Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД |
I. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя Метод контроля | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на изучение новой темы:(Слайд 1) Долгожданный дан звонок- Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - С каким настроением вы пришли на урок. Поднимите смайлики. - Скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок? | Приветствуют учителя.Слушают, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе. Выбирают и показывают своё настроение.Высказывают свои предположения. | Личностные : -понимать значение знаний для человека и принимать эти знания; желать и стремиться хорошо учиться. регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли | Фронталь-ный. Индивиду-альный. Наблюде-ние учителя за организа-цией учащимися рабочего места и их настроения. |
Ι Ι. Актуализация знаний и фиксация индивидуаль-ного затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Фронтальная. Метод проблемной ситуации. Игровой метод «Найди заблюдившуюся букву». Проблемно-поисковый метод. Приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза: через работу по алгоритму. Словесный Метод поощрения. | - Ребята я предлагаю вам провести наш урок на борту космической ракеты и совершить полёт в космос. (Слайд 2) - Согласны ли вы? - Итак, повышенное внимание! Включаю экран телевизора! На экране гласные и согласная буква “п”.(Слайд 3) - Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, какая буква заблудилась и почему? - Согласны ли вы, ребята?
- Что о ней вы можете рассказать?
-Молодцы! - Прочитайте твёрдые слоги-слияния; мягкие слоги- слияния. ПЕ, ПА, ПИ, ПЫ, ПУ, ПО (Слайд 4 ) - В каких вежливых словах встречаются эти звуки? -Ребята, пожалуйста, не забывайте их употреблять в своей речи | (Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя о предстоящей работе) - Да. А,О,У,П,Ы,И,Е - Заблудилась буква “пэ”. (Дети поднимают сигнальные флажки. Отвечают.) - Это буква согласного звука. -На письме буквой “пэ” записывают глухие, твёрдые и мягкие звуки [п], [п’];. Буква”пэ” бывает большая и маленькая ... (Дети распознают [п], [п’] и читают слоги- слияния) (Дети слушают, рассуждают, отвечают на вопросы) - “Спасибо”, - “Пожалуйста” | регулятивные: - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; коммуникатив-ные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; предметные: - правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентировать-ся в своей системе знаний (определять границы знания /незнания) - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматически-ми и синтакси-ческими и культурными нормами родного языка. | Фронталь-ный. Устные ответы Индивиду-альный. Чтение. |
III. Постановка учебной проблемы Цель: обсуждения затруднений («Почему возникли затруднения? «Чего мы ещё не знаем?»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | Фронтальная. Словесный. Игровой Наглядный метод с исполь-зованием интерактивной доски, практический. Дифференциро-ванный метод Проблемно-поисковый метод, создание проблемной ситуации. Побуждающий к гипотезам диалог. | - Внимание! Экипажу занять свои места в ракете! Надеть шлемофоны, пристегнуть ремни! - Ребята, теперь вы не только ученики, а члены космического экипажа! Наш полёт будет длительным, целых два урока, а чтобы он прошёл успешно необходимо выполнять следующие условия. (Открывает задание на интерактивной доске и предлагает прочитать): 1). Точно и правильно выполнять задания 2) Не допускать ошибок. 3) Быть очень вни*ательны*и. 4)По*огать друг другу. - Поняли ли вы последние два условия? - Почему? – Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 5) | (Дети выполняют игровые действия) (Дети 1-го уровня (читающие) читают условия) (Дети 2- 3-го уровня слушают) - Нет. - Незнакомая буква. (Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву). | регулятивные: - высказывать свое предположение; - развивать речевой и слуховой аппарат; коммуникатив ные: - точно и полно выражать свои мысли. личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: -определять и формулировать задачи урока под руководством учителя. | Фронталь-ный. Устные ответы. Чтение. |
IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель: Решение (устной задачи) и обсуждение проекта её решения. 1. Знакомство со звуками [м], [м’] 2. Упражнения в различении звуков. | Мотивационный компонент учебной деятельности, через игровую деятельность Метод нагядного моделирования. Приём сравнения, сопоставления, анализа и синтеза. Подводящий к открытию знания диалог. Приём обобщения и конкретизации. Игровой
Метод контроля, самоконтроля и взаимоконтроля Приём анализа и синтеза Метод поощрения. | - Один, два, три- пуск! Мы в полёте. За бортом нашей ракеты обнаружен неопознанный космический объект. (Слайд 6) - Что это? - Что вы можете сообщить о нём?
( Загадывает загадку) - Разгадайте его и соотнесите отгадку со схемой. Солнце жжёт мою макушку. Хочет сделать погремушку. Голова на ножке, В голове горошки. - Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. - Кто затрудняется пользуется алгоритмом. (Слайд 7) - Согласный он или гласный? - Звонкий он или глухой? - Мягкий он или твёрдый? Докажите! - Подумайте, всегда ли он твёрдый? - Докажите, придумав слова с мягким звуком [м’]. - Так с какими новыми звуками мы познакомились? Какие тайны этих звуков вы раскрыли? - Наша ракета всё дальше и дальше удаляется от Земли. А нам пришло время подкрепиться. Мы можем съесть продукты питания в названии которых есть звуки [м], [м’] (Знакомит с правилами игры) - Я буду называть эти продукты питания. Если в слове услышите звук [м], поднимите синюю сигнальную карточку, если звук [м’] - зелёную. Правильно выполненное задание пополнит наше меню. (Называет продукты питания) - Мясо, мандарины, мёд, масло, молоко, майонез, морковь, сметана, макароны, пельмени, компот,вермишель, суп. - Суп. - Молодцы! - Что же ещё необходимо узнать? - А какой буквой обозначается звук [м]? | (Дети слушают, смотрят, отвечают на вопросы) - Схема (модель) слова. - Слово состоит из твёрдого слога слияния и согласного звука. В нём один слог т.к один гласный звук. ( Дети отгадыва-ют загадку с последующим слого-звуковым анализом слова-отгадки). - Мак. (Дети дают характеристику звуку, если затрудняются пользуются алгоритмом). - [м] - согласный, звонкий, твёрдый. (Дети высказыва-ют свои предполо-жения, называют слова,формулиру-ют вывод) - Мы познакоми-лись с согласными, звонкими, парными твёрдыми и мягкими звуками [м], [м’]. (Дети работают с сигнальными карточками): (Дети слушают, думают, анализируют, отвечают) - В слове “суп” нет звуков [м], [м’] (Высказывают предположения, что нужно узнать новую букву). | познавательные: -преобразовы-вать пространственно- графическую модель в объект словесной формы; формулировать тему урока. коммуникатив-ные: - владеть монологической и диалогической формами речи; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - инициативное сотрудничество с поиске и сборе информации; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. регулятивные: -воспринимать на слух ответы учащихся; -осуществлять взаимоконтроль за правильно-стью ответа; - отличать верно выполненное задание от неверного; - высказывать своё предполо-жение на основе учебного материала. | Фронталь-ный. Индивиду-альный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова, анализ ситуации. Коллектив-ный. Игра. |
3) Физкульт-минутка | Коллективная. Словесный и практический методы. Наглядный метод. Фронтальная работа Здоровьесберегающая технология. | ( Проводит физминутку. Проговаривает и демонствирует правильное выполнение упражнения) Ждут нас быстрые ракеты- Для полётов на планеты. На какие захотим, На такие полетим. Но у нас такой секрет- Здесь лентяям места нет. | (Дети вслух проговаривают слова, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя). | регулятивные: - нацеливание на необходимую деятельность выполнения. коммуникатив-ные: – управление коммуникацией;–осуществление взаимного контроля личностные- – ценностное отношение к здоровью. | Коллектив-ный Правильное выполнение движений. |
V. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала Цель: Решение (практической задачи) и обсуждение проекта её решения.
1) Знакомство с новой буквой | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа. Моделирование буквы. Метод самоконтроля и взаимоконтроля Метод комментирова-ния Здоровьесбере-гающие технологии Метод поощрения Дифференциро-ванный ИКТ технологии (использование интерактивной доски) Самостоятель-ная работа | - А теперь мы продолжим свой полёт. Сядем поудобнее (парами), посмотрим вперёд. - Перед нами ещё один неопознанный объект. (Слайд 8) - Кто знает? Что это? - Найдите эту букву в алфавите и на «ленте букв». - Из каких элементов состоит буква “эм”? - А теперь вы смоделируете букву эм самостоятельно, и проверьте друг у друга. Если пара готова, покажите это с помощью сигнальной карточки. - Я знаю про это стихи. (По шелчку мышки показ построения буквы из палочек) Палочка и палочка. Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква “эм”! - Почему одна буква большая, а другая маленькая? - Давайте научимся её печатать. (Приложение1) - Напечатаем эти буквы в наш бортовой журнал. М м М м М м М м М м М м (Учитель следит за правильной посадкой детей при письме) - Хорошо! Замечательно! - Дети, а для чего нам нужна эта буква? - Вернёмся к двум нашим последним пожеланиям, вставим букву и прочитаем их. 3) Быть очень внимательными. 4) Помогать друг другу. | (Дети 1-ой группы могут назвать букву, если называ-ют неправильно учитель помогает) - Это буква М (эм) ( Дети отвечают). (Работая в парах конструируют букву из счётных палочек,проволоки. Осуществляют самопроверку и проверку в парах). (Дети слушают, сверяют свою букву с образцом) - Первое слово в предложении, имена собственные пишутся с боль-шой, заглавной буквы. (Дети смотрят на экран, повторяют написание элементов в воздухе, работают в тетрадях по печатанию) - Без буквы “эм” мы не сможем записать и прочи-тать многие слова. (Дети 2-3-го уров-ня печатают букву в словах на интер-активной доске, слушают; 1-го уровня читают пожелания с новой буквой) | познавательные: -моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель. регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. коммуникатив-ные: - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Фронтальный. Устные ответы, моделиро-вание. Парный. Устные ответы. Индивиду-альный Коллектив-ный |
VI. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, запись ввиде опорного сигнала. 1) Чтение слогов- слияний и договаривание их до целых слов. | Дифференциро-ванный метод, групповой. Поэтапное усвоение материала по методу Талызиной и Гальперина. (звук- буква) -слог-слово). Словесный. Игра. | - Подружим новую букву согласного с гласными. (Слайд 9) - Дружит гласная с согласной, образуя вместе слог.
- Поиграем в игру «Эхо» и «Договори словечко» (Слайд 10) - (Сегодня «эхо» будет …) - Вспомним тему урока. Так какие новые звуки и букву вы узнали? (Слайд 11) | (Дети читают слоги-слияния. договариваю слоги до целых слов: 1группа (3-й уровнь) слог в начале слова; 2группа (2-й уровнь) - в конце слова; 3группа (1-й уровнь) - слог в средине слова) (Делают выводы, что темой урока является звуки [м], [м’] и буква «М». | регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Коллектив-ный Игра Групповой |
2) Физкульт-минутка Цель: ориентирование на здоровый образ жизни, профилактика утомления. | Коллективная. Практический. Здоровьесбере-гающая технология Показ упражнений | (Предлагает ещё раз отдохнуть) Поработали, устали? На зарядку дружно встали! Руки вверх! Руки вниз! Выше руки! Шире плечи! 1-2-3, дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. | (Дети встают, произносят, выполняют физические упражнения) | регулятивные: -оценивать правильность выполнения. познавательные -правильно выполнять команды. коммуникатив-ные: -формирование умения слышать, повторять. личностные: - быть тактичным и уважительным при выполнении упражнений. | Коллектив-ный Правильное выполнение движений. |
3) Дидактичес-кая игра «День-ночь».
4) Работа с иллюстрацией по учебнику с.84
5) Рассказ подготовленных учителем детей. Просмотр слайдов.
| Игровой Объяснительно-иллюстративный Метод опережающего обучения ИКТ технологии (использование ЭОР) | -Наш трудовой день сменила ночь. Поиграем в игру «День ночь»? (Слайд 12 ) Слово – слова - Что изменилось? мама Москва - Почему второе слово записано с большой буквы? - Как приятно вспомнить всё, что связано с нашей родной землёй. Откроем экран- книгу на с.84 - Рассмотрите иллюстрацию. Кто догадался, как называется этот город? - Что вы знаете о Москве? - Название столицы России тоже начинается с буквы М. - Послушаем сообщение об этом городе?
| (Дети читают слова, отвечают на вопросы) (Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике с.84. Строят самостоятельно связные высказы-вания о столице России, слушают информацию подготовленных учащихся, просмотр слайдов) Москва- это главный город нашей Родины. В самом центре вид-ны стены Кремля. (Слайд 13). В этих зданиях работает наше правитель-ство. (Слайд 14) Рядом Красная площадь.(Слайд15)Весь мир слушает бой часов на Спасской башне. (Слайд 16) В Москве много высотных домов, исторических памятников культуры, музеев, театров, парков, а так же святых мест, церквей, храмов, соборов. Перед вами храм Василия Блаженно-го. (Слайд 17) | регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; познавательные: -ориентировать-ся в учебнике, в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникатив-ные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксически-ми нормами родного языка. | Коллектив-ный. Игра. Устные ответы |
VII. Самостоятель-ная работа с самопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет 1). Работа со схемой слова и лексическим значением этого слова. | Фронтальный Словесный Метод декодирования, моделирования | - Внимание! Перед нами новый космический объект. (Слайд 18)
- Чтобы отгадать его произнесите названия цветов и из первых звуков каждого слова составьте новое слово. - Проверим, обозначив звуки буквами: МИР - Как вы понимаете значение этого слова? - А есть и другое значение этого слова. ( Слайд 19 )
МИР- вся земля т.е. Земной шар, планета Земля, а так же люди, население земного шара (нашей планеты). | (Дети разгадывают ребус, выделяют звуки, составляют слово) (Дети высказывают свои предположения) - МИР- это дружба, или когда нет войны. (Слушают объяснения учителя) | познавательные - замещение, кодирование/декодирование, моделирование. регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. - формирование правильного отношения к социальным проблемам | Фронталь-ный, индивиду-альный. Устные ответы. чтение |
2) Физкульт-минутка (музыкальная) Цель: ориентирование на здоровый образ жизни, профилактика утомления. | Здоровьесбере-гающая технология Показ упражнений | - Итак, наша ракета стремительно несётся ввысь. Экипаж работает чётко, слаженно, не нарушая условий полёта. Сейчас предстоит выход в открытый космос. (Слайд 20) (Показывает упражнения. Отмечает отличившихся, поощряет) | ( Слушают и выполняют движения под музыку и комментирование) | личностные: -ориентация выполнения моральных норм, регули-рующих поведе-ние в классе, быть тактичным и уважительным при выполнении упражнений. | Коллектив-ный. Правильное выполнение движений. |
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученным 1). Работа с пословицами | Дифференциро-ванное задание Словесный Метод опережающего обучения. Практический, словесный. | - Ребята, у вас на партах говорящие полоски. Прочитайте (прожужжите) эти предложения. - Найдите и подчеркните букву М в словах. - Как одним словом можно назвать эти предложения? - Прочитаем это объяснение в толковом словаре. ( Слайд 21)
- Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. В каком значении употреблено слово МИР? 1) МИР СТРОИТ, А ВОЙНА РАЗРУШАЕТ. - Найдите в этой пословице слова- антонимы т.е слова противоположные по значению. 2) КТО СЕЕТ МИР - ПОЖНЁТ СЧАСТЬЕ 3) МИРУ – МИР! - Ребята! А вам нужна война? Поднимите сигнальные карточки. - Я очень рада вашему решению. | (Дети 2-3го уровня читают пословицы) (Дети 1-го читают пословицы и работают с тол-ковым словарем) - Пословицы - это краткое народное изречение, с назидательным ( поучительным) смыслом. (Раскрывают смысл пословиц, высказывают своё мнение. Находят и подчёркивают буквы М в словах). - Люди строят, а война всё рушит, ломает. - МИР – ВОЙНА - МИР – ДРУЖБА - Кто живёт дружно, имеет много друзей, тот счастлив. - Всем людям на Земле нужен мир, дружба и не нужна война. (Дети работают с сигнальными карточками). - нет - да | регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; коммуникатив-ные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксически-ми нормами родного языка. предметные: - правильно выделять изученные буквы, личностные: - формировать толерантное отношение к окружающим | Фронталь-ный. Чтение. Устные ответы |
IХ Рефлексивно- оценочный. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Игровой Подводящий к обобщению знаний диалог. Метод обобщения и конкретизации Метод поощрения Словесный метод Метод контроля и самоконтроля Метод поощрения | - А сейчас всем членам экипажа занять свои места, поправить шлемофоны, пристегнуть ремни. Наша ракета всё дальше и дальше удаляется от Земли. (Проводит беседу по вопросам): - Итак, мы выполнили большую часть работы. А поскольку наш полёт не закончен. Я включаю рацию. - Что можно сообщить на Землю? - С какой буквой сегодня познакомились? - Какой звук обозначает буква М? - Что было интересным на уроке? - Возникали затруднения? - Вы смогли их преодолеть? (На партах изображение красных, зелёных, жёлтых звезд). - Я благодарю вас за работу. - И звёзды тоже говорят вам слова благодарности. -Удалось вам сохранить хорошее настроение? -Оцените свою работу - Выберите для себя звезду, вставьте изученную букву, прочитайте слова благодарности и верните её на наше небо. У. НИЦА! .ОЛОДЕЦ! - А если вы вдруг захотели почитать слова с новой буквой, ещё больше узнать о главном городе нашей страны Москве, выберите себе карточку с текстом. ( Приложение 3) Подготовьте чтение целыми словами и подчеркните карандашиком новую букву «эм». | ( Отвечают на вопросы учителя) (Дети работают с сигнальными карточками-звёздами) (Выбирают и показывают своё настроение) (Дети по цвету выбирают карточку с текстом) | познавательные - рефлексия способов и условий дейст-вия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; личностные: - устанавливать связь между целью деятель-ности и ее результатом. регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассни-ками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникатив-ные: - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Индивиду-альный, фронталь-ный. Устные ответы. |