Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
имени дважды Героя Советского Союза Хрюкина Т.Т.
муниципального образования Каневской район
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе
Тема: «Дикорастущие и культурные растения»
Подготовила учитель начальных классов
Скворцова Елена Петровна
Станица Привольная
2015 г.
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цели урока: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений; раскрыть их значение для человека.
Задачи:
- обучающие: познакомить обучающихся с понятиями «дикорастущие растения», «культурные растения»; расширить знания о видах культурных растений и значении растений для человека.
- развивающие: память, внимание, навыки анализа и синтеза при выведении определения необходимых понятий по теме урока.
-воспитательные: прививать любовь к природе, внимательное и заботливое отношение к растениям
Планируемые результаты:
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания,
-оценивать собственную учебную деятельность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Регулятивные:
-понимать учебную задачу и стремиться её выполнить
-планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
-проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям
Коммуникативные
-учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение;
-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация полученных знаний
- Ребята, сегодня на урок к нам прилетел любопытный Попугай. Он часто бывает на наших уроках, любит учиться и узнавать что-то новое. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Тест «Невидимые нити»
1.Что называют невидимыми нитями природы?
1). паутину в лесу;
2). связи в природе;
3). корни деревьев.
2. Какие действия человека вредят природе?
1). вырубка леса;
2). сбор грибов;
3). подкормка птиц.
3. Какое утверждение верно?
1). Хищников надо уничтожать;
2). Комары — вредные насекомые.
3). В природе все взаимосвязано.
4. Как вы можете помочь природе?
1). бороться с браконьерами;
2). очищать лес от мусора;
3). уничтожать гусениц.
5. Каких животных кормят плоды ели - шишки с семенами?
1). белку;
2). клеста;
3).мышь;
4). зайца.
-Составьте цепь питания из слов белка, ель, мышь, клест, лиса.
Любопытный Попугай внимательно рассмотрел записанные слова и увидел лишнее слово. Подумайте, какое слово он посчитал лишним и почему. (Дети называют слово ель).
III Работа над новым материалом. Постановка целей и задач урока.
- Посмотрите на доску и определите: куда приглашает нас в гости попугай Илья?
(на интерактивной доске картинки с изображением леса, луга, водоема)
( Попугай Илья приглашает нас в лес, на луг, к водоёму.)
(на интерактивной доске рисунки дикорастущих и культурных растений)
Постановка проблемы. Работа в группах.
- На доске вы видите фотографии растений, которые сделал Серёжа, путешествуя с попугаем по лесам, лугам и водоёмам. Ваша задача определить, какие растения встречаются в лесу, на лугу, у водоёма.
1-й ряд – выбирают растения, которые растут в лесу;
2 – й ряд – на лугу;
3 – й ряд – у водоёмов.
ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Ребята, а почему у вас остались растения?
(Эти растения растут на огороде и в саду.)
- О каких же растениях мы сегодня будем говорить на уроке?
(О тех, которые растут в природе, и о тех, которые сажает человек.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
IV Работа по учебнику.
- Мы немного отдохнули. А сейчас примемся за работу. Мы с вами выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения?
Учебник стр. 62 – самостоятельное чтение
- Какие же группы растений существуют?
( Дикорастущие и культурные.)
Растения
дикорастущие культурные
- Какие растения называются дикорастущими?
- Какие растения называются культурными?
V Значение растений для человека.
- Для чего люди выращивают культурные растения? Приведите примеры.
(Растения для человека – это пища, одежда, лекарства, много других полезных вещей.)
VI Классификация культурных растений
- А сейчас давайте рассмотрим гербарий культурных растений на ваших столах.
Распределите эти растения на группы.
РАБОТА В ПАРАХ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ПРОВЕРКА
Вывод: растения можно поделить группы:
Культурные растения
деревья кустарники травянистые
Культурные растения
овощные плодовые зерновые прядильные
декоративные
VII Работа по учебнику
- Помогите попугаю Илье закончить схемы.
ПРОВЕРКА по цепочке.
VIII Итог урока
- Сейчас поиграем в игру. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадав растение, называете, к какой группе оно относится.
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку (мак)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи у него не горячи. (подсолнух)
Какую траву и слепой узнает? (крапива)
Весною зеленела,
летом загорала,
осенью надела
красные кораллы. (рябина)
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (вишня)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет.
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки ! (орешник или лещина)
X Домашнее задание.
Чтение текста в учебнике с. 62 – 63
Подобрать легенды о растениях
Список использованной литературы
Учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»
А. А. Плешаков атлас -определитель «От земли до неба»,
«Великан на поляне», «Зелёные страницы»
Использованные материалы и Интернет-ресурсы