kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока по природоведению и библейской истории на тему "Многообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.                         Многообразие растений в природе.

                               Дикорастущие и культурные растения

Цель: расширить знания учащихся о растениях; дать понятия о

           дикорастущих и культурных растениях, изучить их особенности,

           научить распознавать; показать взаимосвязь растений с неживой  

           природой; развивать познавательную активность и речь учащихся;

           воспитывать любовь к природе, пробуждать интерес к предмету через

           ИКТ.

Оборудование: иллюстрации с изображением деревьев и кустарников;

                           зелёные и красные карандаши (у каждого); видеосюжет

                           «Божий мир вокруг нас» издательства «Глас», презентация.

Тип урока. Объяснение нового материала.

Ход урока

І. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

ІІ. Сообщение темы и цели урока

     Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях. А точнее, посмотрим на них с другой стороны и узнаем, почему одни растения называются дикорастущими, а другие культурными. Но, сначала, внимательно послушайте и разгадайте мои загадки.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Разгадывание загадок.

С неба солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые Усачи. (Пшеница).

В этих жёлтых пирамидках 
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)

Топили, сушили, 
Колотили, рвали, 
Крутили, ткали, 
На стол клали. (Лён).

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик).

ІV. Актуализация опорных знаний учащихся

      1.  Рассказ учителя.

     Ребята, мы с вами в первом классе идём Дорогой Добра и на занятиях Христианской этики учили как Господь создал Землю. Давайте сейчас вспомним, как появились растения на Земле.

     Сначала Бог создал Ангелов. Вы знаете, что у каждого из нас есть душа, которая живет в нашем теле. У Ангелов тоже есть душа, но нет тела. У нас душа грешная, у Ангелов - чистая.

     Потом сотворил Бог землю. Не сразу явилась земля в том виде, в каком вы ее теперь видите. Сначала она была пуста и везде была страшная темнота.

     В первый день создал Бог свет. Светло сделалось на земле, наступил ясный, светлый день. И назвал Бог свет днем, а тьму - ночью.

     Во второй день создал Бог твердь, и появился обширный небесный свод, который вы видите над собой. И назвал Бог твердь небом.

     В третий день Господь Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места (ручейки, реки, озера, моря, океаны), а вокруг воды появилась суша. И стало так. Но земля была еще похожа на пустыню. Если бы вы нигде не видели ни одного зеленого листочка, ни цветочка, ни одного дерева - то было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий день Милосердный Бог сказал: "Да произрастит земля травы, цветы, деревья и другие растения. И пусть каждое растение имеет семена для того, чтобы могли от них вырастать новые растения". И стало так: в ту же минуту на земле поднялись травы, зацвели цветы, выросли деревья со вкусными плодами. На земле стало и красивее, и веселее, чем было сначала.

    2.  Просмотр видеосюжета «Божий мир вокруг нас» издательства «Глас».

V. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

    Мир растений разнообразен и очень важен. Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать-и-мачеха, душица, зверобой, липа и т.д. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо, бумага и т.д.

2. Рассказ стихотворения С.Маршака «Посадка леса»

   Посадка леса

. Что мы сажаем,

Сажая леса?

Лёгкие крылья –

Лететь в небеса,

Стол, за которым

Ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал

И тетрадь.

3. Продолжение рассказа учителя.

     Человек очень тесно связан с растительным миром.

- Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Мы должны с вами научиться выделять эти две группы, на которые можно поделить все растения.

- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?

(Это деревья, но ель растёт в лесу, а яблоня в саду, за ней ухаживает человек, оба дерева приносят пользу).

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

(Это кустарники, но крыжовник растёт в саду, а можжевельник – растение леса).

- Чем похожи и чем отличаются одуванчик и помидор?

(Это травянистые растения, одуванчик растёт повсюду, а помидор – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай).

- На какие же группы можно поделить все растения?

     1.   Первая группа – растения, которые выращивает человек, это культурные растения.

     2.   Вторая группа – это растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоёме – это дикорастущие растения.

- Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся деревья, кустарники и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек, например, деревья: берёза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, орешник, сирень; травы: ромашка, одуванчик, василёк, мать-и-мачеха и т.д. (Учитель демонстрирует иллюстрации.)

Обратите внимание как многообразен мир культурных растений. (Учитель демонстрирует презентацию).

VІ. Закрепление и осмысление знаний

  1. Работа с учебником, стр. 57.
  2. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, назад-вперёд,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

VІІ. Обобщение и систематизация знаний

  1. Работа по карточкам.

- Подчеркните зелёным карандашом дикорастущие растения, а красным – культурные растения.
 

  1. Игра «Соедини парами».

Ученик. Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель. Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они относятся к зерновым растениям.

Ученик. Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель. Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. (Смородина, малина, клубника, крыжовник, груша и т.д.)

Ученик. Пион, нарцисс. Это цветы. Выращиваются на клумбах для красоты.

Учитель. Они называются декоративными растениями. Приведите свои примеры. (Роза, астра, георгин, гладиолус, тюльпан).

Ученик. Лён, хлопок. Это травянистые растения. Растут в полях. Из них делают ткани.

Учитель. Эти растения относятся к прядильным. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё и вафельные полотенца.

Ученик. Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях и в огороде.

Учитель. Правильно, такие растения называются овощными. Приведите свои примеры овощных растений. (Свёкла, капуста, морковь, чеснок и т.д.)

Учитель. Так на какие группы можно разделить культурные растения?

Ученики. Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.

(Из группы овощных выходит огурец, из плодовых – яблоко, из зерновых – колосок, из декоративных – роза, из прядильных – хлопок. Рассказывают о себе, как о растениях и загадывают загадки. Ученики, разгадывая их, ещё раз повторяют группы культурных растений).

Огурец.

Я – зелёный огурец!

Красивый, бравый молодец.

Под листвой расту на грядке

И с людьми играю в прятки.

Люблю я свежий воздух и тепло

И чтобы солнышко светило.

Под летним дождиком люблю купаться,

С друзьями овощами поиграться.

Всем народом я любимый,

Имею вкус неповторимый.

Я и свежий, и солёный.

Люди мной всегда довольны.

Огородная краля 
Скрылась в подвале, 
Ярко-жёлтая на цвет, 
А коса-то, как букет. 
(Морковь) 

Яблоко.

Я – яблоко, но не простое,

Спелое, сочное, наливное.

Имею витаминов целый сундучок,

Давай, попробуй мой бочок.

Полезных веществ – ну просто клад,

Здоровье привожу я быстро в лад.

Кушайте меня – не будет у вас бед,

Проживайте долго – до ста лет.

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша)

Колосок.

Солнце землю согревает,

Дождик щедро поливает.

В конце лета вышел срок –

Вырос в поле колосок!

В колоске домов полно!

В каждом выросло зерно.

А из зёрнышка в свой срок

Будет новый колосок.

Золотист он и усат, 
В ста карманах сто ребят.

(Колос)

Роза.

Я – роза из декоративных,

Из ароматных, чудных, дивных.

Лепестки мои волшебные –

Ароматные и целебные.

Давно я окультурена людьми.

Меня лелей, храни, люби.

На шесте - флаги, 
Под шестом - шпаги. 
(Гладиолус)

Хлопок.

Узнали вы меня, друзья?

Я – из прядильных, хлопок я.

Растение очень необходимое,

В текстильной промышленности незаменимое.

Майки, футболки, рубашки и вата.

Сделано это из хлопка, ребята.

Синий цветочек, мал малышочек,
Мясо бросят, а шкурку износят.
В землю малый наш ушёл,
В синей шапочке пришёл.

(Лён)

VІІІ. Подведение итогов урока

- Какие растения называются культурными? Почему?

- Почему дикорастущие растения получили такое название?

- Где растут дикорастущие растения?

- А культурные?

- Трудно представить себе Землю без лесов, полей, парков. Берегите природу!

Есть Божий храм, есть храм науки, а есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по природоведению и библейской истории на тему "Многообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."»

Тема. Многообразие растений в природе.

Дикорастущие и культурные растения


Цель: расширить знания учащихся о растениях; дать понятия о

дикорастущих и культурных растениях, изучить их особенности,

научить распознавать; показать взаимосвязь растений с неживой

природой; развивать познавательную активность и речь учащихся;

воспитывать любовь к природе, пробуждать интерес к предмету через

ИКТ.

Оборудование: иллюстрации с изображением деревьев и кустарников;

зелёные и красные карандаши (у каждого); видеосюжет

«Божий мир вокруг нас» издательства «Глас», презентация.

Тип урока. Объяснение нового материала.


Ход урока


І. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.


ІІ. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях. А точнее, посмотрим на них с другой стороны и узнаем, почему одни растения называются дикорастущими, а другие культурными. Но, сначала, внимательно послушайте и разгадайте мои загадки.


ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Разгадывание загадок.

С неба солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые Усачи. (Пшеница).


В этих жёлтых пирамидках 
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)


Топили, сушили, 
Колотили, рвали, 
Крутили, ткали, 
На стол клали. (Лён).


Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик).


ІV. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Рассказ учителя.

Ребята, мы с вами в первом классе идём Дорогой Добра и на занятиях Христианской этики учили как Господь создал Землю. Давайте сейчас вспомним, как появились растения на Земле.

Сначала Бог создал Ангелов. Вы знаете, что у каждого из нас есть душа, которая живет в нашем теле. У Ангелов тоже есть душа, но нет тела. У нас душа грешная, у Ангелов - чистая.

Потом сотворил Бог землю. Не сразу явилась земля в том виде, в каком вы ее теперь видите. Сначала она была пуста и везде была страшная темнота.

В первый день создал Бог свет. Светло сделалось на земле, наступил ясный, светлый день. И назвал Бог свет днем, а тьму - ночью.

Во второй день создал Бог твердь, и появился обширный небесный свод, который вы видите над собой. И назвал Бог твердь небом.

В третий день Господь Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места (ручейки, реки, озера, моря, океаны), а вокруг воды появилась суша. И стало так. Но земля была еще похожа на пустыню. Если бы вы нигде не видели ни одного зеленого листочка, ни цветочка, ни одного дерева - то было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий день Милосердный Бог сказал: "Да произрастит земля травы, цветы, деревья и другие растения. И пусть каждое растение имеет семена для того, чтобы могли от них вырастать новые растения". И стало так: в ту же минуту на земле поднялись травы, зацвели цветы, выросли деревья со вкусными плодами. На земле стало и красивее, и веселее, чем было сначала.


2. Просмотр видеосюжета «Божий мир вокруг нас» издательства «Глас».

V. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

Мир растений разнообразен и очень важен. Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать-и-мачеха, душица, зверобой, липа и т.д. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо, бумага и т.д.


2. Рассказ стихотворения С.Маршака «Посадка леса»

Посадка леса

... Что мы сажаем,

Сажая леса?

Лёгкие крылья –

Лететь в небеса,

Стол, за которым

Ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал

И тетрадь.

3. Продолжение рассказа учителя.

Человек очень тесно связан с растительным миром.

- Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Мы должны с вами научиться выделять эти две группы, на которые можно поделить все растения.


- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?

(Это деревья, но ель растёт в лесу, а яблоня в саду, за ней ухаживает человек, оба дерева приносят пользу).

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

(Это кустарники, но крыжовник растёт в саду, а можжевельник – растение леса).

- Чем похожи и чем отличаются одуванчик и помидор?

(Это травянистые растения, одуванчик растёт повсюду, а помидор – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай).

- На какие же группы можно поделить все растения?

1. Первая группа – растения, которые выращивает человек, это культурные растения.

2. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоёме – это дикорастущие растения.

- Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся деревья, кустарники и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек, например, деревья: берёза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, орешник, сирень; травы: ромашка, одуванчик, василёк, мать-и-мачеха и т.д. (Учитель демонстрирует иллюстрации.)

Обратите внимание как многообразен мир культурных растений. (Учитель демонстрирует презентацию).


VІ. Закрепление и осмысление знаний

  1. Работа с учебником, стр. 57.


  1. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён.



Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, назад-вперёд,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.


VІІ. Обобщение и систематизация знаний

  1. Работа по карточкам.

- Подчеркните зелёным карандашом дикорастущие растения, а красным – культурные растения.















  1. Игра «Соедини парами».

Ученик. Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель. Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они относятся к зерновым растениям.

Ученик. Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель. Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. (Смородина, малина, клубника, крыжовник, груша и т.д.)

Ученик. Пион, нарцисс. Это цветы. Выращиваются на клумбах для красоты.

Учитель. Они называются декоративными растениями. Приведите свои примеры. (Роза, астра, георгин, гладиолус, тюльпан).

Ученик. Лён, хлопок. Это травянистые растения. Растут в полях. Из них делают ткани.

Учитель. Эти растения относятся к прядильным. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё и вафельные полотенца.

Ученик. Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях и в огороде.

Учитель. Правильно, такие растения называются овощными. Приведите свои примеры овощных растений. (Свёкла, капуста, морковь, чеснок и т.д.)

Учитель. Так на какие группы можно разделить культурные растения?

Ученики. Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.

(Из группы овощных выходит огурец, из плодовых – яблоко, из зерновых – колосок, из декоративных – роза, из прядильных – хлопок. Рассказывают о себе, как о растениях и загадывают загадки. Ученики, разгадывая их, ещё раз повторяют группы культурных растений).

Огурец.

Я – зелёный огурец!

Красивый, бравый молодец.

Под листвой расту на грядке

И с людьми играю в прятки.

Люблю я свежий воздух и тепло

И чтобы солнышко светило.

Под летним дождиком люблю купаться,

С друзьями овощами поиграться.

Всем народом я любимый,

Имею вкус неповторимый.

Я и свежий, и солёный.

Люди мной всегда довольны.


Огородная краля 
Скрылась в подвале, 
Ярко-жёлтая на цвет, 
А коса-то, как букет. 
(Морковь) 


Яблоко.

Я – яблоко, но не простое,

Спелое, сочное, наливное.

Имею витаминов целый сундучок,

Давай, попробуй мой бочок.

Полезных веществ – ну просто клад,

Здоровье привожу я быстро в лад.

Кушайте меня – не будет у вас бед,

Проживайте долго – до ста лет.


Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша)


Колосок.

Солнце землю согревает,

Дождик щедро поливает.

В конце лета вышел срок –

Вырос в поле колосок!

В колоске домов полно!

В каждом выросло зерно.

А из зёрнышка в свой срок

Будет новый колосок.


Золотист он и усат, 
В ста карманах сто ребят.

(Колос)


Роза.

Я – роза из декоративных,

Из ароматных, чудных, дивных.

Лепестки мои волшебные –

Ароматные и целебные.

Давно я окультурена людьми.

Меня лелей, храни, люби.


На шесте - флаги, 
Под шестом - шпаги. 
(Гладиолус)


Хлопок.

Узнали вы меня, друзья?

Я – из прядильных, хлопок я.

Растение очень необходимое,

В текстильной промышленности незаменимое.

Майки, футболки, рубашки и вата.

Сделано это из хлопка, ребята.


Синий цветочек, мал малышочек,
Мясо бросят, а шкурку износят.
В землю малый наш ушёл,
В синей шапочке пришёл.

(Лён)


VІІІ. Подведение итогов урока

- Какие растения называются культурными? Почему?

- Почему дикорастущие растения получили такое название?

- Где растут дикорастущие растения?

- А культурные?

- Трудно представить себе Землю без лесов, полей, парков. Берегите природу!

Есть Божий храм, есть храм науки, а есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Сорокина Валентина Анатольевна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310867


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства