Тема: Единственное и множественное число имён прилагательных Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе. Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке. Предметные: 1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам; 2) определять число имен прилагательных; 3) Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе; 4) способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное. Метапредметные (УУД) Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу; 2)контролировать и оценивать свои действия; 3)адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров. Коммуникативные: 1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать; 2) уметь формулировать собственное мнение и позицию; 3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные: 1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре. 2) развитие самостоятельности; 3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы. | Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном
Цель: Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к природе, к родному языку.
|
Орг. момент:
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Я о Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И из нас ощутит свой успех.
- А сейчас послушайте стихотворение. (слайд 1) (читает ученик) Работа над эпиграфом к уроку: Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! -Какая часть речи может так себя охарактеризовать? ( имя прилагательное) Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умение применять прилагательные в своей речи. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. (слайд 2) - В записи числа назовите изученные орфограммы Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного. Имя прилагательное: - Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного? - Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно. Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить! Имя прилагательное: Вместе - служба, вместе - дружба! (слайд 3) (читает ученик) Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле. Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
*Минутка чистописания (для всех) На - На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются окончаниями вопросов имени прилагательного. - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Ка - Назовите окончания вопросов имени прилагательного - Оп Определите порядок написания букв в данной цепочке? Ыеи аяоеойые На второй строчке запишите вопросы имени прилагательного ( Какой? Какая? Какое? Какие?) (образец на доске) (Слайд 4) - Самостоятельно определите порядок написания букв в цепочке. (слайд 5) Работа со стихотворением. - Прочитайте стихотворение. Поёт зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. (С.Есенин) - Объясните значение слов «аукает», «баюкает». -Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка? (эпитет). -Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета. - Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении? - Для чего нужны прилагательные в нашей речи? |
Работа с учителем *Постановка проблемы. -Назовите выделенные в стихотворении имена прилагательные (Мохнатый, седые) - На какой вопрос отвечает слово «мохнатый»? - На какой вопрос отвечает слово «седые»? (слайд 6) - В каком числе употреблены существительные и прилагательные в каждом столбике? - Попробуйте сформулировать тему урока. А какие задачи поставим? 1) познакомимся с правилом определения числа имени прил -ного 2)Научимся! Определять число имен прилагательных 3) применять правило на практике) - В - В каких ситуациях пригодятся нам эти знания? (в учёбе, в жизни, быть грамотными, чтобы сочинять) Раб * Работа по теме урока
-Как определить число имени прилагательного? (по числу имени существительного? ( учебник, правило стр.93) - Что обозначают имена прилагательные в единств. числе?( признак 1 предм) - На какой вопрос отвечают? - Что обозначают имена прилагательные во множеств. числе?( признак неск. предметов) - Какая часть слова указывает на то, что число прилаг. изменилось? ( окончание) - На какой вопрос отвечают? ( слайд 7, правило) * Устная работа с использованием сигнала «Да-Нет» - Определить число прилагательных. Доказать. Широкая дорога, душистый ландыш, солнечные дни, голубые колокольчики, летнее утро, жёлтый одуванчик, нежные незабудки. Самостоятельная работа по карточкам - Списать предложения. Вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть прилагательные, определить число прилагательных По желанию: выделить окончания прилагательных.
Пришла дружная в..сна. Светит тёплое солнышко. Журч..т шумные руч.и. На б..рёзах надулись мален..кие почки. Они пахнут душ..стой см..лой. Крич..т в..сёлые в..р..бьи.
- В первом и втором предложениях подчеркнуть грамматическую основу ( на закрытой доске)
Доп-но: Выписать 5 словарных слов, подобрать к ним имена прилагательные, записать словосочетания.
Физминутка «Зарядка для глаз) ( слайды 9, 10, 11. 12)
Работа с учителем Проверка заданного Письмо с комментированием: - Подберите к словам проверочные слова. Вставить пропущенные орфограммы. В проверочных словах обозначить ударение. Определить число прилагательных. Устно подобрать к именам прилагательным имена существительные: т..инственый - , ..довитый- , м.рские, д..машний -, в..твистые-, червивые -, пол..сатый -, в..сенний-, ст..ловые -, г..лодный. | Самостоятельная работа -Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и падеж имён прилагательных .( ученик работает на закрытой доске) Работа в парах - Начните составлять кластер по имени прилагательному
Работа с учителем * Проверка заданного: - Проверка с доски с использованием сигналов «Да-Нет»
- А теперь вспомним, как пишутся безударные окончания имён прилагательных. ( так же, как и ударные) _ Вспомним алгоритм написания безударных окончаний имён прилагательных: ( уч. Стр.4) Опред. род и падеж существительного. Вспомнить окончание прил-го в этом падеже. Окончание вопроса совпадает с окончанием прилаг-го. Можно подставить прилагательное с ударным окончанием. - Какое окончание у прил. муж. и ср. рода в Р.п?(ого, его) - В Д. п ?( – ому, ему) - Т.п.? ( ому, ему) - Какие окончания имеют прилаг Ж.Р. ед. ч? В Р.п, Д., Т.п, П.п? ( ой, ей) - В В.п? ( ую, юю, ою, ею)
*Орфографическая зоркость. Прочитайте текст и найдите ошибки. (слайд 8) Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь. - Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
Самостоятельная работа
- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. У прилагательных обозначить род, падеж, число. -Разбор: к дальнему³ ( у доски) Самопроверка ( слайд 13)
|