Урок русского языка, 4 класс (система Л.В. Занкова).
Румянцева Лариса Васильевна, учитель начальных классов.
1) Познакомить с правописание наречий, образованных от прилагательных при помощи приставки по- и суффиксов–ому, -ему, -и.
2) Развивать умение писать наречия, образованные от прилагательных с приставкой, мыслительные операции ( сравнение, анализ, обобщение); коммуникативные умения (работать в парах, умение слушать, принимать мнение другого).
3)Воспитывать уважение относительно друг друга через организацию групповой и парной работы.
1. Учебник «Русский язык», 4 класс, часть 2 (автор А.В. Полякова).
2. Карточки.
Этапы урока | Деятельность учитель | Деятельность обучающихся | Формы урока |
1.Организационный момент. | Эмоциональный настрой. Желаю удачи и новых открытий. -Запишите число, подчеркните орфограммы. | 1. Запись числа. Выделить орфограммы. | |
2. Словарная работа. Цель: повторение словарных слов. Ц: классификация слов. | Повторим словарные слова. Петренко, Шатилов, Работают на карточках самостоятельно, а остальные в группах. -Словарные слова разделите на две группы. | 1. Работа в парах. 3 человека работают самостоятельно на карточках. Карточка№1 Справа, снизу, слева, честно, сейчас, издалека, профессия, биография, путешествие, экскаватор, эскалатор, маляр. | Парная. Самостоятельная. |
3. Актуализация знаний. Ц: определить, что еще не знают ученики. | -Прочитайте 1-ю группу слов, 2-ю. -Что можете сказать о 2-ой группе слов? -Что знаете о наречиях? -Какая тема урока? Карточка №2 Возьмите карточку №2. Выпишите слова, которые пишутся через дефис. Докрасна, вправо, по-старому, изредка, по-прежнему, досуха, засветло, по-дружески. -Прочитайте слова, которые выписали. -Что нового видите? | Это наречие, а остальные - имена существительные. На доске Знаю Не знаю 1.Неизменяемая часть речи. 2.Поясняет глаголы и прилагательные. 3.Обозначает 4. В предложении является обстоятельством. 5. Из-, до-, с- пишется а. На-, за-, в- пишется о. «Правописание наречий с приставками» Выписывают слова: по-старому, по-прежнему, по-дружески. Мы такие наречия еще не писали. Они пишутся через дефис. | Фронтальная. Самостоятельная |
4. Постановка учебной задачи. Ц: определить, что должны узнать на уроке? | -Что мы должны узнать на уроке? | Почему некоторые наречия пишутся через дефис? | |
5. «Открытие» новых знаний. Ц: проверить умение сравнивать, делать выводы. | Для того чтобы узнать, почему некоторые наречия пишутся через дефис, поработаем в группах. 1. Работа в группах. Вы будете исследователями этого вопроса и представите свои выводы. А я – ваш научный консультант. 2. Вывод учеников. 3. Сравним свой вывод с выводом ученых, которые писали этот учебник стр. 13. - Отчего же зависит написание наречий через дефис? Молодцы, вы хорошо поработали. Я благодарю вас за работу. | Выполняют задания. 1. Прочитай наречия. 2. Выдели суффикс. 3. Выдели приставку. 4. Подумай, почему наречия пишутся через дефис. Высказывания учеников. Сравнивают свой вывод с выводом учебника. Написание зависит от суффиксов. | Работа в группах. |
Физ. минутка. | Если это наречия, то делаем хлопок. Если др. часть речи, то приседаем. новый, справа, добро, вверх, правда, вниз, руки, вправо, налево, . | Выполняют упражнения. | |
6.Составление алгоритма. | Для правильного написания наречий через дефис нужно составить алгоритм. Когда нужно писать приставку по через дефис? С чего мы начнем работу? 1. Прочитаю наречие. 2. Выделю суффикс. Если Если суффиксы -а, -о, -е, -ому то пишу слитно -ему -и то пишу по- через дефис | | Коллективная работа |
7.Первичное закрепление. | Проверим, как работает этот алгоритм. 1. С комментированием. (По) новому, (в) право, (по) зимнему, (с) лева, (по) хорошему, (по) весеннему, (по) товарищески. | Комментируют написание слов. | Фронтальная работа. |
8. Самостоятельная работа. | Ученики получают карточки с дифференцированными заданиями А теперь поработаем самостоятельно. Самопроверка. | 1. Спиши, раскрывая скобки. 2. Запиши однокоренные наречия к данным словам. 3. Запиши выделенные выражения наречиями. Выдели орфограммы. Составь 2-3 предложения с наречиями, которые пишутся через дефис и слитно. | Самостоятельная работа. |
9. Итог урока. | Что нового узнали на уроке? Для чего нужно знать, как пишутся наречия? | Высказывания учеников. | |
10. Домашнее задание по выбору учеников. | 1. Из книги, которую вы читаете выписать4-5 предложений с наречиями, которые пишутся через дефис и слитно. 2. Составит и записать рассказ, используя наречия, которые пишутся через дефис и слитно. | Выбирают задание. | |