ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ПОСТРОЕНИЕМ ЗАГАДОК. - Хозяева предлагают нам отгадать несколько загадок для того, чтобы познакомиться с тем, как они устроены. СЕРОВАТО, ЗУБОВАТО, ПО ПОЛЮ РЫЩЕТ, ТЕЛЯТ, ЯГНЯТ ИЩЕТ. (ВОЛК) - Какие слова помогли отгадать загадку? (серовато, зубовато)Мы знаем, что волк серый и зубастый. Что еще помогло определить? - Прочитайте следующую загадку. В ГУСТОМ ЛЕСУ ПОД ЕЛКАМИ, ОСЫПАННЫЙ ЛИСТВОЙ, ЛЕЖИТ КЛУБОК С ИГОЛКАМИ, КОЛЮЧИЙ И ЖИВОЙ. (ЕЖ) - Похожа ли эта загадка на стихотворение? Вывод: в загадке есть (опора) - Чем эта загадка отличается от стихотворения? (в загадке надо отгадывать о чем говорится) - Если в загадке есть рифма, то значит они ритмичны. Прохлопаем ритм этой загадки. Получились ритмичные хлопки? (опора) - Посмотрим, как устроена эта загадка. Говорится ли в загадке о еже? Нет. С чем сравнивается еж? - Для чего в загадке используется сравнение? - Почему говорится про "клубок с иголками", а не про мяч, он ведь тоже круглый? (клубок катится, а мяч скачет) (опора) - Найдите слова, которые подсказывают отгадку. (с иголками, колючий и живой) - Если бы не было этих слов, получилась бы загадка? В ГУСТОМ ЛЕСУ ПОД ЕЛКАМИ, ОСЫПАННЫЙ ЛИСТВОЙ, ЛЕЖИТ КЛУБОК... - Можно ли теперь отгадать, о ком идет речь? Почему? (нет слов, по которым могли бы узнать ежа) В загадке должны быть похожие особенности. Вывод: значит, в загадке должны быть опорные слова, которые помогают найти отгадку. (опора) - Посмотри как устроена эта загадка: ИЗ ПШЕНИЦЫ И ОВСА СМОТРЯТ СИНИЕ ГЛАЗА. (ВАСИЛЬКИ) - Почему решили, что это васильки? - Что помогло вам определить? - Называется ли в загадке сам цветок? НЕТ. В этом заключается секрет загадки. - По каким словам узнали, что это васильки? Назовите их. - Могут ли быть на самом деле у васильков синие глаза? - Чем являются эти слова? (подсказка, помощники) - А если бы их не было? - Отгадайте следующую загадку: МАЛЕНЬКИЙ, БЕЛЕНЬКИЙ ПО ЛЕСОЧКУ ПРЫГ-ПРЫГ, ПО СНЕЖОЧКУ ТЫК-ТЫК. (ЗАЯЦ) - Какие слова помогли отгадать загадку? - Как помогли эти слова? - Что передают они? (движение зайца) - Значит эта загадка еще и ритмична. Прохлопайте ритм. ОТГАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ. НЕБОЛЬШАЯ ПТИЧКА С КРАСНОЙ ГРУДКОЙ, ГОЛУБОВАТО-СЕРЕНЬКОЙ СПИНКОЙ, С ЧЕРНОЙ БАРХАТНОЙ ШАПОЧКОЙ. (СНЕГИРЬ) - Это загадка? (нет) - Почему? Ведь вы же отгадывали по опорным словам? В этом предложении назывались настоящие особенности снегиря, а в загадке должны быть особенности ПОХОЖИЕ, образные. Например, как узнавали ежа? Какие сравнения помогали отгадать?(клубок с иголками) Как узнали василек? (синие глаза) Как узнавали зайца? (по движению) Снегиря с чем можно сравнить? (с факелом, огоньком, гроздью рябины) - Итак, в загадках используются СРАВНЕНИЯ. - Назовите русские народные загадки, где использованы сравнения. - Составьте загадку о снегире. (самостоятельная работа учащихся) - Слушаем загадки... ПРИЛЕТАЕТ К НАМ ЗИМОЙ ОГОНЕЧЕК НЕБОЛЬШОЙ. Когда называют не тот предмет, который надо отгадывать, а другой, похожий на него, то такая особенность называется МЕТАФОРОЙ. (опора) - Какая метафора в этой загадке? БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЕНКА ПОСТРОЕНА ИЗБЕНКА. (гнездо называют избенкой) - Почему не избой? Почему без рук, без топоренка? | Самостоятельное чтение. Индивидуальные ответы детей. Чтение детьми загадки. Индивидуальные ответы детей. Вывод. Открывается окошечко. Работа в паре. Сравнивают загадку со стихотворением. Игра: «Прохлопай ритм». Вывод. Открывается окошечко. Индивидуальные ответы детей. Фронтальная работа. Вывод. Открывается окошечко. Работа с текстом и карандашом. Индивидуальные ответы. Коллективно составляют вывод. Открывается окошечко. Чтение загадки учениками. Индивидуальные ответы. Поиск секретов. Читают загадку. Фронтальная работа. Игра: «Прохлопай ритм». Чтение загадки. Работа в четвёрке. Дети ищут доказательство того, что это не загадка. Индивидуальные ответы. Работа в группе. Слушание творческих групповых работ. Самостоятельная работа. Слушание индивидуальных работ. Вывод. Открывается «секрет». Индивидуальная работа. Фронтальные ответы. |