3. | Постановка учебной задачи и ее решение | 2 мин 5 мин 3 мин 10 мин 10 мин 2 мин 3 мин 2 мин | Для начала мы должны проверить ваши знания. У меня есть несколько интересных загадок для вас. Давайте постараемся отгадать их, отвечаем по одному, по поднятой руке, не выкрикиваем. 1. Этот мастep белый, белый, - В школе не лежит без дела, Пробегает по доске, Оставляет белый след.(известняк) 2. Росли на болоте растения... А теперь это топливо и удобрение. (торф) 3. Что за странный камень это? Непонятного он цвета... Он из зёрен состоит, Называется (гранит) 4. Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль.( каменный уголь). Молодцы, а как одним словом назвать – что это? (горные породы). На какие две группы можно разделить эти горные породы? (магматические и осадочные). Что мы отнесем к магматическим горным породам? (базальт, гранит). Что отнесем к осадочным породам? (каменный уголь, известняк, торф). В чем отличие образования осадочных и магматических горных пород? (осадочные сформировались из остатков растений, живых организмов; магматические образуются при заветривании и остывания магмы, возникающей во время извержения вулканов). Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно выполнить небольшое задание. На экране вы видите цифры и буквы. Вам нужно расположить эти цифры в порядке возрастания и тогда у вас получатся слова, а это и есть тема нашего урока. Приступаем к выполнению. Кто еще не справился с заданием, поторопитесь. Итак, …. что у тебя получилось? Значит, тема нашего урока «Разрушение горных пород». Вот мы с вами определили тему урока. Как вы думаете на какой вопрос нам нужно ответить? (как разрушаются горные породы). Какую цель мы можем поставить перед собой? (Узнать, по каким причинам происходит разрушение горных пород). Прежде чем продолжить дальше мы немного отдохнем. Давайте дружно встанем. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – руками три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Ребята, сегодня мы будем в роли исследователей, и нам нужно провести целых два опыта. У меня есть образцы гранита, сейчас каждый потрогает его и попробует раскрошить. Каждый должен убедиться, что гранит – твердая и прочная горная порода. ОПЫТ 1. Нагреваем кусочек гранита и опускаем его в холодную воду (так делаем несколько раз) В граните появляются трещины, если проделать эту процедуру несколько раз, то гранит раскрошится. Какой вывод из этого опята мы можем сделать? (при нагревании твердые тела расширяются, а при охлаждении - сжимаются). При нагревании гранита составляющие его сжимаются, между частицами образуются пустоты, которые часто в природе заполняет вода. Нагреваясь, вода расширяется и еще больше разрушает связи между частицами. Поэтому гранит теряет свою прочность и рассыпается. Чтобы мы наглядно убедились в том, что твердые тела при нагревании расширяются проведем еще один опыт. ОПЫТ 2. Показ дощечки, в которую вбиты два гвоздика так, чтоб между ними едва проходила монета. Нагревание монеты на спиртовке. Монета не проходит между гвоздями. Давайте сделаем выводы. Что случилось с монетой? (ее частицы при нагревании расширились, следовательно при охлаждении сжались). Посовещайтесь с соседом по парте и предположите, какие внешние факторы влияют на разрушение горных пород? (вывешиваются карточки на доску). СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ВОДА, РАСТЕНИЯ. Разрушение горных пород под влиянием изменения внешних факторов, которые мы перечислили, называется выветриванием. В результате выветривания от скал отламываются обломки разной величины. Их подхватывают потоки воды, ветер, лед. Обломки скатываются вниз по склону. Они сталкиваются друг с другом, разбиваются и измельчаются. Крупные осколки превращаются в гравий, а мелкий гравий – в песок и глину. Как вы думаете песок и глину можно назвать осадочными горными породами? (да). Почему? (обломки горных пород перемещаются с вершин гор в долины, оседают на дне водоемов). | отгадывать загадки отвечать на вопросы проверять себя определять тему урока определять цели темы наблюдать за опытом обсуждать, анализировать наблюдать за опытом делать выводы, обсуждать, сравнивать, анализировать предполагать слушать учителя отвечать на вопросы | структурирование знаний (П); структурирование знаний (П); целеполагание (Р); установление причинно-следствен ных связей (П); анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); построение логической цепи рассуждений, доказательств (П); анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); |
4. | Рефлексия | 5 мин | Давайте запишем домашнее задание. Давайте проверим, что нового мы сегодня узнали, ответьте мне на несколько вопросов. - Какую роль играет солнце в разрушении горных пород? - Какую роль играет ветер в разрушении горных пород? - Какую роль играет вода в разрушении горных пород? - Какую роль играет растения в разрушении горных пород? -Что называется выветриванием? - Что нового вы узнали еще? У каждого на парте лежать по два смайлика. Если вам все понравилось, было все ясно и понятно, закрасьте смайлик с улыбочкой. Если у вас были затруднения и вам не понравилось, закрасьте грустные смайлики. Молодцы ребята, на этом урок окончен. Я была рада видеть вас, приятно с вами познакомиться. | самостоятельно оценивать свои достижения | структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); самооценка (Л). |