Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. - Ребята, сегодня наш урок будет необычным, на уроке мы совершим увлекательное путешествие по станциям на паровозике из Ромашково. Для отправления в путь обязательно нужны билетики. (Учащиеся получают маршрутные листы, на которых оценивают сами свои знания на каждой станции. Отметка ученика: + уверен в своих знаниях, - не знает, как выполнять, ? не уверен, что знает.) | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа. | -Какую тему мы изучали на последних уроках русского языка? ( Имя прилагательное ) -Что называется именем прилагательным? Очень занимательное имя прилагательное. Трудно будет без него, если пропадёт оно. Но, чтобы всё отлично стало, разных признаков немало. Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять. Отправляемся в путь! | Отвечают на вопросы. | Определяют часть речи – имя прилагательное. Дают определение имени прилагательному | Беседа по вопросам |
III. Чистописание. | Индивидуальная. Практический. Письмо | Путешествие по станциям. -Наш паровозик прибывает на Станцию «Чистописание». Букву П в спортивном зале Пп Перекладиной назвали. - Вспомним словарные слова, которые начинаются на букву П: пальто, пенал, песок, погода, помидор, посуда. (Слова напечатаны на карточках, безударная гласная закрыта; у детей – сигнальные карточки.) | Записывают: П, п оп пл пр па Показывают сигнальную карточку с нужной буквой: пальто, пенал, песок, погода, помидор, посуда. | Вырабатывают калли-графический почерк. Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий. | Письмо |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать его цели -Итак, путешествуя сегодня, что мы повторим на уроке? Что такое имя прилагательное? | Слушают учителя, предлагают формули-ровки целей урока | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. Станция «Вспоминайка» | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Станция «Вспоминайка» - Отгадайте загадку: В поле сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – Белые реснички. ( На доске прикреплена «ромашка» с названиями частей речи. ) - Что обозначает наша «ромашка»? - Давайте вспомним с какими частями речи мы познакомились? - Что вы можете сказать о каждой из них? - Какой части речи относятся словарные слова, которые мы повторяли? - Самостоятельно подберите подходящие к ним имена прилагательные и напишите словосочетания. | Ромашка. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Имена существительные. Зимнее пальто, красивый пенал, жёлтый песок, прекрасная погода, красный помидор, чайная посуда. | Осуществляют классификацию слов по самостоятельно определенному критерию. Рассказывают о частях речи. Определяют части речи. Самостоятельно приводят примеры имен прилагательных | Беседа по вопросам, письмо |
Роль имени прилагательного в русском языке Станция «Сказочная» Станция «Размышляйка» | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, проблемный. Чтение, беседа, письмо | Станция «Сказочная» - Послушайте сказку об именах прилагательных. (с.196 «Веселая грамматика» В.В.Волина) Скромные просители. От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми с Существительными, да вот не задача: не было у Прилагательных собственных рода, числа. - А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них на прокат формы рода, числа. Вместе – служба, вместе – дружба. - С какой частью речи связаны имена прилагательные? - Сейчас я буду загадывать загадки. Отгадки к которым – имена существительные. Вы должны отгадать загадку, определить правило, которое встречается в, отгадке, подобрать к отгадке подходящее имя прилагательное и записать получившиеся словосочетание. 1) Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. 2) Течёт, течёт - не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. 3) Маленький мужичок – костяная ручка 4) И ограда в саду, и закуска дрозду, И от хвори настой - душистый, густой. 5) Чёрненько, горяченько, а все любят. - На какие вопросы отвечает имя прилагательное, если обозначает признак 1 предмета? - Несколько предметов? Станция «Размышляйка» Для чего нужны в русском языке имена прилагательные? – Прочитайте два текста: 1. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. 2. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит | Слушают сказку. С именем существительным. Отгадывают загадки, определяют правило, которое встречается в, отгадке, подбирают к отгадке подходящее имя прилагательное и записывают получившиеся словосочетание. Лиса-лисы, хитрая лиса Река-реки, быстрая река Нож-ножи, острый нож Шиповник, колючий шиповник Чай, вкусный чай Какой? Какая? Какое? Какие? Слушают проблемный вопрос, читают два текста, записанных на доске. | Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с существительным, число Принимают учебную задачу этапа – проб-лемный вопрос. Осуществляют сравнение двух текстов, находят сходство и различие. Высказывают свои предположения. Определяют грамматичес- | Беседа по вопросам, письмо |
| | ласковое солнце. Летят голо- систые птицы. – О чем первый текст? – О чем второй текст? – Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите. – Что же отличает первый текст от второго? – Во втором тексте использовано прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное некрасивое. Попробуйте его заменить. – Какой вывод можно сделать о роли имен прилагательных в русском языке? – Спишите второй текст | Отвечают на вопросы учителя – О весне. – О весне. – Нет. – Нет имен прилага- тельных. – Пушистый, сереб- ристый. – Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения | кие признаки имени прилагательного: связь с именем существи- тельным, число (единственное или множественное), роль в предложении и рус-ском языке. Производят замену имени прилагательного более точным, красивым для описания имени существительного. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, делают совместный вывод | |
Физкультминутка Станция «Отдыхайка» | Коллективная. Практический | Станция «Отдыхайка» Физминутка «Ромашка». | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений |
Продолжение работы по теме Станция «Упражняйка» | Работа в группах. Практический, словесный. | Станция «Упражняйка» (Работа в группах) Работа по учебнику ( упр. 167, с.97) 2. Выполнение упражнений на компьютере (Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого) | Выполняют задание в группах. | Принимают учебную задачу этапа урока. Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с существительным, число | Письмо. Выполнение упражнений на компьютере |
Станция «Угадайка» Поляна читателей | Чтение, беседа | Станция «Угадайка» Работа по карточкам. Угадайте по признакам времена года. Голубые, синее небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. (Весна) Лес и поле в зелени, синяя река, Белые пушистые в небе облака. (Лето) Золотые, тихие рощи и сады, Нивы урожайные, спелые плоды. (Осень) Лес и поле белые, белые луга, У осин заснеженных – ветки как роса. (Зима) Поляна читателей (Работа в парах) (Тексты напечатаны на карточках) - Прочитайте текст. Найдите имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией. | Объясняют орфограммы | Анализируют загадку, высказывают предпо-ложения. Умеют работать в паре, контролируют работу партнера. Проводят коллективное обсуждение. Под руководством учителя формулируют вывод. Выделяют изученные орфограммы в именах прилагательных, объясняют их | Беседа по вопросам. |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Обобщающая беседа | Фронтальная. Словесный. Беседа | Станция «Итоговая» -Вот и подошло к концу наше путешествие. - Слова какой части речи мы повторяли на уроке? – Для чего же нужны имена прилагательные? | -Имена прилагательные. – Для описания и уточнения предмета. | Привлекают имеющиеся знания для ответа на вопросы | Беседа по вопросам |
| | – Что уточняют имена прилагательные? | – Имена существи- тельные | | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… -Оцените свою работу на уроке. Выставление оценок. Домашнее задание. 1.Учебник с. 98, Упр.169 2.(Индивидуальное задание) Описать любимую игрушку, используя имена прилагательные. | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
1 учащийся выходит и становиться лицом к классу. Учитель показывает классу карточки с именем существительным. Ребята должны перечислить признаки предмета, не называя его. Вызванный ученик должен догадаться, о чем идёт речь.
- Запишите в тетрадь как можно больше признаков предмета. Медвежонок (Какой?): игрушечный, коричневый, маленький, мягкий, пушистый, музыкальный
- Составьте и запишите словосочетания с прилагательным (мягкий, острый, свежий, колючий, серебристый).