами и одновременно свою)
Давайте подведем итог урока. Дополните фразу:
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило …
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
-Дети, для вас гостинцы. Наше дерево волшебное, оно дарит вам корзину с яблоками. Это подарок какой отрасли?(сельского хозяйства, транспорта, торговли)
- Ребята, а давайте наше экономическое дерево украсим. Кому на уроке было интересно, у кого появилось желание узнать ещё больше по данной теме - возьмите и прикрепите на доску жёлтое яблоко, а кому было сложно, новый материал не вызвал интереса – красное.
- Спасибо за работу. Мне приятно было работать и общаться с вами на уроке.