Конспект урока русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
Цель урока: создать условия для освоения детьми правил расстановки знаков препинания. В конспекте представлены этапы урока: мотивация,актуализация знаний,постановка проблемы, проектирование проекта выхода из затруднений, реализация построенного проекта, первичное закрепление, самостоятельная проверка с проверкой по эталону,вклюение в систему знаний и повторение, рефлексия. В ходе урока есть описание деятельности учителя и учащихся. Также представлено приложение к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• умения аргументировать, доказывать, вести диалог, выслушивать собеседника;
• умение принимать и сохранять цель урока, находить способы решения поставленной цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия;
•умение правильно провести рефлексию своих действий.
Личностные: осознание учащимися изучаемой темы.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4класс,авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О.В., карточки с заданиями, проектор, экран, компьютер.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности
- Что такое счастье, что значитдля школьника быть счастливым?
- Что для этого нужно?
- Вчера на уроке мы выяснили отличие сложного предложения от простого. Можем ли мы закончить изучение сложного предложения? Почему?
- Значит чем продолжим заниматься на уроке?
-Хорошая отметка, похвала учителя, хорошие отношения с одноклассниками.
-Хорошо работать на уроке.
-Сложное предложение- наличие двух и более грамматических основ.
- Можно еще наблюдать за сложным предл.,узнать как правильно писать такие предложения, расставлять знаки препинания..
- Изучать сложное предложение.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Какие понятия нужно знать, чтобы успешно работать?
- Работа в группах. Правила работы в группах.
- На карточках предложения и схемы (приложение 1) Придумайте к ним задание и работайте.
- Отличие сложного предл. от простого.
- Уметь выслушать друг, друга, не перебивать, доказывать свою точку зрения, каждый работает и никто не отдыхает..
- Соединить предложения со схемой, расставить знаки препинания.
- Проверяем.Что можете сказать про 1, 2 предложение?
3и4 предложение.Какие знаки препинания вы расставили?
- В чем затруднились?
-2простых есть предложения, у одного из них однородные подлежащие и 2 сложных- по две грам.основы. Затруднились в постановке запятых, правильно ли мы их поставили?
3.Постановка проблемы
-Почему возникло затруднение?
-Не все знаем о сложном предложении.
-В каких предложениях нужна запятая?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую учебную задачу ставим?
- Наметим план наших действий (составляется учителем и учениками вместе)
-Что нам поможет?
- Определите тему урока.
- Цель?
- Выяснить вид предложения. Найти правило постановки запятой.
- 1. Составим алгоритм действий при постановке запятой.
2. Исправим ошибки в наших предложениях.
3. Поупражняться в постановке запятой в подобных предложениях.
-Учебник, учитель, алгоритм
Запятая в сложном предложении.
- Учиться ставить запятые в сложных предложениях.
5. Реализация построенного проекта.
- Определите вид нашего предложения.Докажите.
- Их надо разделить на письме? Какой знак подойдет? Какую роль играет запятая в предложении?
- Давайте составим алгоритм действий при постановке запятой в сложном предложении
(приложение 2)
1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу.
2. Определить границы частей сложного предложения.
3. Между частями сложного предложения поставить запятую.
(проверяется каждое предложение над которым работали учащиеся)
- Это сложное предложение,две основы, ставим запятую.Запятая определяет границы между частями сложного предложения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Упр.70 с.59.Прочитайте предложения, объясните постановку запятых в пред-х.
- Кузнечики трещали в порыжелой траве, перепела кричали, ястребы плавно носились над полями… В этом предложении говорится о кузнечиках,перепелах,ястребах-подлежащие, сказуемые-трещали, кричали, носились. 3 грам. основы- разделяем их запятой-сложное предложение и т.д.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Возьмите карточки, прочитайте предложения. Из какого они произведения, кто автор?
- Расставьте знаки препинания и соотнесите их со схемами (приложение 3). Индивидуальная работа в тетради.
- Проверим (приложение 4)
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Назовите тему сегодняшнего урока. Где мы можем встретить сложные предложения? Зачем мы изуаем эту тему?
- Попробуем написать под диктовку с.58 упр.69-прочитаем, разберем орфограммы, которые встретились в тексте, знаки препинания в предл-х. Прочитайте еще раз и мы запишем под диктовку.
- Откройте учебник и проверьте написанное. У кого нет ошибок? Молодцы!
- Поставьте цели для тех ребят, у кого не получилось сегодня хорошо справиться с работой.
- В текстах, в диктантах.
- Чтобы писать без ошибок, грамотно выражать свои мысли…
- Слушать на уроке, учить правила, быть внимательным, обозначать все орфограммы..
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
― Назовите тему нашего урока.
― Какую же роль играет запятая в сложном предложении?
― Определите ключевые слова этой темы.
― Оцените свою работу на уроке.
Зелёный цвет – я понял и могу объяснить другому.
Жёлтый – я понял, но нужно потренироваться.
Красный – я не понял.
― Домашнее задание.
Для всех: упр. 40 с.23 из дидактического материала.
-Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение.
Приложение 1. Актуализация.
Листья опадают с деревьев в воздухе потянулась паутина.
Пришёл сентябрь.
Обнажился лес часто идут дожди.
Гуси и журавли улетают в тёплые края.
1. [ ‗‗‗‗ ____ ] .
2. [ ____ и ____ ‗‗‗‗ ] .
3. [ ____ ‗‗‗‗ ],[ ‗‗‗‗ ____ ] .
4. [ ‗‗‗‗ ____ ],[ ‗‗‗‗ ____ ].
Приложение 2.
Алгоритм постановки запятой в сложном предложении.
1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу.
2. Определить границы частей сложного предложения.
3. Между частями сложного предложения поставить запятую.
Приложение 3. Самостоятельная работа.
В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.
Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.
В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
Ветер весело шумит, судно весело бежит.
[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ].
[ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ].
[ ‗‗ __ ] , [ __ ‗‗ ].
[ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ] ,[ __ ‗‗ ]. .
Приложение 4. Образец самостоятельной работы.
В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.
Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.
В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.