-Здравствуйте ребята. Меня зовут Галина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Прежде чем мы нажнем работу по теме урока, я предлагаю вам прослушать стихотворение. Дружат пчёлка и цветок, Дружат лист и мотылёк, Дружат реки и леса, Дружат в хоре голоса. (слайд1) -Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования. Например: Дружат ели и клесты. -Почему дружат ели и клесты? -Почему дружат пчёлка и цветок?
-Молодцы! Чтобы узнать какова же тема нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Мультфильм «Смешарики- Некультурный» -Что выращивает Копатыч на огороде? -Какие растения он удаляет с грядки? (Сорняки, дикорастущие) - Значит, какие растения остались на грядке? (Культурные) -Где вы встречаетесь в жизни со словом «культурный»? -Культурный человек-это человек вежливый, воспитанный. -Так и у растений, они бывают культурные, которые выращивают специально и за которыми ухаживают люди. (слайд2) -А есть растения некультурные за которыми, человек не ухаживает их называют - дикорастущие. (слайд 3) -Как выдумаете, о каких растениях мы будем сегодня говорить? Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока? -Тема нашего урока «Дикорастущие и культурные растения» (слайд 4) -Откройте, учебник на с. 68, кто прочитает тему и задачи урока? -Как вы думаете, какое значение имеют растения для человека? -питание человека и домашних животных. -одевают (хлопок, лен) -лечат (календула, подорожник) -строительство -Человек очень тесно связан с растительным миром. -Как вы думаете почему? -Потому что ребята, человек отдельно сам сажает и ухаживает за растениями. -Кто помнит, как называются растения, за которыми ухаживает человек? (Культурные) -Сейчас мы с вами обратимся к схеме учебника на с.69, и выясним, какие растения относятся к культурным, и назовём их. (Работа со схемой стр.69) -Ребята, есть растения, которые растут без ухода человека. Кто помнит, как они называются? (Дикорастущие) -Приведите примеры дикорастущих растений. -Молодцы! Сейчас мы попробуем сравнить растения и сказать что между ними общего. Все внимание на слайд. (слайд 5) -Как вы думаете, что общего между крыжовником и можжевельником? (Кустарники) -В чем различие? (крыжовник – культурное растение, можжевельник - дикорастущее) - Что общего между помидором и мать – и - мачехой? (слайд 6) (Травянистые) -В чем различие? (помидор – культурное растение, мать - и - мачеха - дикорастущее) -На какие две группы разделяются растения? (Культурные и дикорастущие) -Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». -На доске представлены карточки с названиями растений. Я выбираю 1 карточку с названием растения, а вы должны выбрать карточку, которая составит пару моему растению. (На доске– карточки: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.) -Итак начнем. -Рожь. Какое из растений на доске может составить пару ржи? Почему? (Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.) -Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
- Следующее растение Груша. Какое из растений на доске может составить пару груше? Почему? (Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.) Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Например такие как - Смородина, малина, земляника.
-Продолжим. Лук. - Какое из растений на доске может составить пару луку? Почему? (Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.) Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений. -Лен. Какое из растений на доске может составить пару луку? Почему? (Лен и хлопок. Из них делают ткань.) Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца – это все лен и хлопок. -Пион. Какое из растений на доске может составить пару пиону? Почему? (Пион и нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.) Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. Флокс, тюльпан, гладиолус. -Ребята, давай повторим на какие группы разделили культурные растения. Называем. (Зерновые, плодовые, овощные, прядильные, декоративные) -Также ребята, во все времена люди складывали легенды о многих растениях. -А кто-нибудь знает, что такое легенда? -Легенда – это поэтическое придание, о каком- либо историческом событии. -Сейчас я прочитаю вам легенды, а вы должны сказать, о каком растении идёт речь и какой группе оно относятся, к дикорастущим или культурным.
- В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу хворые. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес злыдень Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками -Ребята а вы знаете как называется растение которое в старину называли – ноготки? (Календула. Слайд 7) -К какой группе относится календула? (Культурное растение) - Названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.(Слайд 8) -Название этого цветка - Василек. Как вы думаете, к какой группе он относится? (Дикорастущее)
-С какими растениями мы сегодня познакомились? -Какое растение называют культурным? Дикорастущим? -На какие группы разделяют культурные растения? (Слайд 9) -Посмотрите на слайд. Перед вами 2 растения красный и желтый. Если вам понравился урок, вы поднимаете желтый карандаш, если же вам не понравился урок, есть затруднения или было скучно на уроке то поднимаете красный карандаш. На счет 3! - Урок окончен! Спасибо за работу.
|