Тип урока: урок- исследование; открытие новых знаний;
Ход урока.
1 Орг.момент.
Вот уже заливисто прозвенел звонок!
Мальчики и девочки садятся на урок!
Мы проверим всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка,
И конечно дневничок.
Все за парты тихо сели
Начинается урок.
- Здравствуйте уважаемые гости и ребята. Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
Задают вопросы
Ищут ответы на эти вопросы
Наблюдают, проводят опыты
Проверяют свои догадки и делают выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: урок- исследование; открытие новых знаний;
Ход урока.
1 Орг.момент.
Вот уже заливисто прозвенел звонок!
Мальчики и девочки садятся на урок!
Мы проверим всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка,
И конечно дневничок.
Все за парты тихо сели
Начинается урок.
- Здравствуйте уважаемые гости и ребята. Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
Задают вопросы
Ищут ответы на эти вопросы
Наблюдают, проводят опыты
Проверяют свои догадки и делают выводы.
В нашей лаборатории вы будите работать группами . Будьте внимательны и уважительны друг к другу. Свои наблюдения и выводы вы будите заносить в таблицы.
2.Минута календаря
Наш урок мы начнем с минуты календаря. Дежурный научный сотрудник расскажет нам о погоде.
Какой сегодня день недели? Месяц? Число?
3 .Проверка домашнего задания.
Обычно, что бы приступить к новым открытиям учёные вспоминают и обобщают изученный материал, так сделаем и мы.
-Какое время года сейчас? Что происходит зимой?
Игра «Снегопад вопросов »(на снежинках вопросы по пройденному материалу.)
-Чем окружен Земной шар? (воздушной оболочкой)
-Что входит в состав воздуха?(азот, кислород, углекислый газ)
-Что поглощают живые существа при дыхании? (кислород)
-Что выделяют живые существа при дыхании? (углекислый газ)
-Назовите свойства воздуха? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, плохо проводит тепло)
-Почему от холодного воздуха зимой не замерзают птицы и животные?
-Почему под снегом не замерзают растения? (потому что в снегу много воздуха)
-Могут ли живые организмы прожить без воздуха.
- Молодцы, хорошо ответили на все мои вопросы.
Работа со слабоуспевающими учениками.
Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:
Цвет воздуха
бесцветный
голубой
душистый
без запаха
круглый
нет формы
газ
жидкий
Запах воздуха
Форма воздуха
Состояние воздух
4Сообщение темы и цели урока.
Для определения новой темы учёные задают себе много вопросов. Вот и я вам подготовила листы по группам – вопросники для определения темы исследования.
Буквы с правильными ответами подскажут вам тему исследования.
Что такое воздух?
В) Воздух – смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа
Б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например: кислород, вода, облаков, туч, углекислого газа.
В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?
А) голубой цвет хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный.
О) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.
Что происходит с воздухом при нагревании?
Д) при нагревании воздух расширяется.
Б) при нагревании воздух сжимается.
Какой из газов мы поглощаем при дыхании?
М) углекислый газ.
А) кислород.
В) азот
Впишите буквы с ответов в таблицу.
1
2
3
4
Итак что же мы будем сегодня исследовать?
А цель нашего исследования как можно больше узнать о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.
5 Изучение нового материала
1. Ассоциативный ряд.
- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Что вы представляете? (река, озеро, море, пруд, бассейн, вода из крана, водопад.)
Перед вами учённые, лежат картинки, ваша задача выбрать и прикрепить на доску ассоциации к слову вода.
А.Фет писал: Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только вода.
Жизнь на земле, различные природные явления связаны с водой. Без нее не растут растения, не могут прожить животные. Вода доставляет растениям питательные вещества из почвы. Вода составляет большую часть массы живх организмов. Особенно много ее в растениях . В организме человека и животных ее тоже много.Основная жидкость в нашем теле -кровь. Она почти вся состоит из воды. Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек выпивает 50 т воды.
Вода одно из самых главных богатств Земли.
- А для чего людям нужна вода? (Дети отвечают)
А кому еще нужна вода? (растениям и животным).
- Да, всем нужна вода.
2. Теоритическая информация о воде.
Для обобщения ваших ответов и углубления знаний я предлагаю посмотреть видеоролик о воде.
О чём шла речь в видеозарисовке?
-Что мы увидим если посмотрим на Землю из космоса?
-Где находится вода на планете? (в воздухе в почве, в океанах и морях и даже в живых организмах)
-Сколько воды может в день выпить человек? (более 2 л)
Еще для чего нужна людям вода? (приготовление пищи, умыться, постирать одежду, сделать уборку в доме)
-Какое значение воды в хозяйственной жизни? (не было ни хлеба. Ни одежды, ни бумаги, даже электрическая энергия тоже вырабатывается с помощью падающей воды)
Чем еще может служить вода? (широкой и удобной дорогой)
Вода является средой обитания для многих живых существ
3. Определение состояния воды
Что такое вода мы узнали . Теперь приступим к исследованию воды. Но для начала определим её состояния, а в этом нам помогут загадки.
Ответы внесите в таблицу № 1
1.Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло –
Скользко, весело, светло Лед
-В каком состоянии вода?
В твердом состоянии
2.Меня часто зовут,
Дожидаются.
А приду – от меня
Укрываются. Дождь
В каком состоянии вода?
В жидком состоянии
3. Был водой теперь летаю
С виду я туман напоминаю. Пар
-В каком состоянии вода?
Газообразном.
Мы выяснили в каких состояниях бывает вода. Назовите мне их.
Физ. минутка
Сейчас немного отдохнем
Я буду называть воду в трех состояниях: если это жидкое состояние- то вы плаваете, если газообразное то полетаем, если твердое, присядем и превратимся в лед.
Роса- жидкое сост.
Лед- твердое сост.
Снег- твердое сост.
Дождь- жидкое сост.
Туман- газообразное сост.
Иней- твердое сост.
Град- твердое сост.
Облака- газообразное сост.
Снежинка- твердое сост.
4. Практическая часть.
А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».
Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Выводы записываем в таблицу № 2
Опыт 1.
Определение прозрачности
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Определение цвета
На столах у вас лежат полоски цветной бумаги с их помощью мы определим цвет воды. Около стакана с водой положите полоску цветной бумаги, еще одну, еще. Сравните цвет жидкости с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
Опыт 3.
Определение запаха
Когда мама печёт пироги аппетитный запах ты почувствуешь, ещё поднимаясь по лестнице. Тонкий аромат издают цветы. А чем пахнет чистая вода? Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?
Уч-ся: Понюхать воду
Что можно сказать?
Уч-ся: Вода не имеет запаха
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 4.
Вода - растворитель
У вас на партах есть два белых сыпучих вещества. Всыпьте одно вещество в один стакан, а второе вещество в другой перемешайте воду. Что можно заметить?
Что произошло с солью и сахаром?
Уч-ся: Они растворились
Вывод: Вода – растворитель
Вода – универсальный растворитель. Она растворяет практически всё и даже металлы. Например: серебро. С давних пор известно народное средство, которое залечивает наружные раны и лечит желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную вещь. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся, но этого глазом увидеть нельзя.
А если стакан с одой насыпать немного песка, ода растворяет не все вещества.
Опыт 5.
Если взять одну колбу с подкрашенной водой, опустить колбу в горячую воду, то через некоторое время покрашенная вода стала подниматься по трубочке. Следовательно, вода расширяется при нагревании.
-А что же будет, если воду охладить? Ту же колбу с трубочкой можно поставить в тарелку со льдом. Вода трубочке начала опускаться. Значит, вода при охлаждении сжимается.
Опыт 6.
Определение вкуса
А какая вода на вкус? Как определить?
Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?
Уч-ся: У воды нет вкуса
Вывод: вода не имеет вкуса
Опыт 7.
Определение текучести воды
Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Почему у вас это получилось?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет
Опыт 8.
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
Так какими же свойствам обладает вода?
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
Молодцы!
Закрепление.
-Почему вода –одно из главных богатств Земли?
Рассмотрите заполненную таблицу.№1
-В каких трех состояниях может быть вода?
Рассмотрите таблицу номер 2
Какие свойства воды мы установили?
№ п/п
Параметры
Свойства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Состояние
Вкус
Прозрачность
Цвет
Запах
Форма
Растворяет ли вещества?
Что происходит
– при нагревании
– при охлаждении
жидкое, текуча
без вкуса
прозрачна
без цвета
без запаха
не имеет
растворитель
расширяется
сжимается
Работа с учебником стр 76
Интересные факты о воде.
Беседа:
-Сколько примерно рек Казахстане? (восемь с половиной тысяч)
-Откуда берут начало реки? (с гор)
-Самая длинная река ? (Ертис) Притоки реки Ертис? (Есиль и Тобол)
-вторая по величине река Казахстана? (Жайык)
-Третья по величине река? (Сырдарья)
-Сколько озер Казахстане? (пять тысяч)
Перечислите их(Аральское море, Балхаш, Жайсан, Алаколь, Тениз)
Вода- одно из главных богатств на земле. Трудно представить что стало бы с нашей планетой если бы пресная вода. А такая угроза существует.
От загрязнения воды страдает всё живое. Поэтому вода – наше главное богатство, надо её беречь
Что для этого надо делать?
Блиц-турнир (сигнальные карты красного и зелёного цветов) Учитель: Ребята, сейчас я буду вам задавать вопросы а вы должны ответить верны ли мои утверждения. (да, нет) нет – зелёная карта, да – красная. - Цвет воды может быть серый? нет - Вода имеет запах? нет - Дождь это твёрдое состояние воды? нет - Снег это жидкое состояние воды? нет - Вода главное богатство земли? да - Вода бывает только в двух состояниях? нет - Если блюдце с водой поставить в морозильник, то вода испарится? нет - Без воды звери, птицы могут обойтись? нет - Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? да -Всё живое на планете нуждается в воде? да - Без воды человек может долго прожить? нет - На карте и глобусе голубым цветом обозначена суша? нет Итог урока
Вот и подошла к концу работа нашей лаборатории где, вы были научными сотрудниками. И пришло время подвести итог нашей работы.
Что нового вы узнали о воде?
Почему воду называют «сама жизнь?»
-В каком состоянии может быть вода?
-назовите свойства воды?
Тест по теме: «Вода и её свойства»
6.Домашняя работа
Стр. 74-76 подобрать пословицы о воде.
Рефлексия.
Вы сегодня хорошо поработали и я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. На столах лежат капельки разного цвета. Значение каждой есть на доске.
Если в считаете что многое узнали на уроке и урок вам понравился крепим красную капельку к плакату, если информацию получили частично и нужно еще многое узнать оранжевую капельку, если нечего не узнали на уроке то зеленую капельку.
(дети крепят тот цвет подходящий по смыслу )
Оценивание.
Каждая группа подсчитывает результат правильных ответов на уроке каждого ученика и выставляются оценки за урок.